Ценностные ориентации студенческой молодежи в современных социально- экономических условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

В исследованиях проблем молодежи в бывшем СССР долгие годы использовался традиционный подход, отличительная черта которого - преимущественно идеологическая направлен¬ность. Поскольку проблема молодежи была полностью отдана в сферу деятельности комсомола, то, пожалуй, не было в науке полхода, более заидеологизированного, чем изучение молодежи. Наряду с политизацией проблем моло¬дого поколения следует отметить и налет заботливо опекающего и назидательно-менторского тона, исходящего со сторо¬ны общества в отношении к молодежи.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………… ………. 3-5
Глава I ……………………………………………………………………… 6-11
Глава II ……………………………………………………………………..12-16
Заключение ……………………………………………………………….. 17-18
Библиографический список …………………………………………….. …19

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Ценностные ориентации — это функциональная потребность в стадии ее реализации. В них фиксируется направление деятельности, содержится потенциальная духовная энергия, равная силе осознанной потребности. Ценностные ориентации — это сознательное воспроизведение ценностных качеств объекта, когда субъект «....делает самоё свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания».

Ценностным ориентациям присуще  такое внутреннее напряжение, которое способно пробудить желание, намерение, интерес, направленный на конкретный вид деятельности. Благодаря этим качествам ценностные ориентации способны выполнить определенную систему социальных функций. Во-первых, ценностные ориентации приобщают индивида, приспосабливают его к системе норм и ценностей данной социальной среды. Во-вторых, они способствуют самоутверждению личности, реализации ее дарований, социальных ожиданий. В-третьих, они обеспечивают «гармонизацию» внутреннего мира личности, систематизацию ее знаний, норм, стереотипов и т.п..

Важное место в системе социальных ценностей занимают также и социальные нормы, которые более конкретно регламентируют человеческую деятельность. Под влиянием данного регулятивного механизма как раз и складывается в значительной мере предрасположенность людей к определенному восприятию социальной действительности и к определенным способам действий в условиях этой действительности.

В течение последнего десятилетия  в российских гуманитарных исследованиях  и в политической публицистике произошли  значительные перемены. Вместо прежних идеологических принципов тоталитарного социализма (а многие из них получили правовое выражение, прежде всего, в конституциях того времени)1 утвердились новые ценности — общечеловеческие. В книгах и статьях, выступлениях публицистов и государственных деятелей говорится о "естественных и неотчуждаемых" правах человека, о "священной и неприкосновенной частной собственности", рыночной экономике, разделении властей, гражданском обществе, автономии местного самоуправления.

Вместе с  тем в печати появились критические оценки тех рассуждений, с которыми выступают некоторые специалисты по правам человека, новые теоретики государства и философы права. Участники Всероссийской конференции "Российское государство и право на рубеже тысячелетия" (2000 год) указывали на "некритическое заимствование ценностей западноевропейской политико-правовой культуры", относящейся еще к XVII-XVIII векам, "недооценку положительных регулирующих возможностей государства", говорили о необходимости "пересмотра гипертрофированного значения индивидуалистических политико-правовых ценностей", критиковали "индивидуалистические теоретические конструкции примата прав человека над любой социальной общностью, доминирования гражданского общества над государством"10.

Современные условия развития общества и государства отнюдь не требуют отказа при научном рассмотрении ценностных ориентаций от общечеловеческих ценностей, зафиксированных в международном и внутригосударственном праве, но эти условия предполагают новое прочтение одних и пересмотр других, дополнения их новыми ценностями, сочетания с ними.

 

Глава II

Ценностные ориентации студенческой молодежи

 

Молодежь – это молодое, подрастающее поколение8; молодые люди; юноши, девушки2.

Границы молодежного возраста подвижны, вариабельны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Принято, что границы рассматриваемого контингента находятся в основном в диапазоне от 15 до 30 лет. «В среднем в 15 лет молодой человек физиологически перестает быть ребенком и становится подростком, именно с этого возраста он наиболее восприимчив в созидательном отношении, начинается формирование трудовых, нравственных навыков и качеств. Именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в средней школе или, например, поступить в профтехучилище или техникум, происходит массовое разделение учащихся в школе на продолжающих обучение и поступающих на работу»6. Обычно к 30-ти годам человек достигает, как правило, профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, и он занимает более-менее стабильное положение в обществе.

В последние десятилетия период социального созревания молодежи удлинялся. Несмотря на то, что современная молодежь созревает физически и интеллектуально быстрее, чем предыдущие поколения, происходило определенное "старение" молодежи. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для других государств. Однако в нашей стране период социальной адаптации молодежи дольше, чем на Западе. Возрастная граница, отделяющая молодых от срока социальной зрелости, далеко вышла за пределы 24-25 лет и составляла у нас 30-35 лет6.

Удлинение сроков адаптации молодежи объясняется следующими главными причинами. Во-первых, увеличением периода получения образования: школа, техникум, высшее учебное заведение, аспирантура задерживали пребывание человека в процессе обучения нередко до 35 лет; во-вторых, молодежь не могла удовлетворить свои элементарные потребности, взять на себя ответственность за свое благосостояние, материальное обеспечение своей семьи без помощи родителей. Это растягивало сроки адаптации молодежи в обществе, порождало инфантильность и иждивенчество. Тем не менее, в указанный возрастной период происходят обычно основные события в жизни человека: он поступает в учебное заведение, устраивается на работу, обзаводится семьей. Происходит процесс социализации молодого человека - социальной адаптации (или, напротив, интегративного включения в общество). Для многих молодых людей такое включение начинается в студенческие годы. Студенчество – это социальная группа, состоящая из молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях. Существенная социальная черта студенчества – его близость по характеру деятельности, интересам, ориентациям к социальной группе интеллигенции, специалистов. Этим же определяется и внутренняя неоднородность студенчества не только по социальному происхождению, национальности, демографическим признакам, но, прежде всего, по чертам профессионального облика, близким к чертам соответствующих отрядов специалистов. Таким образом, индивид включается в социальные отношения – социализацию, которая осуществляется путем усвоения человеком социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.

Социализация — это процесс  и результат усвоения и активного  воспроизводства индивидом социального  опыта, осуществляемый в общении  и деятельности5. Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как "воспитание", "обучение", "развитие личности".

Социализация осуществляется через  ряд условий, которые могут быть названы "факторами". Такими факторами  социализации являются: целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.

Социализация включает в себя ряд аспектов, но главным является выработка на основе полученных знаний и воспитания, социального опыта и культуры совокупности ценностных представлений о действительности. Именно выработанные ценностные представления об окружающей общественной среде, о хорошем и плохом, о должном и желанном, о самом себе и т.п. являются теми определенными критериями, которые обосновывают реальные действия личности.

В современном обществе формирование ценностных представлений личности происходит, прежде всего, под целенаправленным воздействием семьи, школы, СМИ, трудовых коллективов и т.п. Общество с помощью своих социальных институтов целенаправленно «прививает» молодежи традиционные социальные ценности. Последние, реализуясь в реальном поведении, характеризуют направленность и содержание социальной активности личности. Социализация соответствует добровольному принятию человеком социально-политических ценностей и установок, сформированных на каждом этапе развития общества. Она проходит через всю человеческую жизнь. В какие-то моменты истории процесс социализации протекает эволюционно, носит постепенный размеренный характер, в другие отрезки времени, может быть, сродни взрыву. Каждое новое поколение, неизбежно опираясь на опыт предыдущего, оценивает и осваивает мир на свой лад, привнося в созидательную деятельность новые приемы и средства, приноравливаясь к условиям и обстановке своего времени.

В современной науке не существует единого подхода к рассмотрению личностных ориентаций каждого конкретного  молодого поколения.

Например, в результатах исследований, проведенных московским центром  социально-психологической адаптации подростков, называются следующие ценности учащейся молодежи:

1. Счастливая семейная жизнь. 2. Наличие хороших и верных друзей.      3. Свобода как независимость в поступках и действиях. 4. Материально-обеспеченная жизнь. 5. Любовь. 6. Здоровье. 7. Уверенность в себе. 8. Интересная работа. 9. Познание. 10. Красота природы и искусства. 11. Творчество. 12. Активная, деятельная жизнь.

В исследовании социальных ориентиров различных общественных групп одним из центральных понятий является социальный статус - интегративный показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе в системе социальных связей и отношений. Он выражается в оценке некоторой совокупности материальных и нематериальных признаков, взаимосвязанных между собой. В перечень этих признаков входят материальное положение, престиж профессии, уровень культуры и образованности человека, достигнутое общественное положение, приобщенность к некоторым социальным группам, слоям, кругу и т.п.

Социальный статус может оцениваться  самим человеком, т.е. носить характер внутренней оценки, и рассматриваться  извне - людьми, социальными группами, обществом в целом.

Одно из главных мест среди социальных ориентиров занимает материальное положение. Работа и активная трудовая установка могут быть средством достижения определенного материального положения и социального статуса.

Важным показателем в формировании социальных ориентиров является пол. Многие социальные проблемы на Западе изучаются именно под этим углом зрения. Разная установка мужчин и женщин в разные периоды их жизни имеет существенное значение при разработке оптимального соотношения определенных стимулирующих факторов.

Одна из важнейших сторон проблемы выбора социальных ориентиров - выбор сферы занятий. Такой аспект исследования дает основу для решения проблем распределения ресурсов молодежи и их динамического роста в профессиональном отношении.

В широком смысле слова ценностная ориентация студента представляет собой мотивирующий фактор, объясняющий определенную направленность, мировоззрение и социальную активность.

Обобщая рассмотренные ценностные ориентации молодежи и их особенности  у студенчества, можно сказать, что  ценностные ориентации студенческой молодежи - это определенные социальные ценности, выступающие в качестве жизненных приоритетов, основных средств их достижения и регулирующие поведение студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Студенты двух последних десятилетий были поставлены в достаточно сложные условия – им приходится самим решать, что ценнее: обогащение любыми способами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям; отказ от ограничительных функций прежних моральных норм вообще или скорейшая их выработка, в соответствии с новыми ориентирами общества, основанными на критериях нравственности; безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья как оплот успешного существования.

В современной России идет процесс трансформации прежних ценностных ориентаций, переживающих кризис, в новые, которые уже заявили о себе, но четко еще не определились, что соответствует состоянию анемии, описываемому П. Монсоном: наша нравственность испытала регресс, но другая еще не успела развиться достаточно быстро, чтобы заполнить пустоту оставленную прежней нравственностью в наших сознаниях. Наша вера поколеблена; традиция потеряла власть; индивидуальное суждение освободилось от коллективного.

Известно, что ценностная шкала определяет стратегически жизненные цели индивида, выступает регулятором поведения, в значительной мере определяет социальные и политические ориентации личности. Студенческая молодежь как одна из самых чувствительных к переменам и мобильных социальных групп является своеобразным барометром общественного настроения, показывающим изменения стратегических ориентиров в системе социальных и политических ценностей.

Особый национальный менталитет оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций молодежи, в частности: уважение к старшим, ответственное отношение к семье и т.д. все эти компоненты должны быть характерными чертами в воспитании молодежи.

В общественном сознании существуют «фундаментальные» ценности, которые являются стержневыми в  любой сфере деятельности. К ним можно отнести образованность, трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интеллигентность и некоторые другие. Снижение значимости этих ценностей в тот или иной период вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство. Сегодня можно говорить об определенной девальвации в массовом сознании нравственных жизненных критериев.

Одно из главных мест в этих условиях принадлежит молодежи. На авансцену экономической жизни выходят новые слои молодежи, несущие неизвестные ранее социальные ориентиры, ценностные установки и экономическое поведение. От того, в каком направлении будет сделан выбор и отношении социальных ориентиров молодежи, зависит и будущее всего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Дробижева Л.М. «Социально-культурный облик советских наций». -

    М.:, 1986 г.

2. Большой толковый словарь русского языка. Под ред. С.А. Кузнецова.. -

    СПб., 2000 г.

3. Краткий  психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского и М.Г.  

    Ярошевского.  – М.:, 1985 г.

4.  «Подросток на перекрестке эпох: проблемы и перспективы социально-

     психологической адаптации  подростков». - М.:, 1997 г.

5.  Психология: словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. –

     М.:., 1990 г.

6. Раковская О.А. «Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы,

     перспетивы». – М., 1983 г.

7. Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Г.В. Осипова. –

     М..:, 1998 г.

8. Словарь русского языка. Под ред. Г.П. Князькова, т. 2. М.:, 1958 г.

9. Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г.В. Осипова. –

Информация о работе Ценностные ориентации студенческой молодежи в современных социально- экономических условиях