Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 11:40, контрольная работа
В исследованиях проблем молодежи в бывшем СССР долгие годы использовался традиционный подход, отличительная черта которого - преимущественно идеологическая направлен¬ность. Поскольку проблема молодежи была полностью отдана в сферу деятельности комсомола, то, пожалуй, не было в науке полхода, более заидеологизированного, чем изучение молодежи. Наряду с политизацией проблем моло¬дого поколения следует отметить и налет заботливо опекающего и назидательно-менторского тона, исходящего со сторо¬ны общества в отношении к молодежи.
Введение …………………………………………………………… ………. 3-5
Глава I ……………………………………………………………………… 6-11
Глава II ……………………………………………………………………..12-16
Заключение ……………………………………………………………….. 17-18
Библиографический список …………………………………………….. …19
Ценностные ориентации — это функциональная потребность в стадии ее реализации. В них фиксируется направление деятельности, содержится потенциальная духовная энергия, равная силе осознанной потребности. Ценностные ориентации — это сознательное воспроизведение ценностных качеств объекта, когда субъект «....делает самоё свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания».
Ценностным ориентациям
Важное место в системе социальных ценностей занимают также и социальные нормы, которые более конкретно регламентируют человеческую деятельность. Под влиянием данного регулятивного механизма как раз и складывается в значительной мере предрасположенность людей к определенному восприятию социальной действительности и к определенным способам действий в условиях этой действительности.
В течение последнего десятилетия в российских гуманитарных исследованиях и в политической публицистике произошли значительные перемены. Вместо прежних идеологических принципов тоталитарного социализма (а многие из них получили правовое выражение, прежде всего, в конституциях того времени)1 утвердились новые ценности — общечеловеческие. В книгах и статьях, выступлениях публицистов и государственных деятелей говорится о "естественных и неотчуждаемых" правах человека, о "священной и неприкосновенной частной собственности", рыночной экономике, разделении властей, гражданском обществе, автономии местного самоуправления.
Вместе с тем в печати появились критические оценки тех рассуждений, с которыми выступают некоторые специалисты по правам человека, новые теоретики государства и философы права. Участники Всероссийской конференции "Российское государство и право на рубеже тысячелетия" (2000 год) указывали на "некритическое заимствование ценностей западноевропейской политико-правовой культуры", относящейся еще к XVII-XVIII векам, "недооценку положительных регулирующих возможностей государства", говорили о необходимости "пересмотра гипертрофированного значения индивидуалистических политико-правовых ценностей", критиковали "индивидуалистические теоретические конструкции примата прав человека над любой социальной общностью, доминирования гражданского общества над государством"10.
Современные условия развития общества и государства отнюдь не требуют отказа при научном рассмотрении ценностных ориентаций от общечеловеческих ценностей, зафиксированных в международном и внутригосударственном праве, но эти условия предполагают новое прочтение одних и пересмотр других, дополнения их новыми ценностями, сочетания с ними.
Глава II
Ценностные ориентации студенческой молодежи
Молодежь – это молодое, подрастающее поколение8; молодые люди; юноши, девушки2.
Границы молодежного возраста подвижны, вариабельны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Принято, что границы рассматриваемого контингента находятся в основном в диапазоне от 15 до 30 лет. «В среднем в 15 лет молодой человек физиологически перестает быть ребенком и становится подростком, именно с этого возраста он наиболее восприимчив в созидательном отношении, начинается формирование трудовых, нравственных навыков и качеств. Именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в средней школе или, например, поступить в профтехучилище или техникум, происходит массовое разделение учащихся в школе на продолжающих обучение и поступающих на работу»6. Обычно к 30-ти годам человек достигает, как правило, профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, и он занимает более-менее стабильное положение в обществе.
В последние десятилетия период социального созревания молодежи удлинялся. Несмотря на то, что современная молодежь созревает физически и интеллектуально быстрее, чем предыдущие поколения, происходило определенное "старение" молодежи. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для других государств. Однако в нашей стране период социальной адаптации молодежи дольше, чем на Западе. Возрастная граница, отделяющая молодых от срока социальной зрелости, далеко вышла за пределы 24-25 лет и составляла у нас 30-35 лет6.
Удлинение сроков адаптации молодежи объясняется следующими главными причинами. Во-первых, увеличением периода получения образования: школа, техникум, высшее учебное заведение, аспирантура задерживали пребывание человека в процессе обучения нередко до 35 лет; во-вторых, молодежь не могла удовлетворить свои элементарные потребности, взять на себя ответственность за свое благосостояние, материальное обеспечение своей семьи без помощи родителей. Это растягивало сроки адаптации молодежи в обществе, порождало инфантильность и иждивенчество. Тем не менее, в указанный возрастной период происходят обычно основные события в жизни человека: он поступает в учебное заведение, устраивается на работу, обзаводится семьей. Происходит процесс социализации молодого человека - социальной адаптации (или, напротив, интегративного включения в общество). Для многих молодых людей такое включение начинается в студенческие годы. Студенчество – это социальная группа, состоящая из молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях. Существенная социальная черта студенчества – его близость по характеру деятельности, интересам, ориентациям к социальной группе интеллигенции, специалистов. Этим же определяется и внутренняя неоднородность студенчества не только по социальному происхождению, национальности, демографическим признакам, но, прежде всего, по чертам профессионального облика, близким к чертам соответствующих отрядов специалистов. Таким образом, индивид включается в социальные отношения – социализацию, которая осуществляется путем усвоения человеком социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.
Социализация — это процесс
и результат усвоения и активного
воспроизводства индивидом
Социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы "факторами". Такими факторами социализации являются: целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.
Социализация включает в себя ряд аспектов, но главным является выработка на основе полученных знаний и воспитания, социального опыта и культуры совокупности ценностных представлений о действительности. Именно выработанные ценностные представления об окружающей общественной среде, о хорошем и плохом, о должном и желанном, о самом себе и т.п. являются теми определенными критериями, которые обосновывают реальные действия личности.
В современном обществе формирование ценностных представлений личности происходит, прежде всего, под целенаправленным воздействием семьи, школы, СМИ, трудовых коллективов и т.п. Общество с помощью своих социальных институтов целенаправленно «прививает» молодежи традиционные социальные ценности. Последние, реализуясь в реальном поведении, характеризуют направленность и содержание социальной активности личности. Социализация соответствует добровольному принятию человеком социально-политических ценностей и установок, сформированных на каждом этапе развития общества. Она проходит через всю человеческую жизнь. В какие-то моменты истории процесс социализации протекает эволюционно, носит постепенный размеренный характер, в другие отрезки времени, может быть, сродни взрыву. Каждое новое поколение, неизбежно опираясь на опыт предыдущего, оценивает и осваивает мир на свой лад, привнося в созидательную деятельность новые приемы и средства, приноравливаясь к условиям и обстановке своего времени.
В современной науке не существует единого подхода к рассмотрению личностных ориентаций каждого конкретного молодого поколения.
Например, в результатах исследований, проведенных московским центром социально-психологической адаптации подростков, называются следующие ценности учащейся молодежи:
1. Счастливая семейная жизнь. 2. Наличие хороших и верных друзей. 3. Свобода как независимость в поступках и действиях. 4. Материально-обеспеченная жизнь. 5. Любовь. 6. Здоровье. 7. Уверенность в себе. 8. Интересная работа. 9. Познание. 10. Красота природы и искусства. 11. Творчество. 12. Активная, деятельная жизнь.
В исследовании социальных ориентиров различных общественных групп одним из центральных понятий является социальный статус - интегративный показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе в системе социальных связей и отношений. Он выражается в оценке некоторой совокупности материальных и нематериальных признаков, взаимосвязанных между собой. В перечень этих признаков входят материальное положение, престиж профессии, уровень культуры и образованности человека, достигнутое общественное положение, приобщенность к некоторым социальным группам, слоям, кругу и т.п.
Социальный статус может оцениваться самим человеком, т.е. носить характер внутренней оценки, и рассматриваться извне - людьми, социальными группами, обществом в целом.
Одно из главных мест среди социальных ориентиров занимает материальное положение. Работа и активная трудовая установка могут быть средством достижения определенного материального положения и социального статуса.
Важным показателем в
Одна из важнейших сторон проблемы выбора социальных ориентиров - выбор сферы занятий. Такой аспект исследования дает основу для решения проблем распределения ресурсов молодежи и их динамического роста в профессиональном отношении.
В широком смысле слова ценностная ориентация студента представляет собой мотивирующий фактор, объясняющий определенную направленность, мировоззрение и социальную активность.
Обобщая рассмотренные ценностные ориентации молодежи и их особенности у студенчества, можно сказать, что ценностные ориентации студенческой молодежи - это определенные социальные ценности, выступающие в качестве жизненных приоритетов, основных средств их достижения и регулирующие поведение студентов.
Заключение
Студенты двух последних десятилетий были поставлены в достаточно сложные условия – им приходится самим решать, что ценнее: обогащение любыми способами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям; отказ от ограничительных функций прежних моральных норм вообще или скорейшая их выработка, в соответствии с новыми ориентирами общества, основанными на критериях нравственности; безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья как оплот успешного существования.
В современной России идет процесс трансформации прежних ценностных ориентаций, переживающих кризис, в новые, которые уже заявили о себе, но четко еще не определились, что соответствует состоянию анемии, описываемому П. Монсоном: наша нравственность испытала регресс, но другая еще не успела развиться достаточно быстро, чтобы заполнить пустоту оставленную прежней нравственностью в наших сознаниях. Наша вера поколеблена; традиция потеряла власть; индивидуальное суждение освободилось от коллективного.
Известно, что ценностная шкала определяет стратегически жизненные цели индивида, выступает регулятором поведения, в значительной мере определяет социальные и политические ориентации личности. Студенческая молодежь как одна из самых чувствительных к переменам и мобильных социальных групп является своеобразным барометром общественного настроения, показывающим изменения стратегических ориентиров в системе социальных и политических ценностей.
Особый национальный менталитет оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций молодежи, в частности: уважение к старшим, ответственное отношение к семье и т.д. все эти компоненты должны быть характерными чертами в воспитании молодежи.
В общественном сознании существуют «фундаментальные» ценности, которые являются стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести образованность, трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интеллигентность и некоторые другие. Снижение значимости этих ценностей в тот или иной период вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство. Сегодня можно говорить об определенной девальвации в массовом сознании нравственных жизненных критериев.
Одно из главных мест в этих условиях принадлежит молодежи. На авансцену экономической жизни выходят новые слои молодежи, несущие неизвестные ранее социальные ориентиры, ценностные установки и экономическое поведение. От того, в каком направлении будет сделан выбор и отношении социальных ориентиров молодежи, зависит и будущее всего общества.
Библиографический список
1. Дробижева Л.М. «Социально-культурный облик советских наций». -
М.:, 1986 г.
2. Большой толковый словарь русского языка. Под ред. С.А. Кузнецова.. -
СПб., 2000 г.
3. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского и М.Г.
Ярошевского. – М.:, 1985 г.
4. «Подросток на перекрестке эпох: проблемы и перспективы социально-
психологической адаптации подростков». - М.:, 1997 г.
5. Психология: словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. –
М.:., 1990 г.
6. Раковская О.А. «Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы,
перспетивы». – М., 1983 г.
7. Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Г.В. Осипова. –
М..:, 1998 г.
8. Словарь русского языка. Под ред. Г.П. Князькова, т. 2. М.:, 1958 г.
9. Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г.В. Осипова. –