Человеческое бытие: загадка или тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:39, контрольная работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение загадок и тайн человеческого бытия. Для достижения поставленной цели в рамках настоящей контрольной работы необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность человеческого бытия;
изучить формы человеческого бытия;

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность человеческого бытия 4
2. Формы человеческого бытия 6
Заключение 11
Список использованных источников 13

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 38.80 Кб (Скачать файл)

Определение специфики человеческого  бытия возможно через выделение  разных измерений самого человека.

Индивидуальный аспект человеческого  бытия предполагает рассмотрение периода  жизни индивида, ограниченного датами рождения и смерти. В качестве первичной  предпосылки бытия человека выступает  жизнь его тела. В природном  мире человек, существуя как тело, находится в зависимости от законов  развития и гибели организмов, циклов природы. Из факта существования  человека, как живого тела, вытекает его подвластность законам наследственности, отменить которые невозможно. Это  настраивает на бережное обращение  с природно-биологическим потенциалом  человека. Чтобы дать жизнь духу, нужно обеспечить жизнь телу. Во всех цивилизованных странах признание  фундаментальных прав человека на удовлетворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплено юридически.

Включенность человека в  культуру раскрывает личностный аспект бытия человека. Индивид становится общественно значимой личностью  в ходе социализации, посредством  языка и общения, освоения и пополнения сокровищницы человеческой культуры. Психолог А. Леонтьев назвал деятельность человека «единицей жизни», Понятие «индивид» выступает как предпосылочное для понятия «личность», а индивидуальное бытие — как основание для бытия личности. Поэтому новорожденный младенец может стать, человеком только в окружении других людей. Мыслители многих времен и народов искали связь между телом человека и его духовными исканиями, отмечая, что детерминация бытия человека со стороны его духа уникальна. Эгоизм телесных потребностей перекрывается поступками и действиями окультуренной личности. Человек в состоянии контролировать и регулировать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответствии с естеством, но в соответствии с социально-исторически закрепленными нормами. Согласно традициям русской философской школы, бытие человека должно отвечать осознанию смысла и значимости собственной жизни.

Социальное бытие понимается как жизнь общества, связанная  с деятельностью, производством  материальных благ и включающая в  себя многообразие отношений, в которые  люди вступают в процессе жизнедеятельности. Общественное бытие — это онтология  социальной жизни. По структуре общественное бытие представлено реалиями повседневности, практической деятельностью и отношениями  между людьми. Общественное бытие (отношения  людей к природе и друг к  другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и существует относительно независимо от индивидуального  сознания каждого индивида. Общественное бытие это объективная общественная реальность, она первична по отношению  к сознанию отдельного индивида и  поколения [2, c.57].

Согласно трудовой гипотезе марксизма в центре социального  бытия находится труд. Идея первичности  материального производства в жизни  общества отличает материалистическое понимание истории от идеалистического. Развитие общественного бытия невозможно без непрерывного взаимодействия со сферой неорганики (косной материи) и органической формой бытия. Специфика бытия живого, телесность человека, законы функционирования человеческой физиологии ставят реальные ограничения сфере общественного бытия. В то же время становление и развитие общественного бытия предполагает непрерывное расширение природных границ. Социальное бытие выступает как вид социального творчества и тесно взаимодействуете общественным сознанием.

Каково место и значение бытия человека в целостном единстве бытия? Некоторые мыслители полагали, что человек и даже человечество в целом — лишь незначительная часть необозримого мира. В последние  годы статус человека и человечества в мире значительно вырос. Согласно до- минирующей в настоящее время точке зрения человек и человечество — не просто часть мира. Своим бытием человечество активно влияет на мир и самого себя. Именно человек способен познавать не только бытие в целом, но и собственное бытие в мире. Осознавая бытие мира и себя как часть единого бытия, человек одновременно осознает величайшую ответственность за бытие человеческого рода.

 

 

Заключение

Человек – это общеродовое понятие, это совокупность физиологических и психологических особенностей, отличающих человеческое существо от других живых существ. Индивид – это конкретный представитель человеческого рода. Индивидуальность – это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. В процессе роста у ребенка формируется характер, который зависит от внешнего и внутреннего мира.

Личность – это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социального опыта. Личность формируется и развивается в  процессе своей жизнедеятельности, т.е. приобретается определенный социальный опыт. Выделяют физическую, социальную и духовную личности. По мнению Бердяева, индивидуум есть натуралистическая, прежде всего биологическая категория; есть часть рода и подчинен роду. Индивидуум есть также социологическая  категория, и в этом качестве он подчинен обществу, есть часть общества.

Проблема смысла жизни  человека осуждается философами разных направлений, разных эпох. Экзистенциализм  – философия человеческого существования. Для этого направления характерно исследование состояния человека, проблема отчуждения человека от общества. По мнению философов – экзистенциалистов  человек, делает самого себя, обретает свою сущность, уже существуя. Смысл  жизни – в согласии с собственной  природой, удовлетворении потребностей, получении наслаждения, творческой деятельности для собственного удовольствия и блага общества. С точки зрения философов – марксистов, смысл  жизни человека в присвоении человеком  собственной подлинной человеческой сущности. Смысл жизни с позиции  марксистов состоит в признании  необходимости участия отдельного человека в коммунистическом движении, устранении унизительных условий труда, в преобразовании собственной человеческой природы.

Существует много концепций, ставящих вопрос о смысле существования, но выделяются три наиболее известных.

Первая – существование ради самореализации, вторая – существование  ради социального служения и, наконец, третья – существование ради совершенствования  духа. Ясно, что вторая концепция  отождествляет собой фактическую  бесконечность (с духовной точки  зрения) существования человечества, она во многом отражает идеи гуманистов о существовании в пользу других. Неясно, к чему ведет первая концепция, так как посредством полной самореализации лишь увеличиваются темпы прогресса  человечества, хотя, возможно, в этом можно увидеть кратчайший путь к  некой крайней точке существования, какой, например, можно считать нирвану. Но, скорее всего состояние нирваны можно отнести в третьей концепции – существования ради совершенствования духа. Согласно буддизму, человеку (не в прямом смысле слова) дано свыше семь материальных жизней на земле, за которые он должен добиться максимального совершенствования своего духа. После прохождения семи жизненных кругов, человек возвращается в мир более низшей материи – неживой природы – в случае далекого от идеального состояния души, либо, в противном случае, поднимается в более высокий астральный мир.

Каждая религия определяет свой смысл человеческого бытия. Многие философы, психологи и другие ученые пытались в своих работах объяснить  смысл человеческого бытия.

 

 

 

Список использованных источников

  1. Архипкин В.Г. Естественнонаучная картина мира: Учеб.пособие / В.Г.Архипкин, В.П.Тимофеев. – Красноярск: Краснояр.гос.ун-т, 2011. – 320 с.
  2. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. 3-е изд., с исправлениями и дополнениями. - М.: Просвещение, 2008. - 664 с.
  3. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М.: Просвещение, 1986. – 146 с.
  4. Степин В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В.С.Степин, Л.Ф.Кузнецова. - М.: Изд-во Проспект, 2007. - 274 с.
  5. Фролов И.Т. Введение в философию. Учебник / И.Т.Фролов. – М.: Культурная революция, 2007. – 623 с.

Информация о работе Человеческое бытие: загадка или тайна