Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2015 в 16:32, реферат
В самом общем смысле - это есть стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности. Большинство людей не задумывается о том, что сознание - это еще не вся психика и даже не большая ее часть. За пределами сознания находится мощный психический аппарат, который формировался в течение многих тысячелетий и деятельность которого недоступна самонаблюдению, подобно тому, как недоступны ему деятельность печени и других жизненно важных органов.
Введение…………………………………………………………………….…..3
1.Социальная динамика………..……………………………………………...4
1.1 Источники и факторы социальной динамики…………………………4
1.2 Субъекты и движущие силы социальной динамики………………….8
Заключение……………………………………………………………………..10
2.Схема структуры общественного сознания………………………..…….13
3.Кроссворд на тему «История философии»………………………………15
Список используемой литературы……………………………………………..17
В самом общем смысле - это есть стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности. Большинство людей не задумывается о том, что сознание - это еще не вся психика и даже не большая ее часть. За пределами сознания находится мощный психический аппарат, который формировался в течение многих тысячелетий и деятельность которого недоступна самонаблюдению, подобно тому, как недоступны ему деятельность печени и других жизненно важных органов. Однако именно в этой скрытой, бессознательной части психики находятся первоисточники многих наших чувств и мыслей. Здесь накапливаются до конца неосмысленные, неотреагированные переживания, происходит синтез единичных впечатлений и разложение целостных, но случайных образов, которые человек воспринимает во время бодрствования, в конкретной ситуации.
Предыстория возникновения
психоанализа начиналась с так называемого
катартического метода, использованного
австрийским врачом Й. Брейером (1842–1925)
при лечении случая истории молодой девушки
в 1880–1882 гг. Связанная с катарсисом (очищением
души) терапия основывалась на воспоминаниях
о переживаниях, вызванных к жизни душевными
травмами, их воспроизведением в состоянии
гипноза и соответствующим «отреагированием»
больного, которое ведет к исчезновению
симптомов заболевания.
История возникновения психоанализа началась
с отказа З. Фрейда от гипноза и использования
им техники свободных ассоциаций. На смену
гипноза приходит новая техника, основанная
на том, что пациенту предлагается свободное
высказывание всех мыслей, возникших у
него в процессе обсуждения с врачом тех
или иных вопросов, рассмотрения сновидений,
построения гипотез, связанных с поиском
истоков заболевания.
В сфере бессознательного переплетаются психическое и соматическое. Психические отклонения перерастают в болезнь тела. Здесь же формируются глубинные симпатии и антипатии к людям, причины конфликтов, которые бывает трудно понять. В бессознательном подготавливаются "роковые решения", вызревают побуждения к героическим или преступным действиям, которых не ожидает ни само лицо, совершающее поступки, ни его окружение. Все социальные, межличностные отношения, массовая психология - пронизаны бессознательными мотивами.
Первая и универсальная задача психоанализа - это расшифровка, истолкование, осмысление всего того нового, неожиданного, противоречивого, что возникает в сознании и человеческих отношениях. Очевидно, что психоанализом занимаются все люди с нормальной, да и с отклоняющейся психикой, когда сталкиваются с чем-то лично их задевающим. Если кто-нибудь из старых знакомых внезапно изменяет к нам отношение, мы стараемся найти этому объяснение в его характере, биографии. В быту, политике, искусстве всегда присутствует психоанализ.
Уникальность, необычность психоанализа связана с тем, что он возник на границе между практической медициной, наукой и бытовым дискурсом. Этим, во многом, объясняется и его научная революционность, необычный интерес к нему широкой общественности и также шквал разоблачений, упреков, обвинений в безнравственности и шарлатанстве, которые со всех сторон посыпались на психоаналитиков. Не будет преувеличением, следуя Фрейду, назвать психоанализ "коперниканским переворотом", поскольку он открыл подходы к пониманию многих явлений, которые раньше наукой игнорировались, принимались как нечто очевидное или объяснялись как результат пережитков, человеческой глупости и порочности. Психоанализ открыл новую эпоху в истории самопознания человека.
Необходимо различать три проблемно-теоретических слоя в психоанализе. Первый связан с медициной, практическим лечением неврозов, методами: свободных ассоциаций, толкования сновидений, группового тренинга и другими. Цель практического психоанализа - это коррекция психики, переработка индивидуальных болезненных комплексов. В процессе клинического психоанализа добывается огромное количество конкретных знаний о больной и здоровой психике. Их нелегко обобщить и привести в систему, поскольку они возникают на основе неповторимого взаимодействия между врачом и пациентом как между уникальными личностями.
Второй слой идей психоанализа совпадает с общей теорией личности. Она складывалась у психоаналитиков на основе их практического опыта, теоретических размышлений и дискуссий с коллегами-психиатрами. Этот второй слой представляет собой теорию, которая взаимодействует с другими теориями в психологии, такими, как рефлексология, гештальт-терапия, когнитивная психология.
По поводу конкретного пациента лечащему врачу желательно иметь "одну теорию", с тем, чтобы поставить диагноз и последовательно вести лечение. Но по поводу "психики вообще" как человеческого феномена может существовать множество теорий, благодаря конкуренции которых поддерживается научная дискуссия, ставятся эксперименты и добываются новые знания. В психоанализе как научном движении очень быстро произошло размежевание на ряд течений. Пять психоаналитических течений, развитых его основоположниками, представлены в настоящем пособии. Но за пределами нашего внимания осталось еще очень много концепций, с которыми читатель легко сможет познакомиться - поток литературы по психоанализу непрерывно растет.
Наконец, третий теоретический слой психоанализа касается таких предметов как человеческая природа, эволюция человека, взаимоотношения полов, происхождение и роль культуры, взаимодействие культуры и личности, социо-культурные причины невротизма. При обсуждение этих предметов психоанализ вливается в общую антропологию, этнологию, социальную философию. Объясняя о происхождении и функциях культуры, таких ее форм, как религия, мораль, искусство, политика, разные психоаналитики конструируют разные бессознательные механизмы. Свои клинические наблюдения и свой метод неврозов каждый психоаналитик использует в качестве исходного пункта для объяснения массовых социо-культурных процессов. Таким образом, религия, взаимоотношения полов, культура получают разную трактовку, например, у Фрейда, Юнга и Хорни.
Судьба психоанализа необычна и вместе с тем характерна. Встреченный насмешками и возмущением академических кругов, он со временем завоевал популярность, сравнимую разве что с популярностью марксизма и мировых религий. Будучи задуман своим творцом как метод лечения неврозов и теория душевной жизни, психоанализ превратился со временем в философию человека и культуры, оказался в центре политической полемики. Достаточно сказать, что в нацистской Германии книги Фрейда были сожжены, а в СССР - запрятаны в спецхран.
Поток критической и комментаторской литературы о психоанализе не иссякает. В самом психоанализе появляются все новые направления, которые выдвигают на первый план те или другие бессознательные механизмы. Влияние психоанализа ощущается в искусстве, массовом и научном сознании. Психоанализ перестроил систему ценностей целого поколения людей в Европе и США. По мотивам раскрытых психоанализом коллизий написано множество драм, новелл, романов. Ими увлекались выдающиеся мастера искусства С. Цвейг, Т. Манн, Д. Лоуренс, Ф. Кафка, С. Дали, Т. Уильямс, А. Миллер, Ш. Андерсен и многие другие. Американский психолог Л. Триллинг писал в 1955 году: "Фрейдистские идеи прочно обосновались в нашей культуре - психиатрия, прежде всего, воспитывается на них. Они имеют решающее влияние на образование и воспитание, чрезвычайно важны в антропологии, социологии, литературоведении. Даже теология должна принимать их в расчет. Мы можем сказать, что они стали интегральной частью нашего современного интеллектуального аппарата".
Уже в начале ХХ века психоанализ приобрел всемирную известность. Ряд работ Фрейда и его учеников был издан в 20-30е годы на русском языке в основанной проф. Д. А. Ермаковым "Психоаналитической библиотечке". Среди советских марксистов были в то время сторонники и противники психоанализа. Первые акцентировали его естественно-научные, материалистические основания, атеизм, разоблачение идеологии как "рационализации" классовых интересов. Другие обращали внимание на мифотворчество Фрейда, указывали, что психоанализ преувеличивает роль психических, внутриличностных конфликтов и не изучает социальных конфликтов, национальной и классовой специфики культуры.
В течение нескольких десятилетий (с середины двадцатых до начала шестидесятых годов) психоанализ в СССР фактически находился под запретом. И только с середины восьмидесятых годов стали широко издаваться работы Фрейда, Юнга, Адлера и других крупнейших психоаналитиков. Сегодня многие образованные люди в нашей стране знакомы с психоанализом. Но обилие психоаналитической литературы, множественность оценок психоанализа, сложность идей, отсутствие в сегодняшней социо-гуманитарной литературе хорошо разработанной методологии - все это рождает потребность в обзорной, систематизирующей учебной литературе.
Психоанализ не ставит перед собой задачу “устранить” тот или иной симптом, манеру поведения, жизненный сценарий, который, как показывает накопленная практика, через какое-то время может проявиться, причем в ином виде. Одна из важнейших задач – установить природу и возможные причины симптома совместно с анализантом и динамику его развития.
На человека влияет его собственная история, история его близких людей, то есть даже та история, в которой он вроде бы не принимал участия. Эта история бывает быть плохой, хорошей, темной или светлой, загадочной, таинственной или публичной. Возможно, о большей части из Вашей истории вы даже ни с кем не говорили, а если и когда-то говорили, то может быть рассказали не обо всем, или были не поняты или выслушаны до конца. В психоанализе не является удивительным даже то, что сам человек не помнит что-либо из своей истории, причем очень значительные ее моменты.
Один из ответов на вопрос: “Что такое психоанализ? – психоанализ это “лечение разговором”. По существу, внешне, пространство психоаналитического сеанса напоминает беседу – о Ваших чувствах, желаниях, поступках, сомнениях, мечтах, фантазиях, сновидениях – прошедших и настоящих. Этот особый вид практики предполагает отсутствие большинства социальных ограничений и условностей.
На психоаналитическом сеансе нет запретных тем, говорите психоаналитику о приходящих к вам мыслях здесь и сейчас: о своих проблемах и волнениях, ощущении тревоги, о работе и отдыхе, об отношениях с другими, о своем детстве, о своих чувствах, о своих родителях и детях, своих мечтах и фантазиях, о юности, о том, что именно в данный момент вашей жизни кажется наиболее важным. Но важным оказаться не только то, что Вы проговариваете, но даже и Ваше молчание.
Внимание психоаналитика в процессе сессии позволяет анализанту узнать больше о происхождении своих проблем и волнении, причинах симптомов. Рассказывая о себе, и при этом, не находясь в границах привычных условностей, Вы научитесь не только говорить, но и постепенно слышать свою собственную речь, а значит понимать себя полнее. При этом Вы получите возможность убедиться в том, что Ваши мысль и речь подчиняются не одному и тому же закону. То, что мы озвучиваем, и то, как мы рассказываем о наших поступках, часто не соответствует нашим мыслям. Причем, подобное можно сказать как о самых “высоких”, так и о самых “низменных” мотивах и побуждениях.