Так создается
впечатление, что культура есть
нечто, навязанное противящемуся
большинству меньшинством, которое
ухитрилось завладеть средствами
власти и насилия.
...Этому психологическому
факту принадлежит определяющее
значение при оценке человеческой
культуры. Если в начале еще
можно было думать, что главное
в ней – это покорение природы
ради получения жизненных благ
и что грозящие ей опасности устранимы,
то теперь центр тяжести переместился,
по-видимому, с материального на душевное.
Таким образом
культура есть определенная «плата»
отдельного человека за выгоды
совместной жизни; вместе с тем
культура необходима обществу
как средство подавления влечений
отдельного человека в интересах
большинства общества. Люди не
имеют спонтанной любви к труду
и требуется определенная доля
насилия над теми, кто не хочет
ради труда ограничивать свои
влечения...
Новые поколения,
воспитанные с любовью и приученные высоко
ценить мысль, заблаговременно приобщенные
к благодеяниям культуры, по-иному к ней
и отнесутся, увидят в ней свое интимнейшее
достояние, добровольно принесут ей жертвы,
трудясь и отказываясь от удовлетворения
своих влечений, как то необходимо для
ее поддержания. Они смогут обойтись без
принуждения и будут мало чем отличаться
от своих вождей. А если ни одна культура
до сих пор не располагала человеческими
массами такого качества, то причина здесь
в том, что ни одной культуре пока еще не
удавалось создать такой порядок, при
котором человек формировался бы в нужном
направлении, причем с самого детства.
Соответствующий эксперимент
еще не осуществлен.
...Мера интериоризации предписаний
культуры популярно и ненаучно выражаясь,
нравственный уровень ее участников, –
не единственное духовное благо, которое
надо принимать в расчет при оценке культуры.
У нее было и другое богатство – идеалы
и творения искусства. ...Другого рода удовлетворение
доставляет представителям того или иного
региона искусство. Искусство, как мы давно
убедились, дает эрзац-удовлетворение,
компенсирующее древнейшие, до сих пор
глубочайшим образом переживаемые культурные
запреты, и тем самым как ничто другое
примеряет с принесенными им жертвами
Кроме того, художественные создания,
давая повод к: совместном)' переживанию
высоко ценимых ощущений, вызывают чувства
идентификации. -которых так остро нуждается
всякий культурный круг служат они также
и нарциссическому удовлетворению, когда
впечатляющим образом? напоминают с себе
в идеалах.
Заключение
Психоанализ в значительной мере повлиял
на развитие всей западной цивилизации.
Понимание того, что на поведение человека
влияют факторы, лежащие вне сферы его
сознания и находящиеся в лучшем случае
под частичным контролем, прибавило здравомыслия
в оценке как окружающих, так и самих себя.
История предлагает обильные доказательства
того, сколь ненадежны устои морали, которые
сдерживают примитивные, порочные и преступные
импульсы, таящиеся в глубинах психики
человека. С другой стороны, психоанализ показал, что мы
одновременно и более моральны, и более
аморальны, чем предполагали ранее. Эта
изменившаяся картина человеческой мотивации
и психологии сыграла важную роль в изменении
социальных установок в западном мире,
особенно в отношении таких вопросов,
как сексуальные нравы, правосудие и, более
того, все социальные и политические институты,
рассматриваемые как 'области приложения'
человеческой психологии. Психоаналитические
принципы наглядно представлены в мифах,
сказках и фольклоре, которые прямо отражают
детские фантазии об исполнении желаний,
например фантазию ребенка о том, что он
был оставлен родителями благородного
происхождения и воспитан 'ненастоящими'
родителями. Практически в каждой культуре
существует миф о ребенке, который был
брошен в поле, где его нашли крестьяне
или звери, или пущен вниз по реке, откуда
его спасли бедные пастухи. Эта тема, столь
часто выявляемая в психоаналитической
ситуации, начинает появляться, когда
ребенок постепенно отдаляется от родителей,
обычно из-за невозможности удовлетворить
эдиповы желания. В подобных фантазиях
истинные родители всячески очерняются,
и в то же время путем отрицания кровнородственных
отношений ребенок получает возможность
уйти от чувства вины по поводу инцестуозных
желаний. В дальнейшем вытесненные детские
желания включаются в мифы или связываются
с героическими историческими личностями
и таким образом получают прямое или косвенное
оправдание. Мифы, как и религиозные ритуалы,
имеют большое воспитательное значение,
так как помогают человеку с детства усвоить
нравственные нормы сообщества. Через
идентификацию с мифологическим героем
индивид может бессознательно удовлетворить
запретные импульсы детства, и в то же
время идеальные качества мифологического
героя служат ему образцом для подражания.
Религия как социальный институт выполняет
сходную функцию, отвечающую потребности
общества в том, чтобы каждый его член
соотносил свои желания с более общими
целями. Психоаналитическое исследование
позволило установить, что некоторые механизмы,
посредством которых индивид пытается
побороть бессознательные антисоциальные,
инцестуозные, отцеубийственные, каннибалистские,
извращенные или агрессивные желания,
находят отражение в любой религиозной
практике и религиозных ритуалах как в
примитивных, так и в развитых сообществах.
Религиозные ритуалы могут служить мощным
инструментом трансформации импульсов
'Оно' и усиления идентификации 'Я' в соответствии
с моральными ценностями общества. Социальная
структура формируется и поддерживается
эротическими и нарциссическими влечениями
к фигуре идеального вождя, который в результате
служит объектом массового переноса (трансфера).
В литературе и искусстве глубоко вытесненные
конфликты и тайные фантазии, которые
тщательно затушевывались или даже не
упоминались в произведениях прошлых
веков, теперь благодаря психоанализу выражаются открыто
и встречают понимание. Значение психоанализа было оценено художниками и
теми, кто изучал гуманитарные дисциплины
и науки об обществе, намного раньше, чем
представителями фундаментальной науки
и философии. Тема бессознательной мотивации
и защитного искажения влечений неизменно
присутствует в наши дни в работах литературных
критиков и историков искусства, а также
в сочинениях биографического жанра. Психоаналитические
подходы оказали влияние и на социальные
науки. Открытие универсальности эдипова
комплекса и инцестуозных табу предлагало
новое понимание примитивных систем родства
и общей природы социальной организации.
В полевых исследованиях, проведенных
этнографами, знающими психоаналитические
теории и методологию, было собрано множество
фактов, связанных с сексуальной идентификацией,
ролевыми моделями, динамикой воспитания
детей и формирования характера, смыслом
церемоний инициации, значением ритуалов
в анимистических и религиозных культах.
Психоаналитические понятия и методы
успешно прилагались и к проблемам социальных
отношений в технически развитых обществах.
Изучение взаимовлияния между конфликтами,
характерными для разных фаз индивидуального
развития, и опытом взросления в определенной
культуре породило новую науку - этнопсихологию.
Аналогичное изучение взаимозависимости
между конфликтами в жизни одаренных лидеров
и национальным историческим контекстом
дало жизнь еще одной дисциплине - исторической
психологии. Кроме того, некоторые результаты
психоаналитических исследований оказалось
возможным экстраполировать на такую
область, как связи между людьми и психологические
механизмы, приводящие к групповому взаимодействию
и сплоченности. В частности, на основе
этих данных были разработаны представления
о 'групповой динамике', широко используемые
в анализе функционирования малых групп,
различных объединений и национальных
политических движений. Вслед за психиатрией
и психологией влиянию психоаналитических
принципов в значительной мере подверглась
и деятельность социальных служб, работники
которых при оценке нужд клиента и в своих
контактах с ним тоже стали учитывать
динамику сознательного и бессознательного.
Во многих случаях исчезает различие между
социальной работой и психотерапией.
2. Схема
структуры общественного сознания
3. Кроссворд по теме : «История
философии»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
3м |
о |
6н |
т |
е |
с |
к |
ь |
е |
|
л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е |
|
|
|
|
|
|
|
ь |
1н |
а |
т |
у |
р |
ф |
и |
4л |
о |
с |
о |
ф |
и |
я |
|
|
|
|
т |
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
к |
|
|
|
|
12ф |
|
|
е |
2к |
о |
п |
е |
р |
н |
и |
к |
|
10ш |
о |
п |
е |
н |
г |
а |
у |
э |
р |
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
н |
|
|
|
|
л |
|
|
|
|
|
|
|
|
7б |
|
|
|
|
ф |
|
13а |
|
15в |
е |
д |
ы |
|
|
|
|
5м |
|
э |
|
|
|
|
у |
|
н |
|
|
с |
|
|
|
|
|
|
а |
|
8к |
а |
н |
т |
|
ц |
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
р |
|
о |
|
|
|
|
и |
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9к |
о |
н |
ф |
у |
ц |
и |
а |
н |
с |
т |
в |
о |
|
|
|
|
|
|
с |
|
|
|
|
|
|
н |
|
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
|
|
14а |
н |
а |
к |
с |
и |
м |
а |
н |
д |
р |
|
|
|
|
|
з |
|
|
|
|
|
|
т |
|
е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
м |
|
|
|
|
|
|
в |
|
н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы по горизонтали:
1)Учение о природе,
свободных от подчинения теологическим
умозрениям
2)Ученый, открывший
гелиоцентрическую систему
3)Один из первых
по времени деятелей французского Просвещения,
автор работы «Дух законов»
8)Родоначальник
немецкой классической философии
9)Этико-политическое
учение, основоположником которого является
Конфуций
10)Один из первых
крупных представителей буржуазного иррационализма,
немецкий философ, автор «Мир как воля
и представление»
14)Подобно Фалесу,
своему учителю и старшему современнику,
интересовался вопросами строения
мира, географии, физики, происхождения
жизни и человека.
15)Древнейший
памятник индийской литературы
По вертикали:
4)Крупный представитель
английского материализма, продолжатель
Бэкона и Гоббса
5)Учение Маркса
и Энгельса
6) «Ортодоксальная»
идеология феодального Китая
7)Родоначальник
опытной науки и материалистической
философии нового времени
11)Один из
великих писателей Франции, психолог,
философ культуры и философ
истории, автор философского произведения
«Философский словарь»
12)Первый милетский
философ, он соединил практическую
деятельность с глубоким изучением
природы
13)Милетский
философ, развил новые представления
о мире
Ответы:
По горизонтали: |
По вертикали: |
1. натурфилософия
2. Коперник
3. Монтескье
8. Кант
9. конфуцианство
10. Шопенгауэр
14. Анаксимандр
15. Веды |
4. Локк
5. марксизм
6. неоконфуцианство
7. Бэкон
11. Вольтер
12. Фалес
13. Анаксимен |
Список
используемой литературы
1)Калмыков В.Н.Философия.
Пособие для студентов. Часть 1.Гомель,
Белорусское Агентство научно-технической
и деловой информации,1996. – 242 стр.
2) Калмыков В.Н.Философия. Пособие для
студентов. Часть 2.Гомель, Белорусское
Агентство научно-технической и деловой
информации,1996. – 237 стр.
3) http://psychowwed.narod.ru/wwedenie.htm
4) http://www.psychol-ok.ru/lib/zimin_v/htp.html
5) К.Л. Эйзерик
«Фрейд: массовая психология, психоанализ
и культура», 2006 год
6)Краткий очерк
истории философии. Под ред. М.Т.Иовчук,
Т.И.Ойзермона, И.Я.Щипанова. Второе, переработанное
издание