Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 01:05, доклад
Это общество называется традиционным потому, что традиция является основным средством общественного воспроизводства. Как и в любом другом, в традиционном обществе постоянно появляются новые, непреднамеренные социальные изобретения. Но человек и общество в целом представляют собственную деятельность как следование установленному от века. Традиция диктует, ее ритм завораживает.
Секуляризация. В классических
своих проявлениях
Освобождение. Избавление от предназначенной роли ощущается как освобождение. Но оно несет страх перед хаосом. Возникает множественность выборов, но она пугает. Опьяняющее чувство свободы соседствует с ужасом перед открывающимся хаосом. Этот ужас прекрасно описан экзистенциалистами, которые писали о бремени выбора. Предназначенность человека к выбору - идея, немыслимая в традиционном обществе. Открытость будущего порождает ощущение риска. Только в современных (modern) обществах возникает массовое представление о множественности выборов, а будущее для многих из предопределенного превращается в открытое, альтернативное.
Индивидуация. Уже в традиционном
обществе человечество развивается
к субъективному началу. Так, в
христианском персонализме возникает
идея индивида, одиноко стоящего перед
Богом, от которого нельзя скрыть самые
тайные помышления. Духовная индивидуация
опережает социальную. Мысль о
существовании человека после смерти
- подготовка индивидуации. Исследователи
рассматривают возникновение
Стремление утвердиться
в потустороннем мире и одновременно
спасти наслаждения жизни
В современных обществах
жизнь человека неотделима от постоянного
выбора из ряда альтернатив. Межличностные
отношения обретают независимость
от связей родства, клановых традиционных
определений. Возникает "Я", которое
не доверяет ничему и никому автоматически.
"Я" осмысливает себя в терминах
автобиографии. Автобиография составляет
ядро самоидентичности в условиях современной
социальной жизни. Это подразумевает
осуществление целостного, планируемого
и постоянно корректируемого
жизненного проекта. Такой проект мыслим
только при условии, если человек
чувствует возможность
Тело перестает ощущаться как пассивный объект. Из уродливой оболочки души оно превращается в спутника души. Рождается представление об индивидуальной любви, понятие сексуальности, отделенной от продолжения рода.
Персона, слитая с ролью,
сменяется индивидуальностью. Общество,
где индивидуальностью не дорожат,
меняется. Именно в обществах модерна
разделяются публичная и
Абстракция. Ощущение индивидуальности связано с возрастанием общественной роли абстрактных посредников. Они могут быть институциональными (институты государственной власти, судебные, правовые, финансовые институты), а могут носить символический характер.
Символические знаковые системы
выступают средствами обмена, которые
могут функционировать
Можно назвать ряд условий развития этих процессов:
- малые общности превращаются в большие;
- доверие к людям сменяется
доверием к большим
- связь личного типа
сменяется связью
Сложность возникающих проблем
можно проиллюстрировать, обратившись
к тому, как складываются отношения
между людьми, опосредованные правом.
Право формально относится к
людям так, как если бы все они
были одинаковыми. Оно отказывает им
в особом, задушевном, в богатстве
человеческих определений. Зато оно
дарует человеку возможность выступить
гражданином, участником и агентом
гражданского общества. Внешняя оболочка
равнодушно, но надежно отделяет и
оберегает частную жизнь
Возникает парадокс: индивид
оказывается способным
За счет формирования абстрактных "сверхчеловеческих" структур родилось представление о правах человека и человеческом достоинстве, о том, что даже самые слабые члены общества имеют право на защиту и достоинство. В этот ряд следует включить и ошеломляющее открытие прав ребенка, возникновение чувствительности к жестокости, к страданиям себе подобных, а также идеи ответственности даже за то, что совершаешь по приказу. Распространение нуклеарной семьи (семья, состоящая из родителей с детьми, в противоположность семье традиционной, объединяющей разные поколения), самой идеи детства как специфического периода жизни человека также находятся в этом ряду.
Следует еще раз подчеркнуть значимость вопроса об социально-историческом пространстве развития индивидуальности. Индивидуальность присутствует только в тех обществах, где о таковой существует представление, где индивидуальным отличием дорожат, где индивидуальность является ценностью. В обществах модерна возникают социальные пространства, где культивируется ценность индивидуальности. Напомню о том, что это пространство очень узко. И в обществах сегодняшнего дня оно ограничено и не охватывает "всех".
Модерн (индустриальная современность)
не сводим к капитализму и индустриальным
формам материального производства.
Социальные теоретики высказывают
мысль, что капитализм и индустриализм
являются различными институциональными
измерениями модерна, разными и
равно значимыми источниками
его динамизма как цивилизации.
Капиталистические общества с их
разделением государства и
Деньги считают символом
модерна. Но это - не единственный символ.
Здесь уже упоминались и
Дисциплинарные процедуры,
обеспечивающие баланс власти в традиционных
и современных обществах, различны.
Идеология и дисциплинарные практики
оказываются взаимосвязанными. В
то же время в процессе исторического
развития они обретали самостоятельность,
автономию. Идеология Просвещения
стояла на революционных позициях относительно
уголовного наказания. В традиционных
обществах наказуемый, как правило,
подвергался пытке. Это был насильственный
телесный ритуал. Он осуществлялся
не только в тайных подвалах и застенках.
"Испытание" преступника превращалось
в род социального театра, драматизирующего
триумф порядка над "злодеями".
Реформистские проекты начиная
с XVIII в. ставили целью изобрести
наказание, применимое ко всем, различающееся
по степени в зависимости от совершенного
преступления. Идея равенства перед
законом была ключевой. Наказание
должно было стать полезным для общества
и назидательным для
Важно понимать, что новации не охватывают все общество одновременно. Общество многомерно. Существуют социальные пространства, где культивируются приватность и ценности индивидуальности. Есть области, где господствует экономическая рациональность. Существуют области, где вхождение в модерн осуществляется в первую очередь через репрессивные дисциплинарные практики. Это пространство тревог современности.
Что это за тревоги? Эмоциональные
импульсы подвергаются репрессии, а
значит возникает психологическое
напряжение. Напряжения в жизни людей
в традиционных обществах снимаются
ритуалом, праздником. В обществах
современных праздников намного
меньше, чем в традиционных. Социальные
связи анонимны. Общественные отношения
и институциональная ткань
Самые опустошающие последствия современность имеет в сфере религии и веры. Неопределенности и усложнение повседневной жизни (биографии) приводят к кризисным ситуациям. Оказывается подорванной старая и, вероятно, главная функция религий: придавать определенность человеческому существованию. Социальная бездомность становится метафизической: дома нет нигде, и это трудно перенести. Ведь зло продолжает существовать, человек остается смертным, а жизнь его хрупкой.
Тревоги порождаются и
умножением жизненных миров. Жизнь
становится вечно меняющейся, мобильной.
Индивидуальная биография начинает
ощущаться как
Выше отмечалось, что ответом
общества на эти тревоги было появление
области приватности, разделение жизни
человека между общественной и частной
сферами. Частная жизнь - род компенсации
тревог, привносимых "большими" структурами.
Частная жизнь представляется прибежищем
от угроз анонимности. Прозрачность
и "понятность" частной жизни
делает выносимой непонятность жизни
публичной. Недаром в эпоху современности
даже религия становится частным
делом. Решение частной жизни
помогало и помогает многим людям. Но
оно имеет "встроенную слабость".
Отсутствуют институты, которые
бы надежно структурировали
В частной жизни индивид конструирует прибежище, которое должно служить ему домом, но холодные ветры бездомности угрожают этим хрупким конструкциям. Многие социальные мыслители высказывают "идею о хрупкости самого "проекта современности".
Человек в постсовременном обществе (обществе постмодерна)
Осмысление существенных сдвигов в жизнедеятельности тех обществ, в которых мы живем, началось в 60-е годы нашего века. Напомним о концепциях постиндустриального общества, коммуникационного общества и пр. Нынче более распространен термин "постмодерн", который указывает на состояние эпохи после модерна (индустриальной современности). В современной научной и публицистической литературе часто можно встретить термин "постмодернизм", которым обозначают ситуацию в культуре эпохи постмодерна. В системе социального знания эти термины используются для анализа перемен в общественной жизни конца XX в. Западные теоретики прежде всего осмысливают опыт жизни в обществе "всеобщего благосостояния".
В обществе всеобщего благосостояния
имеет место бесконечное
Субстанция реальной жизни утрачивает значение и отменяется. Во многом это происходит потому, что в деятельности людей участвует все больше символических посредников. Вещи выступают прежде всего в знаковой функции. В этих новых социальных пространствах, которые^ живописует реклама, царит молодость. Здесь нет места смерти: она "неуместна" в этом прекрасном новом мире, вытеснена за его пределы, и именно поэтому она "дичает". Сегодня мы наблюдаем рождение, рост и смерть вещей, в то время как в предшествующих обществах вещи переживали людей. В традиционных крестьянских общностях по наследству передавалась даже одежда, в обществах индустриальных и городских - мебель и другие бытовые предметы.
Ключевой формой деятельности становится потребление. Потребление - не игра без правил, не "приватная сфера" свободы и личной игры. Потребление - способ активного поведения, коллективный и добровольно-принудительный. В постсовременных обществах оно выступает как социальный институт. Одновременно потребление составляет завершенную систему ценностей. Потребительское общество - общество ученичества в области потребления, социальной учебы в области потребления. Это новый и специфический тип вхождения человека в общество, связанный с возникновением новых производительных сил и высокопроизводительной экономической системы.