Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 15:34, реферат
Техника, основанная на современной науке, революционизировала транспорт, она властно вторглась в нашу культуру, быт, отдых.
Сегодня нет такой крупной народнохозяйственной проблемы, решение которой не было бы так или иначе связано с тенденциями развития научно-технической революции. Техника оказывает все более заметное влияние на политику, идеологию, искусство, религию, на мировоззрение человека.
Введение.
Техника, основанная на современной науке, революционизировала транспорт, она властно вторглась в нашу культуру, быт, отдых.
Сегодня нет такой крупной народнохозяйственной проблемы, решение которой не было бы так или иначе связано с тенденциями развития научно-технической революции. Техника оказывает все более заметное влияние на политику, идеологию, искусство, религию, на мировоззрение человека.
Произошел резкий, качественный скачек в развитии науки и техники, который заставляет по-новому осмыслить как весь предшествующий ход научно-технического прогресса, так и возможные перспективы в будущем. Кибернетика и бионика разрабатывают такие принципы техники будущего (безмашинная техника, например, или устройство, представляющее собой симбиоз живого организма с техникой), которые не укладываются в привычные представления. Революция в технике сопровождается и обуславливается революцией в науке, в инженерно-техническом мышлении.
Техника оказывает влияние
на общественные отношения, на идеологию,
нравственные отношения, ставит новые
проблемы перед обществом.
§1. Понятие техники.
Строгого и однозначного философского определения самого понятия "техника" не существует до сих пор. Казалось бы, все интуитивно понимают, что такое "техника" — однако, любая попытка дать точное определение сталкивается с невероятными трудностями.
Немецкий философ техники Ф. Раппе, провел анализ существующих в философской литературе определений понятия "техника". Согласно ему, можно выделить два типа определений — узкое и широкое. В узком смысле под техникой подразумевают артефакты, созданные и связанные с инженерной деятельностью. В широком смысле—любую эффективную методологическую деятельность.
Рассмотрим теперь интерпретации техники профессиональными философами. Любое понимание техники есть своеобразная интерпретация, универсального понимания техники не существует.
В средние века техника считается отблеском божественного творчества, с чем ее и сопоставляют. В Новое время человек видит в технике преимущественно силу своего собственного разума и своих инженерных способностей. Техника выступает как прямое продолжение науки и желания человека господствовать над природой. Техника сама приобретает характер силы, господствующей над человеком. Маркс приходит к выводу, что самым изначальным базисом общества оказываются производительные, силы, средства производства, а это — техника.
Особый интерес представляет интерпретация техники в XX веке — ведь только в то время философия техники стала самостоятельной философской дисциплиной.
Из русских философов конца XX века интересный подход к пониманию техники разработал Г.П.Щедровицкий. Суть развиваемой им философии он называл мыследеятельностью. Это означало, что сначала нужно выработать правильную мысль (что достигается в процессе проведения многодневных семинаров), а затем разработать, причем непременно, программу действий. Щедровицкий был единственным, кто прямо и без обиняков заявлял, что современная философия должна быть организована так же, как технические науки.
В таком случае она действительно приобретает практический характер.
Итак, все философы техники едины в одном: техника есть знак самого человека, но далеко не всегда удачный знак. В философии все видят ключ к гармонии техники и человека. Человек не должен в технике забывать самого себя. Будь человеком, и никакая техника тебе не страшна.
§2. Принципы периодизации и основные периоды развития техники.
Философы выделяет общие закономерности и стадии исторической эволюции техники. В отличие от науки, о технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением Homo sapiens и ее история соответствует общей истории человечества. Существуют различные способы выделения основных периодов, этапов в истории техники; они связаны с выделенными ранее аспектами технической сферы: техника как совокупность предметов, артефактов, техника как деятельность и техническое знание.
Периодизация, ориентированная на предметный аспект – самая простая и предполагает выделение нескольких типов технических устройств, которые способен создавать человек. Г. Н. Поваров:
Второй способ периодизации берет за основу соотношение науки и техники. Техника долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это, конечно, не означает, что ранее в технике не применялись научные знания. Но, во-первых, сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной организации, и, во-вторых, она не была ориентирована на сознательное применение создаваемых ею знаний в технической сфере. Таким образом, первым и достаточно длительным периодом в развитии техники был доинженерный период.
В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием.
Античная наука была ориентирована теоретически. Понятие техники в античности, напротив, не включало теорию: это мастерство, искусство, практический навык, необходимый для дела. «Технэ» не имело никакого теоретического фундамента, античная техника ориентировалась на сноровку, навык; технический опыт передавался от отца к сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику. Древние греки проводили четкое разграничение теоретического знания и практического ремесла.
В средние века архитекторы и ремесленники также полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и со временем изменялось лишь незначительно. Техника при этом могла быть достаточно сложной – и в античности, и в средневековье создавались механические игрушки – но отдельно от науки, без сопромата и т.п.
Второй этап в развитии техники заключается в постепенном формировании обращения к науке в поисках решения технических проблем и целенаправленного применения в технике достижений науки. Этот этап характеризуется как инженерный и охватывает XVI – XIX вв. Начало инженерного этапа развития техники относится, т.о., к эпохе Возрождения. В контексте общей тенденции к максимальному развитию человеческих способностей, подчинению и преобразованию природы формируется идеал энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего — в самых различных областях науки и техники. Леонардо да Винчи, характеризуя свою квалификацию, пишет, что может возвести башню, осушить болото, создать канал, строить механизмы, «и как рисовальщик я не хуже других». Другой пример той же эпохи – Никколо Тарталья, который был математиком и занимался баллистикой, вел расчеты артиллерийской стрельбы. Т.е. Н и Т впервые стыкуются, хотя бы на уровне личности, в некое единое направление – преобразование природы, установление господства разума. В Возрождении появились, с одной стороны, художники и практические математики, которые начали стремиться к созданию нового типа теории, ориентированной на практическое применение. С другой стороны, изменился социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры. Т.о., из ученых-практиков и высших уровней ремесленного мастерства формируется в этот период особая социальная прослойка инженеров.
В XVII в. формируются специальные методы научного исследования, наука начинает сама активно опираться на практическую деятельность. Происходит «онаучивание» традиционных технологий, начинается их систематическая рационализация на основе лабораторных исследований. В технике формируется практика обращения к науке для решения технической задачи. Это стало возможным в п.о. потому, что в науке появились знания, недостижимые для обыденного познания и созданные в ответ на известные из практики задачи.
В XVIII в. происходит профессионализация науки и переход к ориентированной на профессиональную деятельность системе образования. Ученые начинают получать вознаграждение за свой труд от государства. Все это тоже оказывает влияние на технику: заимствуется из Н организационная система, организация инженерной деятельности стала строиться по образцам научного сообщества. В XIX в. происходит формирование дисциплинарной структуры технических наук и обретает определенность и самостоятельность профессия инженера. Этот процесс был также тесно связан со становлением и развитием специально-научного и основанного на науке инженерного образования. Возникает практика подготовки инженеров в специальных школах. Это уже не просто передача накопленных предыдущими поколениями навыков от мастера к ученику, от отца к сыну, но налаженная и социально закрепленная система передачи технических знаний и опыта через систему профессионального образования.
Процесс формирования инженерного
типа организации техники
Вместе с тем особенностью
всего инженерного периода
Начало перехода к этой стадии относится к 90-м гг. XIX в. Первой областью, которая строилась именно по этому принципу – внедрения ранее сконструированного в рамках науки, открытого в лабораторных условиях – была электротехника. В полной мере новое соотношение было реализовано к середине XX века. Как отражение завершения перехода, появляется понятие «высокие технологии» - технические разработки, основным источником которых является наука.
Технологической стадии соответствует формирование техники нового уровня - системотехники. Ее отличает универсальность по отношению ко всем отраслям современной техники и технических наук и использование не только технических и естественнонаучных, но и гуманитарных знаний (инженерная экономика, психология, разработка средств общения человека и машины, общие исследования мышления, в т.ч. философские).
Возникновение системотехники маркирует важнейшую тенденцию технологического этапа развития. Процесс сайентификации техники был бы немыслим без научного обучения инженеров и специализации по образцу дисциплинарной науки в инженерный период. Однако к середине XX века дифференциация в сфере научно-технических дисциплин и инженерной деятельности зашла так далеко, что дальнейшее их развитие становится невозможным без обратного процесса формирования междисциплинарных технических исследований и системной интеграции самой инженерной деятельности. Сами инженерные задачи становятся комплексными, и при их решении необходимо учитывать самые различные аспекты, которые раньше казались второстепенными, например, экологические и социальные аспекты. В результате возникает необходимость формирования нового стиля инженерно-научного мышления в процессе инженерного образования.
Наконец, третья периодизация развития техники связана с ее трактовкой как специфической деятельности и базируется на принципе: в коэволюции человека и техники человек постепенно передает технике свои функции и навыки в трудовом процессе.
На первом этапе технике передается функция непосредственного воздействия на объект, обработки материала. Т в основном представлена ручными инструментами, стадия называется орудийной или инструментальной.
На втором этапе технике передается функция источника двигательной энергии. Возникает машина, механизм, в котором есть движущая часть и рабочая часть. Начало этой стадии связывается с появлением парового двигателя и относится к рубежу XVIII - XIХ вв. Стадия называется машинной.
На третьем этапе человек передает технике управленческие функции: счетные, логические, поисковые, функции наблюдения и контроля. Начало этой стадии относится к середине XХ в. Стадия называется автоматической.
В этой периодизации переход от первой стадии ко второй принято называть промышленным переворотом, переход от второй к третьей – научно-технической революцией.
Общие тенденции развития техники:
1) переход от формообразующей
к преобразующей деятельности (объекту
не просто придается нужная
форма, а меняется его