Человек и техника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 15:34, реферат

Описание работы

Техника, основанная на современной науке, революционизировала транспорт, она властно вторглась в нашу культуру, быт, отдых.
Сегодня нет такой крупной народнохозяйственной проблемы, решение которой не было бы так или иначе связано с тенденциями развития научно-технической революции. Техника оказывает все более заметное влияние на политику, идеологию, искусство, религию, на мировоззрение человека.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 32.58 Кб (Скачать файл)

 

Введение.

Техника, основанная на современной  науке, революционизировала транспорт, она властно вторглась в нашу культуру, быт, отдых.

Сегодня нет такой крупной народнохозяйственной проблемы, решение которой не было бы так или иначе связано с тенденциями развития научно-технической революции. Техника оказывает все более заметное влияние на политику, идеологию, искусство, религию, на мировоззрение человека.

Произошел резкий, качественный скачек в развитии науки и техники, который заставляет по-новому осмыслить  как весь предшествующий ход научно-технического прогресса, так и возможные перспективы  в будущем. Кибернетика и бионика  разрабатывают такие принципы техники  будущего (безмашинная техника, например, или устройство, представляющее собой  симбиоз живого организма с техникой), которые не укладываются в привычные  представления. Революция в технике  сопровождается и обуславливается  революцией в науке, в инженерно-техническом мышлении.

Техника оказывает влияние  на общественные отношения, на идеологию, нравственные отношения, ставит новые  проблемы перед обществом. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Понятие техники.

Строгого и однозначного философского определения самого понятия "техника" не существует до сих пор. Казалось бы, все интуитивно понимают, что такое "техника" — однако, любая попытка дать точное определение сталкивается с невероятными трудностями.

Немецкий философ техники Ф. Раппе, провел анализ существующих в философской литературе определений понятия "техника". Согласно ему, можно выделить два типа определений — узкое и широкое. В узком смысле под техникой подразумевают артефакты, созданные и связанные с инженерной деятельностью. В широком смысле—любую эффективную методологическую деятельность.

Рассмотрим теперь интерпретации  техники профессиональными философами. Любое понимание техники есть своеобразная интерпретация, универсального понимания техники не существует.

В средние века техника считается  отблеском божественного творчества, с чем ее и сопоставляют. В Новое время человек видит в технике преимущественно силу своего собственного разума и своих инженерных способностей. Техника выступает как прямое продолжение науки и желания человека господствовать над природой. Техника сама приобретает характер силы, господствующей над человеком. Маркс приходит к выводу, что самым изначальным базисом общества оказываются производительные, силы, средства производства, а это — техника.

Особый интерес представляет интерпретация техники в XX веке — ведь только в то время философия техники стала самостоятельной философской дисциплиной.

Из русских философов конца XX века интересный подход к пониманию  техники разработал Г.П.Щедровицкий. Суть развиваемой им философии он называл мыследеятельностью. Это  означало, что сначала нужно выработать правильную мысль (что достигается в процессе проведения многодневных семинаров), а затем разработать, причем непременно, программу действий. Щедровицкий был единственным, кто прямо и без обиняков заявлял, что современная философия должна быть организована так же, как технические науки.

В таком случае она действительно  приобретает практический характер.

Итак, все философы техники едины  в одном: техника есть знак самого человека, но далеко не всегда удачный знак. В философии все видят ключ к гармонии техники и человека. Человек не должен в технике забывать самого себя. Будь человеком, и никакая техника тебе не страшна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Принципы периодизации и основные периоды развития техники.

Философы выделяет общие закономерности и стадии исторической эволюции техники. В отличие от науки, о технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением Homo sapiens и ее история соответствует общей истории человечества. Существуют различные способы выделения основных периодов, этапов в истории техники; они связаны с выделенными ранее аспектами технической сферы: техника как совокупность предметов, артефактов, техника как деятельность и техническое знание.

Периодизация, ориентированная  на предметный аспект – самая простая  и предполагает выделение нескольких типов технических устройств, которые  способен создавать человек. Г. Н. Поваров:

  • стадия малых простых предметов (ручные орудия труда);
  • стадия больших сложных предметов (корабль);
  • стадия малых простых систем (механизмы; важно, что не просто детали, а рабочие блоки);
  • стадия больших сложных систем (вычислительная техника; рубежным он считает число элементов от 10000 – 10000000).

Второй способ периодизации берет за основу соотношение науки  и техники. Техника долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это, конечно, не означает, что ранее в технике не применялись научные знания. Но, во-первых, сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной организации, и, во-вторых, она не была ориентирована на сознательное применение создаваемых ею знаний в технической сфере. Таким образом, первым и достаточно длительным периодом в развитии техники был доинженерный период.

В древнем мире техника, техническое  знание и техническое  действие были тесно связаны с магическим действием  и мифологическим миропониманием.

Античная наука была ориентирована  теоретически. Понятие техники в  античности, напротив, не включало теорию: это мастерство, искусство, практический навык, необходимый для дела. «Технэ»  не имело никакого теоретического фундамента, античная техника ориентировалась на сноровку, навык; технический опыт передавался от отца к сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику. Древние греки проводили четкое разграничение теоретического знания и практического ремесла.

В средние века архитекторы и  ремесленники также полагались в  основном на традиционное знание, которое  держалось в секрете и со временем изменялось лишь незначительно. Техника  при этом могла быть достаточно сложной  – и в античности, и в средневековье  создавались механические игрушки  – но отдельно от науки, без сопромата  и т.п.

Второй этап в развитии техники заключается в постепенном формировании обращения к науке в поисках решения технических проблем и целенаправленного применения в технике достижений науки. Этот этап характеризуется как инженерный и охватывает XVI – XIX вв. Начало инженерного этапа развития техники относится, т.о., к эпохе Возрождения. В контексте общей тенденции к максимальному развитию человеческих способностей, подчинению и преобразованию природы формируется идеал энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего — в самых различных областях науки и техники. Леонардо да Винчи, характеризуя свою квалификацию, пишет, что может возвести башню, осушить болото, создать канал, строить механизмы, «и как рисовальщик я не хуже других». Другой пример той же эпохи – Никколо Тарталья, который был математиком и занимался баллистикой, вел расчеты артиллерийской стрельбы. Т.е. Н и Т впервые стыкуются, хотя бы на уровне личности, в некое единое направление – преобразование природы, установление господства разума. В Возрождении появились, с одной стороны, художники и практические математики, которые начали стремиться к созданию нового типа теории, ориентированной на практическое применение. С другой стороны, изменился социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры.  Т.о., из ученых-практиков и высших уровней ремесленного мастерства формируется в этот период особая социальная прослойка инженеров.

В  XVII в. формируются специальные методы научного исследования, наука начинает сама активно опираться на практическую деятельность. Происходит «онаучивание» традиционных технологий, начинается их систематическая рационализация на основе лабораторных исследований. В технике формируется практика обращения к науке для решения технической задачи. Это стало возможным в п.о. потому, что в науке появились знания, недостижимые для обыденного познания и созданные в ответ на известные из практики задачи. 

В XVIII в. происходит профессионализация науки и переход к ориентированной на профессиональную деятельность системе образования. Ученые начинают получать вознаграждение за свой труд от государства. Все это тоже оказывает влияние на технику: заимствуется из Н организационная система, организация инженерной деятельности стала строиться по образцам научного сообщества. В XIX в. происходит формирование дисциплинарной структуры технических наук и обретает определенность и самостоятельность профессия инженера. Этот процесс был также тесно связан со становлением и развитием специально-научного и основанного на науке инженерного образования. Возникает практика подготовки инженеров в специальных школах. Это уже не просто передача накопленных предыдущими поколениями навыков от мастера к ученику, от отца к сыну, но налаженная и социально закрепленная система передачи технических знаний и опыта через систему профессионального образования.

Процесс формирования инженерного  типа организации техники завершается  в XIX в. В XIX веке "техническое знание было вырвано из вековых ремесленных традиций и привито к науке, — писал американский философ и историк Э. Лейтон. — Техническое сообщество, которое в 1800 г. было ремесленным и мало отличалось от средневекового, становится "кривозеркальным двойником" научного сообщества. На передних рубежах технического прогресса ремесленники были заменены новыми фигурами — новым поколением ученых-практиков. Устные традиции, переходящие от мастера к ученику, новый техник заменил обучением в колледже, профессиональную организацию и техническую литературу создал по образцу научной". Перестройка, составлявшая сущность инженерного этапа, произошла - техника стала научной.

Вместе с тем особенностью всего инженерного периода является вторичность науки в сфере  технического знания: задачи возникают, формируются, ставятся в рамках технической  практики, при обращении к соответствующей  области Е находится или не находится ответ. Еще одно радикальное  изменение – и начало нового этапа  во взаимоотношениях науки и техники  – это «переворачивание» указанного соотношения, когда Н начнет опережающе разрабатывать и целенаправленно  внедрять свои достижения в технической  практике. Этот период называется технологическим.

Начало перехода к этой стадии относится к 90-м гг. XIX  в. Первой областью, которая строилась именно по этому принципу – внедрения ранее сконструированного в рамках науки, открытого в лабораторных условиях – была электротехника. В полной мере новое соотношение было реализовано к середине XX века. Как отражение завершения перехода, появляется понятие «высокие технологии» - технические разработки, основным источником которых является наука.

Технологической стадии соответствует  формирование техники нового уровня - системотехники. Ее отличает универсальность по отношению ко всем отраслям современной техники и технических наук и использование не только  технических и естественнонаучных, но и гуманитарных знаний (инженерная экономика, психология, разработка средств общения человека и машины, общие исследования мышления, в т.ч. философские).

Возникновение системотехники маркирует важнейшую тенденцию  технологического этапа развития. Процесс  сайентификации техники был бы немыслим без научного обучения инженеров и специализации по образцу дисциплинарной науки в инженерный период. Однако к середине XX века дифференциация в сфере научно-технических дисциплин и инженерной деятельности зашла так далеко, что дальнейшее их развитие становится невозможным без обратного процесса формирования междисциплинарных технических исследований и системной интеграции самой инженерной деятельности. Сами инженерные задачи становятся комплексными, и при их решении необходимо учитывать самые различные аспекты, которые раньше казались второстепенными, например, экологические и социальные аспекты. В результате возникает необходимость формирования нового стиля инженерно-научного мышления в процессе инженерного образования.

Наконец, третья периодизация развития техники связана с ее трактовкой как специфической деятельности и базируется на принципе: в коэволюции человека и техники человек постепенно передает технике свои функции и навыки в трудовом процессе.

На первом этапе технике  передается функция непосредственного  воздействия на объект, обработки  материала. Т в основном представлена ручными инструментами, стадия называется орудийной или инструментальной.

На втором этапе технике  передается функция источника двигательной энергии. Возникает машина, механизм, в котором есть движущая часть  и рабочая часть. Начало этой стадии связывается с появлением парового двигателя и относится к рубежу XVIII -  XIХ вв. Стадия называется машинной.

На третьем этапе человек  передает технике управленческие функции: счетные, логические, поисковые, функции  наблюдения и контроля. Начало этой стадии относится к середине  XХ в. Стадия называется автоматической.

В этой периодизации переход  от первой стадии ко второй принято  называть промышленным переворотом, переход от второй к третьей – научно-технической революцией.

Общие тенденции развития техники:

1) переход от формообразующей  к преобразующей деятельности (объекту  не просто придается нужная  форма, а меняется его сущность, создается новый объект и т.д.);

Информация о работе Человек и техника