Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 18:59, контрольная работа
Проблема человека есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке. В познании бытия человека есть совсем особая реальность, не стоящая в ряду других реальностей. Человек не есть дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадка мира.
1. Введение…………………………………………….стр 3
2. Философия о происхождении и сущности человека………………….………………………….....стр 4
3. Человек и общество………………….……………..стр 6
4. Человек и природа……………………..……………стр 7
5. Человек и культура…………………...……………..стр 8
6. Основные характеристики человека……………....стр 9
7. Проблема Я, Образ Я, внутреннее и внешнее Я…..стр 16
8.Заключение……………………….…………………..стр 18
9.Используемая литература………………………………....стр 19
ФГОУ СПО «Златоустовский торгово-экономический техникум»
Контрольная работа
по основам философии
На тему: Человек, как основная проблема философии.
Зарипова Н.Р Вишникина Г.Я
Группа: 3Т
10 вариант
2011г.
1. Введение…………………………………………….стр 3
2. Философия о происхождении
и сущности человека………………….………
3. Человек и общество………………….……………..стр 6
4. Человек и природа……………………..……………стр 7
5. Человек и культура…………………...……………..стр 8
6. Основные характеристики человека……………....стр 9
7. Проблема Я, Образ Я, внутреннее и внешнее Я…..стр 16
8.Заключение……………………….………………….
9.Используемая литература………………………………....стр 19
Введение
Проблема человека есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке. В познании бытия человека есть совсем особая реальность, не стоящая в ряду других реальностей. Человек не есть дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадка мира.
Эти слова Николая Бердяева, на мой взгляд, ни у кого не вызовут сомнений.
Проблема человека - центральная проблема во всей мировой философской мысли. Да и не только философия, но и любая другая деятельность людей имеет ориентированный на самого человека стержень, исчезновение которого приводит к потере цели всякой деятельности, ее движущих символов. Человека изучают биология, медицина, психология, лингвистика и другие науки, обращая внимание на его частные проявления. Какова же специфика философского подхода к человеку? Он предполагает исследование человека в его целостности, выявление его сущности. В философии "исследуется родовая сущность "человека вообще" независимо от исторического этапа и условий общественной жизни". И хотя некоторые исследователи отрицают такое "надысторическое" рассмотрение человека, сводя его сущность к "совокупности общественных отношений", но остается безусловным - человек всегда сохраняет некоторые экзистенциальные свойства, которые не зависят от конкретно-исторической среды его существования. "Именно они создают вертикальную "связь времен", обеспечивают "коммуникабельность" разных эпох культуры, позволяя нам "общаться" с Гомером и Конфуцием, Петраркой и Омаром Хайямом как с современниками".
Человек - наиболее сложный объект исследования. Определений этой фундаментальной философской категории очень много, но ни одно из них не может быть признано окончательным. И если в "Философском энциклопедическом словаре" (1983) читаем: "Человек - высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности культуры", то в "Новейшем философском словаре" (1999) такого однозначного определения нет, констатируется лишь тот факт, что "человек - фундаментальная категория философии". Сложность философского определения человека вполне объяснима. Во-первых, категорию "человек" невозможно однозначно подвести под более широкое родовое понятие (природа, Бог, общество), ведь человек - это всегда микрокосм, микротеос и микросоциум одновременно. Уместны здесь будут слова Шелера: "Человек - это в известном смысле все". Во-вторых, человек соединяет в себе множество противоположных начал (биологическое - социальное, душа - тело, природное - культурное и др.), которые не позволяют односторонне и категорично определить человека. В-третьих, к проблеме человека можно подходить с разных сторон, выбирая тот или иной метод исследования, ту или иную точку отсчета исследования и его структуру.
Философия о происхождении и сущности человека
Возникновение человека является чудом, так же, как и возникновение жизни. Прежде чем возник человек, должна была возникнуть жизнь на Земле, а это возникновение не меньшее чудо, поскольку десятки факторов должны были совпасть, чтобы создались благоприятные условия. То, что возник человек, было совершеннейшей случайностью, непредсказуемой мутацией. Природа наобум пробовала десятки вариантов.
И вот возник вид человекообразных обезьян.
Человек сегодняшний, homo sapiens (человек разумный), совершенно к природе не приспособлен, но эта неприспособленность обернулась необычайным преимуществом для человека. Человек поднялся над животным состоянием только тогда, когда стал производить орудия труда, и в этом его главное отличие от животных. Благодаря чрезмерно развитому и постоянно активному мозгу, человек с самого начала обладал большей умственной энергией, чем ему было необходимо для выживания на чисто животном уровне. И он давал выход этой энергии не только при добывании пищи и размножении, но и в производстве очень странных, с точки зрения насущных потребностей, вещей: наскальных рисунков, культовых предметов (тотемных столбов, которым поклонялись как духам рода, молитвенных дощечек и т.д.). "Культурная работа" заняла более важное положение, чем утилитарный ручной труд. Человек - существо искусственное, его не рождает природа, он сам себя рождает и творит. Человек должен был пройти через человекообразующую машину (миф, ритуал), чтобы стать человеком.
Пока человек не сотворил самого себя в своем человеческом образе, он мало что мог сделать в окружающем его мире. К счастью, борьба за существование не завладела полностью энергией и жизнеспособностью первобытного человека и не отвлекла его от более насущной потребности - внести порядок и значение в каждую часть своей жизни. В решении этой задачи ритуал, танец, песня, рисунок, резьба и более всего дискурсивный язык играли решающую роль. Многие русские философы также пытались внести свою лепту в разрешение проблемы происхождения человека. Наука сводит бытие человека лишь к его природному существованию и дает беспомощные объяснения по поводу его происхождения. С точки зрения теории эволюции, человек с его душой, разумом постепенно развился из амебы или протоплазмы.
Ф. Ницше считал, что человек вообще еще не возник, в массе своей он еще остается супершимпанзе. Именно "супер", потому что в сравнении с обезьяной он более умный, более хитрый, более ловкий, но все равно - обезьяна. Как и русские мыслители, Ницше полагал, что теория Дарвина не подтверждается никакими серьезными фактами. Естественный отбор действительно способствует выживанию, но отнюдь не самых лучших и самых значительных особей. В результате естественного отбора никакого прогресса не происходит. Все яркое, красивое, талантливое вызывает зависть или даже ненависть и погибает - это особенно характерно для общества, но и в природе творится то же самое.
К сожалению, большинство людей - это слишком люди, слишком заземленные, слишком погруженные в свои мелочные дела и заботы, в то время как они должны, согласно Ницше, стремиться к сверхчеловеческому.
Но каким образом жизнь человека может иметь высшую ценность и глубочайшее значение? При каких условиях она менее всего растрачивается даром? Надо, считал Ницще, чтобы человек смотрел на себя как на неудавшееся произведение природы, но вместе с тем как на свидетельство величайших намерений этой художницы. Каждый должен сказать себе на этот раз ей не удалось, но я буду стараться, чтобы когда-нибудь у нее это получилось. Я буду работать над воспитанием в себе философа, художника или святого.
Человек и общество
Рождаясь, человек входит в мир повседневных взаимодействий. Повседневная реальность- мир, каким он дан человеку. Это ближайшее окружение. Он воспринимает свою повседневность как понятную, нормальную самоочевидную. Так происходит потому, что эта реальность упорядочена и систематизирована. Порядок вещей возник до появления человека на сцене жизненного театра. Нормы его поведения задаются «посредниками», которые человек воспринимает как данность.
По мере удаления от протекающей здесь и сейчас повседневной жизни анонимность посредников возрастает. Есть «свой круг», где все знакомы, а взаимодействия понятны. Повседневный мир кажется нам прозрачным и понятным. Когда он перестает быть таковым, речь идет о кризисной ситуации человека или целого общества.
Уже родной язык, который люди усваивают в детстве, задает схемы классификации элементов мира, в котором человек живет. Язык создает возможность восприятия собственного опыта и опыта других людей как общепонятного. В языке происходит фиксация значений, которые рождаются в процессе общественной жизни; фиксируется повседневное знание многих людей. Каждый пользуется им как готовым ресурсом.
Общий язык объединяет. Однако разные социальные группы говорят на разных языках. Одно дело- язык старого крестьянина, другое- московского интеллигента, третье- члена воровской шайки. Они все говорят по-русски, но это относительно разные языки. Понятное члену одной группы не всегда понятно члену другой. Проговаривание выступает как средство организации опыта. Часто можно понять ситуацию, только «проговорив» ее.
Человек и природа
Вся история существования человеческого общества неразрывно связана с природой, но при этом не следует упускать из вида и недооценивать того, что именно собственная активная ( т.е.природа -преобразовательная) трудовая деятельность людей стала основой для возникновения и дальнейшего развития общества. Взаимосвязь людей с окружающим природным миром является важной проблемой социальной философии, и, как и любая иная философская проблема, она достаточна сложна и многогранна. Особую актуальность философскому осмыслению этой проблемы придает обострившаяся экологическая ситуация. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что вся сложная и развивающаяся гамма отношений людей к природе в рамках социальной философии исследуется и раскрывается настолько, насколько это способствует пониманию общества. Вместе с тем понять сущность человеческого отношения к природе по существу невозможно без учета социального аспекта. Однако история философии показывает примеры неоднократных односторонних, упрощенных вариантов в решении проблемы "человек - природа".
При рассмотрении этой проблемы следует определить основные понятия. С материалистических позиций сам термин "природа" двойственен , диалектичен: в широком смысле слова природа - это весь объективный материальный мир в бесконечном многообразии его проявлений; а в узком смысле слова природа - это часть материального мира, которая не создана человеком, в рамках которой существует общество и с которой оно взаимодействует, т.е. природа здесь понимается как совокупность естественных условий существования общества. Общество - это форма совместной жизнедеятельности людей, являющаяся обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связанной. Понятия "природа" и "общество" являются примерами диалектических противоположностей, они утрачивают смысл без противопоставления друг другу, и в то же время не могут рассматриваться изолировано, вне связи друг с другом .
Человек и культура
Понимание общества и его соотношения с культурой лучше достигается из системного анализа бытия.
Человеческое общество – это реальная и конкретная среда функционирования и развития культуры.
Общество и культура активно взаимодействуют друг с другом. Общество предъявляет к культуре определенные требования, культура в свою очередь влияет на жизнь общества и направление его развития.
Долгое время взаимоотношения между обществом и культурой строились так, что общество выступало доминирующей стороной. Характер культуры непосредственно зависел от общественного строя, который управлял ею (императивно, репрессивно либо либерально, но не менее решительно).
Многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под уровня, она повлекла за собой радикальную реорганизацию воздействием общественных потребностей.
Именно общество создает возможности для использование ценностей культуры, способствует процессам воспроизводства культуры. Вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.
В XX в. соотношение сил двух сторон
социокультурной сферы
Его целью становится не только обмен социальной информацией между представителями различных обществ и культур, но и достижение их единства.
Во взаимодействии общества и культуры существует не только тесная связь, имеются и различия. Общество и культура отличаются по способам воздействия на человека и адаптации человека к ним.
Общество – это
система отношений и способов
объективного воздействия на человека
не заполняется социальными
Формы социальной регуляции принимаются как определенные правила, необходимые для существования в обществе. Но для того чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые зависят от степени развития культурного мира человека.
Во взаимодействии общества и культуры возможна также следующая ситуация: общество может быть менее динамичным и открытым, чем культура. Тогда общество может отторгать ценности, предлагаемые культурой. Возможна и обратная ситуация, когда общественные изменения могут опережать культурное развитие. Но наиболее оптимально сбалансированное изменение общества и культуры, век и культур.
Информация о работе Человек, как основная проблема философии