Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:23, реферат
Философия – это общая теория мира и существования человека
в нем. Известно, что духовный опыт человечества проявляет себя в трех основных сферах. Это такие, как Истина (наука и идеология), Добро (мораль и религия) и Красота (искусство в различных его формах и видах). Философия всегда находилась и находится на стыке этих сфер. Она опирается на них и впитывает тем самым все богатство и многообразие духовной культуры общества. Философия как тип человеческой деятельности и познания возникла более 2,5 тысяч лет назад, почти одновременно в нескольких центрах тогдашней культурной ойкумены – в Китае, Индии, древнем Израиле и позднее в античной Греции. Этот перио
Введение……….……………………………………………………..3
Что есть философия............................................................................4
Философия нового времени. Проблема метода познания………………...19
Заключение…………………………………………………………………....35
Список использованных источников.…………………………………….....36
Тема реферата-сочинение
«Что есть философия и
философия нового времени»
Выполнила реферат по философии
Проверил: Кандидат философских наук . |
Якутск 2012
Оглавление
Введение……….………………………………………………
Что есть философия.....................
Философия нового времени. Проблема метода познания………………...19
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников.…………………………………….....
“Философия есть эпоха,
схваченная мыслью”.
Г.Гегель.
Введение.
Философия – это общая теория мира и существования человека
в нем. Известно, что духовный опыт человечества проявляет себя в трех основных сферах. Это такие, как Истина (наука и идеология), Добро (мораль и религия) и Красота (искусство в различных его формах и видах). Философия всегда находилась и находится на стыке этих сфер. Она опирается на них и впитывает тем самым все богатство и многообразие духовной культуры общества. Философия как тип человеческой деятельности и познания возникла более 2,5 тысяч лет назад, почти одновременно в нескольких центрах тогдашней культурной ойкумены – в Китае, Индии, древнем Израиле и позднее в античной Греции. Этот период в истории человеческой цивилизации Карл Ясперс назвал “осевым временем”, в которое зародились философские учения и некоторые из этих учений стали впоследствии религиями.
Что есть философия?
Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть “любовь к софии”, что часто и весьма не точно переводят как “любовь к мудрости”. В действительности древнегреческое понятие “софия” значительно более емкое и сложное, чем просто “мудрость”. Если бы в представлении Платона, закрепившего в европейской терминологии слово “философия”, философ был просто мудрецом или любящим мудрствовать, он не стал бы вводить именно это слово “философ”, говорящее о любви к софии, а остановился бы просто на слове мудрец. Дело в том, что Платон под софией имел в виду не благоприобретенное, субъективное свойство человеческого ума, а некое “великое и приличествующее лишь божеству” объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира.
Философия в своем зарождении мыслилась не как простое создание истин, а как стремление к истине, как такой идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию, как внутреннюю психическую жизнь человека, так и его сложные взаимоотношения с миром.
Философия когда-то могла иметь и имела статус особой науки. Особой формы познания, как, например, в античности, когда она была, по существу, тождественна всей культуре того времени. Но к ХХ веку, веку не бывалой дифференциации знания, когда каждый вопрос отошел к своей отдельной науке, у философии уже не осталось “своей земли”. Она потеряла свою былую магическую силу. Это, конечно, крайне заостренная позиция, которой противопоставляется другая крайность, то есть позиция согласно которой философия не только не “окончилась”, но, наоборот, почти так же, как в античности, приобрела синтетическую функцию. Философия впервые в истории осознала свое истинное место царицы наук, заменив столь долго царствующую религию.
Впервые она приблизилась
к общественной жизни
Своеобразие философии как
способа осмысления мира открывается
в сравнении ее с мифологическим
постижением действительности. Мифология
– мировоззрение
Основные черты
1. Представление о
родственной связи сил и
2. Персонификация, олицетворение
природных сил и способов
3. Мифологическое мышление
по своей природе
4. Авторитарность, т. е.
обоснование происходящего
Философия же основывается на сознательном теоретическом, рациональном отношении к миру, на противопоставлении субъекта и объекта, на осознании субъектом самого себя как активного деятеля. Философия изучает всеобщие законы природы, общества и человеческого мышления. Иными словами, философия стремится осознать некую основу для всех сфер реальности, порождающую все многообразие мира, однако сохраняющую устойчивость во всех изменениях. Предметом философии оказывается поиск абсолютных, вневременных норм, идеальных стандартов таких типов. И. Кант предложил несколько основных философских вопросов, в своей совокупности составляющих предмет философского знания:
1) что я могу знать?
2) на что я могу надеяться?
3) что я должен делать?
4) что такое человек?
Причем четвертый вопрос Кант считал итоговым, вбирающим в себя содержание всех предшествующих. Для Канта, человек - это существо, способное к познанию, вере в Бога и нравственному поведению. Загадка здесь в том, что эти способности исключают друг друга, и поэтому необходимо выяснить, каким образом эти конфликтующие способности соединяются в человеческом сознании, какова их иерархия?
Существует и другая система
философских вопросов, имеющая широкое
распространение. Эти вопросы таковы.
Базовый вопрос - “как соотносятся
мышление и материя?” – разделяется
на два относительно самостоятельных:
“что первично – материя или
сознание?” и “как соотносится
познающее мышление к миру вне
нас?”. Принято считать, что эти
вопросы суть выражение на языке
философии наиважнейших для человека
проблем: “как соотносятся душа и
тело?”, “есть ли жизнь после
смерти?”, “возможно ли совпадение
целей и результатов
К числу основных функций философии относятся:
- методологическая;
- гносеологическая;
- мировоззренческая;
- конструктивная;
- идеологическая, интеллектуальная;
- практически-деятельная.
Рассмотрим подробнее
методологическую и мировоззренческую
функции. Выделение методологической
функции как исходной обусловлено
тем, что философия занимает особое
место в процессе осознания бытия
в структуре общественного
Под методологией следует понимать систему исходных, основополагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, характер и направленность познавательной и практической деятельности. Эти принципы заключают в себе выраженные в общей форме представления о сущности мира и человека, о предельных основаниях их бытия, об отношении человека к миру и к себе. Конечно, в различных философских системах интерпретация этих исходных принципов различная. Тем не менее, в этих интерпретациях просматривается стремление к уяснению специфики именно философского осмысления действительности и места в ней человека. Таким образом, методологическая функция философии дает для всех форм общественного сознания, для теоретической и практической деятельности человека исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности. Эта функция предполагает, что отношение человека к миру должно исходить из осознания им природы и сущности мира и человека, предельных оснований их бытия, осознания человеком своего места в мире и отношение к нему, осознание общей структуры мира и состояния, в котором он находится.
Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни. Часто, когда речь идет о мировоззрении, на первый план выдвигается его характеристика как обобщенной системы идей и взглядов на мир, человека, на его место в мире и т.д. Такой подход важен, так как мировоззрение всегда базируется на определенном мыслительном материале, на определенной системе знаний. Однако в этом случае мировоззрение сводится только к объективированной системе знаний, оторванной от социального субъекта. Нередко при характеристике мировоззрения обращается внимание фактически на этимологию слова – и тогда оно предстает как общий взгляд на мир.
Мировоззрение следует рассматривать
не только с точки зрения его содержания,
представляющего собой
Философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.
Философия всегда в той
или иной степени выполняла
по отношению к науке функции
методологии познания и мировоззренческой
интерпретации ее результатов. Философию
объединяет с наукой также и стремление
к теоретической форме
Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличие от менее научного, а порой и просто легковесного
мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм
человеческой деятельности, в том числе и для философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов: надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны? Попробуем ответить на эти вопросы, обратившись к истории.
Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом существующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое время предпринял Аристотель. В отличие от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания “госпожой наук”, считая что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей против ни единого слова. В размышлениях Аристотеля отражено характерное для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течение многих веков. Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами “королева наук” и “наука наук”.
Информация о работе Что есть философия и философия нового времени