Что есть философия и философия нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:23, реферат

Описание работы

Философия – это общая теория мира и существования человека
в нем. Известно, что духовный опыт человечества проявляет себя в трех основных сферах. Это такие, как Истина (наука и идеология), Добро (мораль и религия) и Красота (искусство в различных его формах и видах). Философия всегда находилась и находится на стыке этих сфер. Она опирается на них и впитывает тем самым все богатство и многообразие духовной культуры общества. Философия как тип человеческой деятельности и познания возникла более 2,5 тысяч лет назад, почти одновременно в нескольких центрах тогдашней культурной ойкумены – в Китае, Индии, древнем Израиле и позднее в античной Греции. Этот перио

Содержание работы

Введение……….……………………………………………………..3
Что есть философия............................................................................4
Философия нового времени. Проблема метода познания………………...19
Заключение…………………………………………………………………....35
Список использованных источников.…………………………………….....36

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 68.08 Кб (Скачать файл)

В Древней Греции философия  зародилась  в  качестве  всеобъемлющей  науки.  Эта наука была направлена на все,  что вообще было способно или казалось способным стать  объектом познания.  Будучи сначала  единой и нераздельной наукой, философия,  при дифференцированном состоянии  отдельных  наук, становилась отчасти  органом,  соединяющим  результаты деятельности всех остальных наук и  одно общее познание, отчасти проводником  нравственной и религиозной жизни. В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные  суждения о величии науки и  неполноценности философии.  В  это время  возникло  и  приобрело  влияние философское течение  позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность, одним словом развенчивающее “королеву наук” в “служанки”.  В позитивизме был

сформирован вывод о том,  что философия  это  суррогат науки,  имеющий право на существование  в те периоды, когда еще не сложилось  зрелое научное познание.  На стадиях  же развитой науки познавательные притязания философии объявляются несостоятельными.  Провозглашается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно  решать запутанные философские вопросы, будоражившие умы в течение столетий. Ко всему  прочему отличием философского знания от других является то,  что  философия - единственная из наук объясняет, что  такое  бытие, какова его природа, соотношение материального и  духовного в бытие. Посмотрим, как  наука и философия взаимодействуют между собой. Научно-философское мировоззрение  выполняет  познавательные функций, родственные функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение,  интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей,  связей, взаимодействий основных подсистем бытия,  о которых уже шла речь: теоретическая масштабность,  логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не  проработанных специально-научными методами.

На основе  общих  принципов  рационального  понимания философская  мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует  общие предположения об их природе  и возможных способах познания.  Используя опыт понимания,  накопленный  в иных областях познания, практики,  она создает философские “эскизы” тех или иных природных или  общественных реалий  подготавливая  их  последующую  конкретно-научную  проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально  допустимых, логически

и теоретически возможных  вариантов. Т.е. философия выполняет  функцию

интеллектуальной разведки,  которая также служит и для  заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи  с неполной, разной степенью изученности  тех или иных явлений, наличием “белых пятен” познавательной картины мира.  Конечно, в конкретном - научном  плане пробел предстоит заполнить  специалистам - ученым иной общей системы  миропонимания.

Философия же заполняет  их  силой  логического мышления. Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в  общих, целостных представлениях о  мире, о принципах его устройства, общих закономерностях  и т.д.  Однако сами они таких представлений  не вырабатывают - в конкретных науках используется  универсальный  мыслительный

инструментарий (категории,  принципы,  различные методы познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов,  средств.   Общемировоззренческие  и теоретико-познавательные основания  науки изучаются,  отрабатываются  и формируются в сфере философии.

Итак, философия и наука  довольно сильно взаимосвязаны, у них  есть много  общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя  однозначно причислять к науке и  наоборот нельзя отрицать ее научность.

 Философия - отдельная  форма познания,  имеющая научные  основы, проявляющая себя в те  моменты и в тех областях  научного знания, когда теоретический  потенциал в этих областях  либо мал,  либо вообще отсутствует.  Бертран Рассел по этому поводу  сказал, что все точные знания  принадлежат науке, все догматы  по неточным знаниям – религии,  а между ними - “ничья земля”, подвергаемая атакам со всех  сторон. Это и есть философия.

Между тем вопрос о соотношении  философии и науки не может  быть решен однозначно. Дело в том, что в современном общественном сознании между философией и наукой установились сложные взаимоотношения, при которых, с одной стороны, между ними не ставится знака равенства, а с другой – не ставится и  непроходимой преграды. Также нельзя жестко разграничивать и эстетическую и моральную ориентации философии. Они состыкуются и сосуществуют в контексте культуры.

Культура как явление  общественной жизни  является объектом изучения для многих наук. Ее исследуют  история и эстетика, психология и  социология, археология, этнография. Каждая наука реализует свой специфический  интерес при изучении этого сложного феномена. Философия также изучает  культуру, но не ее единичные проявления. Она рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной жизни.

Философия стремиться ответить на вопросы о том, что такое  культура, какое место она занимает в историческом процессе и какую  роль

играет в социализации человека. Философию интересуют самые  общие проблемы, касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни.

Термин культура весьма многозначен. В специальной и художественной литературе можно встретить многие десятки его толкований. Так, в  обыденной жизни под культурой  обычно понимается уровень образованности и воспитанности человека, в отличие  от необразованности и невоспитанности. Для эстетики культура – это многочисленные произведения профессионального искусства  и народного творчества. Впервые  этот термин был применен римским  оратором и философом Цицероном. Под культурой он понимал позитивное воздействие философии на ум человека. По его мнению, философия есть “культура  ума”, тонкий инструмент для познания мира и человека в нем в каждой исторической эпохе существовала своя трактовка культуры. Например, в  средние века культура ассоциировалась, прежде всего с личным совершенствованием человека. Культура – это бог подобие человека, самопознание, его служение богу и самоукрошение.

В эпоху Возрождения под  культурой стало пониматься соответствие человека высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально развитый человек, разумный и деятельный.

В русской философии понятие  культуры традиционно имело прежде всего высокое нравственное наполнение. В этом проявился дух православия с его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми и народами. Зло есть то, что разрешает мировую гармонию. Напротив, Добро – это творение жизни и гармонии в ней. В этом и состоит основное предназначение человеческой культуры как сгустка морали и мудрости. В русской философии подчеркивалась самобытность отечественной культуры во всех ее проявлениях – образ жизни и традиции, формы экономической жизни.

 В культуре России  очень большую роль играет  духовное начало, культ добра  и справедливости. Россия находится  на пересечении двух потоков  мировой истории и культуры  – Востока и Запада. Именно  поэтому она “обречена” на  диалог с другими культурами  и имеет богатейшие возможности  для духовного обогащения благодаря  такому диалогу. Как видим,  в истории философии выделялись  и изучались различные стороны

культуры. Суммируя все сказанное  выше, ответим на вопрос о сущности культуры с позиции философии. Термин “культура” переводится с латинского языка как “возделывание”, “уход”, “обработка”, “почитание” и т.п.

В основе культуры лежит  деятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта деятельность весьма разнообразна по форме и по сферам своего проявления, и следовательно, культура тоже многолика. Однако культура – это не только живая деятельность человека, но и ее  предметные воплощения, а также отношения между людьми как ее творцами. Культура – это сложнейший социальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу новым культурным явлениям. Культура есть философское понятие для характеристики развития сил и способностей человека как деятеля. В своей действительности она включает в себя сущностные силы человека; процесс их применения (труд, деятельность); предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношения между людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.). Культура – это все, созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком мир. Это “вторая природа”, существующая наряду с обычной природой. В свой реальности она представляет собой комплекс достижений человечества. С точки зрения своего внутреннего строения культура имеет два слоя:

- Во- первых, это материальная культура человечества – орудия труда и техника, жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами навыки труда людей.

- Во- вторых, это духовная  культура, которая включает совокупные  знания и методы познания, формы  мышления. Сюда относятся также  и общественное сознание, система  образования и воспитания человека, язык, право и др.

Есть и такие формы  культуры, которые находятся как  бы на стыке этих двух пластов (слоев) и представляют собой их органический синтез. К ним можно отнести  политическую культуру как единство политического сознания и политической деятельности. Это и художественная культура как мир произведений искусства, каждый из которых несет в себе один или же много художественных образов, нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах. Духовный слой в культуре играет особо важную роль. По определению С.Л. Франка, культура – это “осадок духовной жизни  человечества”. В каждой национальной культуре всегда есть ее духовное ядро, некая сердцевина, вокруг которой  и формируется вся система  культуры. На протяжении всего уходящего  тысячелетия для России таким  ядром было православие как мировоззрение  и мораль, как образ жизни. Оно  наложило огромный отпечаток на искусство (например, иконы как жанр в изобразительном  искусстве), на быт людей и их традиции, на политическую жизнь и государственность, на формы хозяйственной деятельности и трудовую мораль, на другие стороны  культуры. Многомерность культуры как  социального явления проявляется  также и в ее функциях. Прежде всего она выполняет познавательную функцию, которая позволяет получать знание о мире и человеке в нем. Такую роль выполняет в первую очередь наука и иные формы познания – мифы, искусство, религия. Практическая функция говорит о том, что культура служит целям преобразования природы с помощью знаний и орудий труда. Эта функция символизирует выделение человека из остального животного мира и возвышение над ним как существа активного и творящего.

Аксиологическая  функция  означает, что культура есть “вместилище” ценностей, т.е. позитивных продуктов  духовной деятельности человека –  идей, идеалов, образов и т.д. Веками общество накапливало общечеловеческие ценности, выраженные в нравственных идеях добра, справедливости, совести и других. Наконец, социализирующая функция указывает на роль культуры в формировании человеческого в человеке – высоких потребностей и благородных поступков. Без приобщения к культуре (к науке и искусству, к традициям общества) нет и не может быть воспитанного человека. Культурный человек, с точки зрения философии, - это человек, освоивший все богатство человеческой культуры. Очень часто в философии наряду с культурой употребляется и понятие цивилизации. Нередко эти понятия применяются в одинаковом смысле. Но, хотя эти понятия в чем-то близки, такое применение неверно.

 Цивилизация – это  определенная крупная эпоха в  истории человечества, ступень в  развитии человека как деятеля  и творца. Культура же есть  содержание конкретной исторической  эпохи, выраженное в совокупности  духовных и материальных ценностей.  Каждой цивилизации свойственна  своя специфическая культура. В  аспекте культуры также нужно  сказать о взаимодействии философии  и религии. Сегодня вопросы  религии, ее места в современном  обществе, ее роли в нем, ее  поразительной “живучести” привлекают  всеобщее внимание и заставляют  по-новому взглянуть на нашу  историю. 

Культура и религия  – исторически обусловленные  социальные явления. Можно сказать, что религия имеет какие-то очень  глубокие корни и не является “заблуждением”, с которым легко может справиться наука. Религия тесно связана  с вне логичной формой сознания, она участвует в образовании вне логичного знания человека. Однако религия вовсе не ограничивается познанием мира, спектр ее задач на много шире. Поведение

человека в окружающем мире опирается на знания о нем. Это  знание формируется как бы в двух взаимосвязанных сферах – одной, где решающее слово имеет логика, и другой, где господствуют чувства, сострадание, любовь к близким людям . У гармонично развитых людей оба источника знания – и логического, и внелогического – находятся в известном равновесии и определяют поведение. Человечеству необходимо целостное мировоззрение, в фундаменте которого лежит как научная картина мира, так и вне научное восприятие его.

Религия, как и философия, является одной из форм общественного  сознания. Религиозное сознание представляет собой “компенсатор” социальной слабости человека. Оно характеризуется  верой в сверхъестественное и мышлением догмами. Основным объектом отражения в религиозном сознании является Бог как якобы Творец и Спаситель мира и человека. Отражение мира в данной форме общественного сознания осуществляется в виде фантазий и верований, чувств и побуждений, культовых действий.

Информация о работе Что есть философия и философия нового времени