Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:23, реферат
Философия – это общая теория мира и существования человека
в нем. Известно, что духовный опыт человечества проявляет себя в трех основных сферах. Это такие, как Истина (наука и идеология), Добро (мораль и религия) и Красота (искусство в различных его формах и видах). Философия всегда находилась и находится на стыке этих сфер. Она опирается на них и впитывает тем самым все богатство и многообразие духовной культуры общества. Философия как тип человеческой деятельности и познания возникла более 2,5 тысяч лет назад, почти одновременно в нескольких центрах тогдашней культурной ойкумены – в Китае, Индии, древнем Израиле и позднее в античной Греции. Этот перио
Введение……….……………………………………………………..3
Что есть философия............................................................................4
Философия нового времени. Проблема метода познания………………...19
Заключение…………………………………………………………………....35
Список использованных источников.…………………………………….....36
В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки. Эта наука была направлена на все, что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой, философия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становилась отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни. В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии. В это время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность, одним словом развенчивающее “королеву наук” в “служанки”. В позитивизме был
сформирован вывод о том,
что философия это суррогат науки,
имеющий право на существование
в те периоды, когда еще не сложилось
зрелое научное познание. На стадиях
же развитой науки познавательные притязания
философии объявляются
На основе общих принципов
рационального понимания философская
мысль группирует житейские, практические
наблюдения различных явлений, формирует
общие предположения об их природе
и возможных способах познания.
Используя опыт понимания, накопленный
в иных областях познания, практики,
она создает философские “
и теоретически возможных вариантов. Т.е. философия выполняет функцию
интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием “белых пятен” познавательной картины мира. Конечно, в конкретном - научном плане пробел предстоит заполнить специалистам - ученым иной общей системы миропонимания.
Философия же заполняет их силой логического мышления. Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений не вырабатывают - в конкретных науках используется универсальный мыслительный
инструментарий (категории,
принципы, различные методы познания),
но ученые специально не занимаются разработкой,
систематизацией, осмыслением познавательных
приемов, средств. Общемировоззренческие
и теоретико-познавательные основания
науки изучаются, отрабатываются
и формируются в сфере
Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность.
Философия - отдельная
форма познания, имеющая научные
основы, проявляющая себя в те
моменты и в тех областях
научного знания, когда теоретический
потенциал в этих областях
либо мал, либо вообще отсутствует.
Бертран Рассел по этому
Между тем вопрос о соотношении философии и науки не может быть решен однозначно. Дело в том, что в современном общественном сознании между философией и наукой установились сложные взаимоотношения, при которых, с одной стороны, между ними не ставится знака равенства, а с другой – не ставится и непроходимой преграды. Также нельзя жестко разграничивать и эстетическую и моральную ориентации философии. Они состыкуются и сосуществуют в контексте культуры.
Культура как явление общественной жизни является объектом изучения для многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология, археология, этнография. Каждая наука реализует свой специфический интерес при изучении этого сложного феномена. Философия также изучает культуру, но не ее единичные проявления. Она рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной жизни.
Философия стремиться ответить на вопросы о том, что такое культура, какое место она занимает в историческом процессе и какую роль
играет в социализации человека. Философию интересуют самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни.
Термин культура весьма многозначен. В специальной и художественной литературе можно встретить многие десятки его толкований. Так, в обыденной жизни под культурой обычно понимается уровень образованности и воспитанности человека, в отличие от необразованности и невоспитанности. Для эстетики культура – это многочисленные произведения профессионального искусства и народного творчества. Впервые этот термин был применен римским оратором и философом Цицероном. Под культурой он понимал позитивное воздействие философии на ум человека. По его мнению, философия есть “культура ума”, тонкий инструмент для познания мира и человека в нем в каждой исторической эпохе существовала своя трактовка культуры. Например, в средние века культура ассоциировалась, прежде всего с личным совершенствованием человека. Культура – это бог подобие человека, самопознание, его служение богу и самоукрошение.
В эпоху Возрождения под культурой стало пониматься соответствие человека высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально развитый человек, разумный и деятельный.
В русской философии понятие культуры традиционно имело прежде всего высокое нравственное наполнение. В этом проявился дух православия с его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми и народами. Зло есть то, что разрешает мировую гармонию. Напротив, Добро – это творение жизни и гармонии в ней. В этом и состоит основное предназначение человеческой культуры как сгустка морали и мудрости. В русской философии подчеркивалась самобытность отечественной культуры во всех ее проявлениях – образ жизни и традиции, формы экономической жизни.
В культуре России
очень большую роль играет
духовное начало, культ добра
и справедливости. Россия находится
на пересечении двух потоков
мировой истории и культуры
– Востока и Запада. Именно
поэтому она “обречена” на
диалог с другими культурами
и имеет богатейшие
культуры. Суммируя все сказанное выше, ответим на вопрос о сущности культуры с позиции философии. Термин “культура” переводится с латинского языка как “возделывание”, “уход”, “обработка”, “почитание” и т.п.
В основе культуры лежит деятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта деятельность весьма разнообразна по форме и по сферам своего проявления, и следовательно, культура тоже многолика. Однако культура – это не только живая деятельность человека, но и ее предметные воплощения, а также отношения между людьми как ее творцами. Культура – это сложнейший социальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу новым культурным явлениям. Культура есть философское понятие для характеристики развития сил и способностей человека как деятеля. В своей действительности она включает в себя сущностные силы человека; процесс их применения (труд, деятельность); предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношения между людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.). Культура – это все, созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком мир. Это “вторая природа”, существующая наряду с обычной природой. В свой реальности она представляет собой комплекс достижений человечества. С точки зрения своего внутреннего строения культура имеет два слоя:
- Во- первых, это материальная культура человечества – орудия труда и техника, жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами навыки труда людей.
- Во- вторых, это духовная
культура, которая включает совокупные
знания и методы познания, формы
мышления. Сюда относятся также
и общественное сознание, система
образования и воспитания
Есть и такие формы
культуры, которые находятся как
бы на стыке этих двух пластов (слоев)
и представляют собой их органический
синтез. К ним можно отнести
политическую культуру как единство
политического сознания и политической
деятельности. Это и художественная
культура как мир произведений искусства,
каждый из которых несет в себе
один или же много художественных
образов, нашедших свое предметное воплощение
в книгах, картинах, скульптурах. Духовный
слой в культуре играет особо важную
роль. По определению С.Л. Франка, культура
– это “осадок духовной жизни
человечества”. В каждой национальной
культуре всегда есть ее духовное ядро,
некая сердцевина, вокруг которой
и формируется вся система
культуры. На протяжении всего уходящего
тысячелетия для России таким
ядром было православие как мировоззрение
и мораль, как образ жизни. Оно
наложило огромный отпечаток на искусство
(например, иконы как жанр в изобразительном
искусстве), на быт людей и их традиции,
на политическую жизнь и государственность,
на формы хозяйственной
Аксиологическая функция означает, что культура есть “вместилище” ценностей, т.е. позитивных продуктов духовной деятельности человека – идей, идеалов, образов и т.д. Веками общество накапливало общечеловеческие ценности, выраженные в нравственных идеях добра, справедливости, совести и других. Наконец, социализирующая функция указывает на роль культуры в формировании человеческого в человеке – высоких потребностей и благородных поступков. Без приобщения к культуре (к науке и искусству, к традициям общества) нет и не может быть воспитанного человека. Культурный человек, с точки зрения философии, - это человек, освоивший все богатство человеческой культуры. Очень часто в философии наряду с культурой употребляется и понятие цивилизации. Нередко эти понятия применяются в одинаковом смысле. Но, хотя эти понятия в чем-то близки, такое применение неверно.
Цивилизация – это
определенная крупная эпоха в
истории человечества, ступень в
развитии человека как деятеля
и творца. Культура же есть
содержание конкретной
Культура и религия
– исторически обусловленные
социальные явления. Можно сказать,
что религия имеет какие-то очень
глубокие корни и не является “заблуждением”,
с которым легко может
человека в окружающем мире опирается на знания о нем. Это знание формируется как бы в двух взаимосвязанных сферах – одной, где решающее слово имеет логика, и другой, где господствуют чувства, сострадание, любовь к близким людям . У гармонично развитых людей оба источника знания – и логического, и внелогического – находятся в известном равновесии и определяют поведение. Человечеству необходимо целостное мировоззрение, в фундаменте которого лежит как научная картина мира, так и вне научное восприятие его.
Религия, как и философия, является одной из форм общественного сознания. Религиозное сознание представляет собой “компенсатор” социальной слабости человека. Оно характеризуется верой в сверхъестественное и мышлением догмами. Основным объектом отражения в религиозном сознании является Бог как якобы Творец и Спаситель мира и человека. Отражение мира в данной форме общественного сознания осуществляется в виде фантазий и верований, чувств и побуждений, культовых действий.
Информация о работе Что есть философия и философия нового времени