Чувственное и рациональное познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 11:02, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной работы в том, что человек при помощи различных чувств постоянно усовершенствуется сам и пытается под себя подстроить окружающий мир. Возможности человека пока ещё остаются загадкой.
Цель работы в изучении процесса познания и его сущности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Чувственное познание………………………………………………………….4
2. Рациональное познание……………………………………………………......7
3. Интуиция………………………………………………………………………11
Заключение …………………………………………………………….………..15
Список литературы…………………………………………………...…………

Файлы: 1 файл

философия контр.docx

— 48.69 Кб (Скачать файл)

Обратим особое внимание на действия, которые  имеют место в процессе образования  понятий. Строго взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставления, выделения того общего свойства, которое  присуще необозримому множеству  предметов и целым классам предметов, в философии именуются абстрагированием (рационализмом), а результаты познания, получаемые в итоге, называются абстракциями. При абстрагировании человек исходит из объективных свойств объектов и явлений и из их реальных отношений друг к другу; фиксируется их действительное, независимо от сознания существующее единство. Но при этом деятельность отвлечения и объединения свидетельствует о способности активности человеческого познания, о возникновении особого типа деятельности, особого типа познания, направленного на фиксирование отношений. Установление отношений, их познание, усовершенствование таких знаний и их использование в практике - дело весьма привычное и повседневное. Это процесс, который ежедневно и ежечасно осуществляют люди в своей жизни и который приводит к очень важным не только материальным, но и идеальным результатам. Мы воздействуем при помощи одних предметов на другие, потому что уже знаем или можем предположить, а затем точно узнать, в каком отношении они находятся друг с другом.

Обнаружить, раскрыть эти отношения человеку помогает практический процесс активного использования одних предметов для воздействия на другие. Одновременно это процесс повторения определенных действий, выявления некоторых прочных, устойчивых, повторяющихся отношений. Такие отношения определяются как существенные или закономерные объективные отношения и связи.

 Итак, абстрактное (рациональное) познание  основывается на чувственном. Ощущения, восприятие и представление дают понятия. «Понятие — это мысль-обобщение, позволяющее объяснить смысл данного класса вещей»3.

По степени  общности понятия могут быть менее  общими, более общими и предельно  общими. В научном познании также  выделяют понятия частнонаучные, общенаучные и всеобщие, т. е. философские понятия. По отношению к действительности (по глубине ее отражения, осмыслению и направленности) ученые-философы выделяют четыре класса понятий:

1) понятия,  отражающие общее в предметах;

2) понятия,  охватывающие существенные признаки  предметов;

3) понятия,  раскрывающие смысл и значение  предметов;

4) понятия-идеи  – это образ будущего предмета (ситуации), продуцируемый с целью его реализации в практической деятельности субъекта.

 

Следующей формой рационального познания является суждение. Суждение представляет собой  форму мысли, в которой посредством  связи понятий утверждается или  отрицается что-либо о чём-либо. Суждение может быть истинным или ложным.

 

Из одного или нескольких суждений путём логического  мышления выводится новое знание – умозаключение. Умозаключение может быть индуктивное (от частного к общему), дедуктивное (от общего к частному), аналогичное.

 

Рациональное  познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным  познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в сознании в форме образов, результаты рационального  познания закрепляются в знаковых формах (системах) или в языке. Рациональное познание обладает способностью к отражению  существенного в предметах, в  то время как в результате познания сенситивного существенное в предмете или явлении не отграничивается  от несущественного. При помощи рационального познания происходит процесс конструирования понятий-идей, которые затем воплощаются в реальную действительность.

Процесс рационального познания совершается  сознательно и контролируется, т.е. познающий субъект осознает и  обосновывает каждый шаг на пути к  конечному результату законами и  правилами логики. Поэтому иногда его называют процессом логического  познания, или познанием в логической форме.

Чувствительное  и рациональное познания имеют схожую форму в виде интуиции. Как бы не сравнивали чувственное и рациональное познание, можно проследить диалектическую взаимосвязь между ними. Чувственное познание даёт лишь исходный материал для работы мышления, и без этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само по себе, без опоры на чувственности существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственные отражения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Интуиция.

Между чувственным  и рациональным познаниями существует тесная связь. Эта взаимосвязь  имеет сложный и динамичный характер: чувственные данные постоянно подвергаются "обработке" мысленным содержанием понятий, законов, принципов, общей картины мира, а рациональное знание структурируется под воздействием информации, поступающей от органов чувств. Наиболее ярким проявлением динамического единства чувственного и рационального в познании является интуиция.

Интуиция  представляет собой способность  человека к постижению истины путем  её прямого усвоения без обоснования  с помощью каких-либо доказательств.

Распространённость, всеобщность интуиции подтверждена многочисленными наблюдениями над  людьми, как в повседневных условиях, так и в нестандартных ситуациях, в которых, обладая ограниченным количеством информации, они осуществляют правильный выбор своих действий, как бы предчувствуя, что нужно  поступать именно так, а не иначе.

В истории  философии понятие Интуиции включало разное содержание. Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.

 

Р. Декарт: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция…»4. Он  считал, что разумное познание, пройдя через «чистилище» методического сомнения, сопряжено с интуицией, дающей первые принципы, из которых затем выводится все остальное знание путем дедукции. «Положения, непосредственно вытекающие из первого принципа, можно сказать, познаются- писал он- как интуитивным, так и дедуктивным путем, в зависимости от способа их рассмотрения, сами же принципы – только интуитивным, как и, наоборот, отдельные их следствия – только дедуктивным путем»5.

 

Л.Фейрбахом она трактовалась как познание в виде чувственного созерцания: «…безоговорочно несомненное, ясное, как солнце… только чувственное», а потому тайна интуитивного познания и «…сосредоточена в чувственности»6.

 

З. Фрейдом  Интуиция понималась как скрытый, бессознательный первопринцип творчества.

 

Балашов считал интуицию умом, который необходимо развивать эмоциями, опытом, творчеством, дерзостью и знаниями. «Интуицию  можно принимать лишь постольку, поскольку она является источником новых мыслей; большего от неё ждать  нельзя»7

 

Материалистическая  диалектика усматривает логический смысл понятия Интуиции в характеристике момента непосредственности в познании. Деятельность осуществляется мозгом, но она неидентична набору выполняемых им операций. Ученые обнаружили так называемую право-левую асимметрию мозга. Экспериментально было доказано, что у высших млекопитающих правое и левое полушария мозга выполняют разные функции. Правое в основном перерабатывает и хранит информацию, ведущую к созданию чувственных образов, левое же осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение, вырабатывает и хранит рациональные, в том числе логические, правила. Целостный процесс познания осуществляется в результате взаимодействия операций и знаний, выполняемых этими полушариями. Если в результате болезни, травмы или хирургического вмешательства связь между ними нарушается, то процесс познания становится неполным, неэффективным или вообще невозможным. Однако право-левая асимметрия возникает не на нейрофизиологической, а на социально-психологической основе в процессе воспитания и обучения. Она связана также с характером предметно-практической деятельности.

Общим в  различных трактовках интуиции является подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления.

К основным видам интуиции  относят чувственную (быстрое отождествление, способность  образования аналогий, творческое воображение  и др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу  и оценке) интуицию.

Несмотря  на то, что философы  на протяжении долгого времени выдвигали различные трактовки интуиции, до сих пор очень мало продвинулись в понимании ее природы и механизмов. Поэтому интуиция не может быть в полной и удовлетворительной форме описана системой правил. Однако современная психология творчества и нейрофизиология позволяют с уверенностью утверждать, что интуиция включает в себя ряд определенных этапов. К ним относятся:

1) накопление  и бессознательное распределение  образов и абстракций в системе памяти;

2) неосознанное  комбинирование и переработка  накопленных абстракций, образов  и правил в целях решения  определенной задачи;

3) четкое  осознание задачи;

4) неожиданное  для данного человека нахождение  решения (доказательство теоремы,  создание художественного образа, нахождение конструкторского или  военного решения и т.д.), удовлетворяющего  сформулированной задаче.

 

У разных людей интуиция может иметь разную степень удаленности от сознания, быть специфичной по содержанию, характеру результата, глубине проникновения в сущность явления или процесса. Интуицию не стоит переоценивать, как не стоит игнорировать её роль в процессе познания. Чувственное познание, рациональное познание, и интуиция — это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.

Процесс научного познания, а также различные  формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например, во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — воспринимаемый как «истина», c более высокой вероятностью определения истины, чем случайность, но менее высокой, чем логическое мышление.

Интуиция как способность пополнения информации в условиях ее недостаточности, предвосхищения будущей информации выступает ценным качеством интеллекта. Интуитивный стиль обработки информации основан на свернутом восприятии всей проблемы сразу. Человек получает ответ, который может быть правильным или неправильным, мало осознавая при этом процесс, посредством которого он получил правильный ответ. Обычно интуитивный стиль предполагает оценивание проблемы с ориентацией на будущее, он не характеризуется применением конкретных методов исследования. Человек с данным стилем мышления не рассматривает всю цепь причинно-следственных связей, он как бы вылавливает ключевые моменты, посредством которых вырисовывается целостное решение.

Интуиция  приобретает особое значение именно для современного человека. Рост информации ведет к кризису духовно-культурных, интеллектуально-мировоззренческих, рационально-смысловых  основ жизни человека. С увеличением потока информации в литературе, теле- и радиопередачах, в сети Интернет, определяется недостаточность использования только логических схем и типичных алгоритмов решения задач и проблем. В условиях существования огромного количества информации в настоящее время практически становится невозможно проанализировать и систематизировать ее с помощью каких бы то ни было рациональных, логических способов. Человек не способен усвоить тысячелетнее наследие прошлого в виде знаний, культурных традиций и форм, нравственно-этических ценностей. Существующая информация дополняется ежегодно возрастающей новой суммой знаний. При интуитивном стиле мышления благодаря сокращению, сжатию, свертыванию психических процессов происходит выигрыш во времени. Поэтому именно сегодня растет потребность в человеке с интуитивным стилем мышления.

Следует отметить, что необходима и проверка возникшей гипотезы. Доказательство включает в себя обращение к чувственному восприятию, а также логические рассуждения, аргументы. Связь логики с интуицией определяется тем обстоятельством, что каждая интуитивная догадка нуждается в проверке, а такая проверка чаще всего осуществляется путем логического вывода следствий из нее и сопоставления их с имеющимися фактами. Дискурсивное не только предшествует интуитивному, выступая обязательным условием формирования и проявления интуиции в сфере сознания, но и завершает интуитивное. Без бессознательного не может быть сознательного, как и без разумного – неразумного. Однако чем лучше человек ориентируется в области исследования, чем больше у него опыта, тем меньше вероятность неудачи. Интуиция выполняет своего рода «пусковую» функцию в творческом движении разума, который выдвигает новые идеи или мгновенно «схватывает» истину не в результате следования законам логического вывода из существующего знания, но «чисто интуитивно», лишь затем поверяя результаты логикой.

Информация о работе Чувственное и рациональное познание