Чувственное познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:25, реферат

Описание работы

Познание — это специфический вид деятельности человека, на на
постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. «Познание – это,
обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой, процесс
приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и
совершенствование[1].»

Файлы: 1 файл

контрольная философия.docx

— 34.00 Кб (Скачать файл)

                        ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ.

 

             Сущность чувственного познания и его основные формы.

 

 

Познание  — это специфический вид деятельности человека, на постижение окружающего  мира и самого себя в этом мире.

Процесс познания включает получение информации через органы чувств

(чувственное познание), переработку  данной информации мышлением  (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности. Существует тесная связь познания с практикой, в

ходе которой происходит материализация (опредмечивание) творческих

устремлений людей, превращение  их субъективных замыслов, идей, целей в

объективно существующие предметы, процессы. Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются  двумя основными сторонами познавательного процесса. При этом указанные стороны познания не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга. Деятель органов чувств всегда контролируется разумом; разум же  функционирует на основе той исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то можно в известном смысле говорить о них как о ступенях, этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания имеет свою специфику и существует в своих формах.

     Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получения

информации с помощью  органов чувств, которые прямо  связывают нас с внешним миром. Заметим, что такое познание может осуществляться и с использованием специальных технических средств (приборов), расширяющих возможность органов  чувств человека. Основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.

Ощущения возникают в мозгу человека в результате воздействующих факторов окружающего мира на его органы чувств. Каждый орган чувств представляет собой сложный нервный меха, состоящий из воспринимающих рецепторов, передающих нервов-проводников и соответствующего отдела мозга, который управляет периферийными рецепторами. Например, орган зрение - это не только глаз, но и нервы, ведущие от него в мозг, и соответствующий отдел в центральной нервной системе.

Ощущения — психические процессы, происходящие в мозгу при возбуждении нервных центров, управляющих рецепторами. «Ощущения – это отражение отдельных свойств, качеств, предметов объективного мира, непосредственно воздействующего на органы чувств, элементарное далее психологически неразложимое познавательное явление».

 Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают нам  сведения о форме предметов, об их цвете, о яркости световых лучей. Слуховые ощущения

сообщают человеку о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание дает возможность нам ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и    т.п. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи.

«Первая посылка теории познания,—  писал В. И. Ленин,— несомненно, состоит  в том, что единственный источник наших знаний — ощущения». Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент

чувственного познания и  человеческого сознания вообще. Биологические и психофизиологические дисциплины, изучая ощущение в качестве своеобразной реакции человеческого органа, устанавливают различные зависимости: например, зависимость реакции, то есть ощущения, от интенсивности раздражения того или иного органа чувств. В частности, установлено, что с точки зрения «информационной способности» на первом месте у человека стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.

Возможности органов чувств человека ограничены.

Человек может познавать объекты и явления, недоступные для его

органов чувств, благодаря  способности к практическому  взаимодействию с

окружающим миром. Человек способен осмыслить и понять ту объективную связь, которую существует между явлениями, доступными органом чувств, и явлениями для них недоступными (между электромагнитны волнами и слышимым звуком в радиоприемнике, между движениями электронов и теми видимыми следами, которые они оставляют в камере Вильсона, и т. д.). Понимание этой объективной связи есть основа перехода (осуществляемого в нашем сознании) от ощущаемого к неощущаемому.

Поэтому имеющихся у человека органов чувств вполне достаточно для познания мира. «У человека как раз столько чувств, - писал Л. Фейербах, - сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его совокупности».

Для первой формы чувственного познания (ощущений) характерен анализ

окружающего: органы чувств как бы выбирают из бесчисленного множества факторов окружающей среды вполне определенные. Но чувственное познание

включает в себя не только анализ, но и синтез, осуществляющийся в последующей форме чувственного познания — в восприятии.

       Восприятие — это целостный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из ощущений, непосредственно получаемый от этого предмета. В основе восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто механическая их сумма. Ощущения, которые получаются от различных органов чувств, в восприятии сливаются в единое целое, образуя чувственный образ предмета. Так, если мы держим в руке яблоко, то зрительно мы получаем информацию о его форме и цвете, через осязание узнаем о его весе и температуре, обоняние доносит его запах; а если мы попробуем его на вкус, то узнаем кислое оно или сладкое. В восприятии уже проявляется целенаправленость познания. Мы можем сконцентрировать внимание на какой то стороне предмета и она будет «выпячена» в восприятии. Восприятия человека развивались в процессе его общественно-трудовой деятельности. Последняя ведет к созданию все новых и новых вещей, увеличивая тем самым количество воспринимаемых предметов и совершенствуя сами восприятия. Поэтому восприятия человека более развиты и совершенны, чем восприятии животных. Как заметил Ф. Энгельс, орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла.

На основе ощущений и восприятий в мозгу человека складывается представления. Если ощущения и восприятия существует лишь при непосредственном контакте человека с предметом (без этого нет ни ощущения, ни восприятия), то представление возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Через какое-то время после того, как предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в своей памяти (например, вспомнить о яблоке, которое некоторое время назад мы держали в руке, а затем съели). При этом образ предмета, воссозданный нашим представлением, отличается от того образа, который существовал в восприятии. Во-первых, он беднее, бледнее, по сравнению с тем многокрасочным образом, который мы имели при непосредственном восприятии предмета. И во-вторых, этот образ обязательно будет более общим, ибо в представлении, с еще большей силой, чем в восприятии, проявляется целенаправленность познания. В образе, вызванном по памяти, на первом плане будет то главное, что нас интересует.

Вместе с тем, воображение, фантазия существенно необходимо в научном познании. Здесь представления могут приобретать подлинно творческий характер.

На основании элементов, имеющих в действительности, исследователь представляет себе не новое, такое, чего в настоящее время нет, но которое будет либо в результате развития каких-то природных процессов, либо в результате прогресса практики. Всякого рода технические но, например, существуют вначале лишь в представлениях их создателей (ученых, конструкторов). И лишь после их реализация в виде каких-то технических устройств, конструкций, они становятся объектами чувственного восприятия людей.

Представление является большим  шагом вперед по сравнению с восприятием, ибо в нем присутствует такая новая черта, как обобщение. Последнее имеет место уже в представлениях о конкретных, единичных предметах. Но в еще большей степени это проявляется в общих представлениях (т.е., например, в представлении не только о данной конкретной березе, растущей перед нашим домом, но и о березе вообще). В общих предметах моменты обобщения становятся куда более значимы, чем в любом представлении о конкретном, единичном объекте.

Представление принадлежит  еще к первой (чувственной) ступени познания, ибо имеет чувственно-наглядный характер. Вместе с тем, оно является и своеобразным «мостиком», ведущим от чувственного познания к рациональному. В заключение отметим, что роль чувственного отражения действительности в обеспечении всего человеческого познания весьма значимо:

— органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно

связывает человека с внешним  предметным миром;

— без органов чувств человек не способен вообще ни к  познанию, ни к мышлению;

— потеря части органов  чувств затрудняет, осложняет познание, но не

перекрывает его возможности (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание, свою волю и т.п.);

— рациональное базируется на анализе того материала, который  дают нам органы чувств;

—регулирование предметной деятельности осуществляется, прежде всего с помощью информации, получаемой органами чувств;

— органы чувств дают тот  минимум первичной информации, который  оказывается необходимым, чтобы многосторонне познать объекты, чтобы развивать научное знание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Рациональное познание и его формы.

 

 Рациональное познание (от лат. ratio — разум) — это мышление человека, являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством познания закономерностей, определяющие их бытие. Дело в том, что сущность вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются только с помощью мыслительной деятельности человека. Именно «мышление осуществляет упорядочение данных чувственного восприятия, но отнюдь не сводится к этому, а рождает нечто новое — то, что не дано в чувственности. Этот переход суть скачок, перерыв постепенности. Он имеет свое объективное основание в «раздвоении» объекта на внутреннее и внешнее, сущность и проявление ее, на отдельное и общее. Внешние стороны вещей, явлений отражаются прежде всего с помощью живого созерцания, а сущность, общее в них постигается с помощью мышления. В этом процессе перехода осуществляется то, что именуется пониманием. Понять — это значит выявить существенное в предмете. Мы можем понимать и то, что не в состоянии воспринимать. Мышление соотносит показания оргонов чувств со всеми уже имеющимися знаниями индивида, более того — со всем совокупным опытом, знаниями человечества в той мере, в какой они стали достоянием данного субъекта.»

Формами рационального познания (мышления человека) являются: понятие, суждение и умозаключение. Это наиболее широкие и общие формы мышления, которые лежат в основе всего неисчислимого богатства знаний, которое накопило

человечество.

Исходной формой рационального  познания является понятие.

«Понятия – это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства; отношения предметов и явлений, а благодаря этому одновременно суммируют важнейшие свойства о способах действия с данными группами предметов и явлений». Понятие в своем логическом содержании  воспроизводит диалектическую закономерность познания, диалектическую связь единичного, особенного и всеобщего. В понятиях могут фиксироваться существенные и несущественные признаки объектов, необходимые и случайные, качественные и количественные и т.п.  Возникновение понятий — это важнейшая закономерность становления и развития человеческого мышления. Объектив возможность возникновения и существования понятий в нашем мышлении заключается в предметном характере окружающего нас мира, т. е. наличие в нем множества отдельных предметов, обладающих качественной определенностью. Образования понятия — это сложный диалектический процесс, включающий: сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение однородных предметов на основе тех или иных общих признаков), абстрагирование (выделение в предмете одних признаков, наиболее существенных, и отвлечение от других, второстепенных, несущественных). Все эти логические приемы тесно связаны между собой в едином процессе образования понятия.

Понятия выражают не только предметы, но также их свой и отношения между ними. Такие понятия, как твердое и мягкое, большое и маленькое, холодное и горячее и т. п. выра определенные свойства тел. Такие понятия, как

движе и покой, скорость и сила и т. п. выражают взаимодействие предметов и человека с другими телами и процессами природы. Особенно интенсивно возникновение новых понятий проис в сфере науки в связи со стремительным углублением и развитием научного познания. Открытия в объектах новых сто, свойств, связей, отношений сразу же влекут за собой появ новых научных понятий. Каждая наука имеет свои поня, образующие более или менее стройную систему, именуе ее понятийным аппаратом. В понятийный аппарат физи, например, входят такие понятия, как «энергия», «масса», «заряд» и др. К понятийному аппарату химии относятся понятии «элемент», «реакция», «валентность» и др.

По степени общности понятия  могут быть разными — менее  общими, более общими, предельно общими. Сами понятия подлежат обобщению. В научном познании функционируют частнонаучные, общенаучные и всеобщие понятия (философские категории такие, как качество, количество, материя, бытие и т.п.).

В современной науке все  большую роль играют общенауч понятия, которые возникают в точках соприкосновения (так сказать «на стыке») различных наук. Зачастую это возникает при решении каких-то комплексных или глобальных проблем. Взаимодействие наук при решении такого рода научных проблем существенно ускоряется именно благодаря использованию общенаучных понятий. Большую роль в формировании таких понятий играет характерное для нашего времени взаимодействие естественных, технических и социальных наук, образующих основные сферы научного знания.

Более сложной по сравнению  с понятием формой мышления является суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет собой качественно особую форму мышле, выполняющую свои, особые функции в мышлении. Это объясняется тем, что «всеобщее, особенное и единичное непосредственно в понятии не расчленены и даны как нечто целое. Их расчленение и соотношение дается в суждении»[11].

Объек основой суждения служат связи и отношения между предметами. Необходимость суждений (как и понятий) коре в практической деятельности

людей. Взаимодействуя с  природой в процессе труда, человек  стремится не только выде те или иные предметы среди других, но и постигнуть их соотношения, чтобы успешно воздействовать на них.

Связи и отношения между  предметами мысли носят самый  раз характер.

Они могут быть между двумя  отдельными предметами, между предметом  и группой предметов, между груп предметов и т. п. Многообразие таких реальных

связей и отношений  находит свое отражение в многообразии суждений.

Информация о работе Чувственное познание