Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:25, реферат
Познание — это специфический вид деятельности человека, на на
постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. «Познание – это,
обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой, процесс
приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и
совершенствование[1].»
«Суждение — это та форма
мышления, посредством которой
Являясь относительно законченной мыслью, отражающей вещи, явления объективного мира с их свойствами и отношени, суждение обладает определенной структурой. В этой струк понятие о предмете мысли называется субъектом и обозна латинской буквой S (Subjectum — лежащий в основе). Понятие о свойствах и отноше предмета мысли называется предикатом и обозначается латинской буквой Р (Predicatum — сказанное). Субъект и предикат вместе называются терминами сужде. При этом роль терминов в суждении далеко не одинакова. Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое знание. Например, наукой установлено, что железо обладает элект. Наличие этой связи между железом и отдель его свойством делает возможным суждение: «железо (S) электропроводно (P)». Субъектно-предикатная форма суждения связана с его основ познавательной функцией - отражать реальную действи в ее богатом разнообразии свойств и отношений. Это отражение может осуществляться в виде единичных, частных и общих суждений.
Единичным называется суждение, в котором что-либо утвер или отрицается об отдельном предмете. Такого рода суждения в русском языке выражаются словами «это», имена собственными и т. д.
Частные суждения - это такие суждения, в которых что-либо утверждается
или отрицается о некоторой части какой-то группы (класса) предметов. В русском
языке подобные сужде начинаются такими словами, как «некоторые», «часть»,
«не все» и др.
Общими называются суждения, в которых что-либо утверж или отрицается обо всей группе (обо всем классе) пред. Причем то, что утверждается или отрицается в общем суждении, касается каждого предмета рассматриваемого клас. В русском языке это выражается словами «все», «всякий», «каждый», «любой» (в утвердительных суждениях) или «ни один», «никто», «никакой» и др. (в отрицательных суждени).
В общих суждениях выражаются общие свойства предметов, общие связи и
отношения между ними, включая и объективные закономерности. Именно в виде
общих суждений формируются, по существу, все научные положения. Особое
значение общих суждений в научном познании оп тем, что они служат мыслительной формой, в кото только и могут быть выражены объективные
закономерности окружающего мира, открываемые наукой. Однако это не означает, что познавательную ценность в науке имеют толь общие суждения. Законы науки возникают в результате обоб множества единичных и частных
явлений, которые выра в форме единичных и частных суждений. Даже единич суждения об отдельных предметах или явлениях (каких-то фактах, возникших в эксперименте, исторических событиях и т. д.) могут иметь важное познавательное значение.
Будучи формой существования и выражения понятия, отдельное суж-дение, однако, не может полностью выразить его содержание. Такой формой может служить лишь система суждений и умозаключение[13]. В умозаключении наиболее отчетливо проявляется способность мышления к опосредованному рациональному отражению действительности. Переход к новому знанию осуществляется здесь не путем обращения к данному чувственном опыте предмету познания, а на основе уже имеющихся знаний.
Умозаключение содержит в своем составе суждения, а следовательно, и понятия), но не сводится к ним, а предполага еще их определенную связь. Чтобы
уяснить происхождение и сущность умозаключения, необходимо сопоставить два
рода знаний, которыми человек располагает и пользуется в процессе своей жизнедеятельности. Это — знания непосредственные и опосредованные.
Непосредственные знания — это те, которые получены чело с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т.д. Подобная чувственная информация
составляет значительную часть всех человеческих знаний. Однако далеко не обо всем в мире можно судить непосред. В науке большое значение имеют опосредованные знания. Это знания, которые получены не прямо, не непосредствен, а путем выведения из других знаний. Логической формой их приобретения и служит умозаключение. Под умозаключени понимается форма мышления, посредством которой из изве знания выводится новое знание.
Подобно суждениям умозаключение имеет свою структуру. В структуре любого умозаключения различают: посылки (исходные суждения), заключение (или вывод) и определенную связь между ними. Посылки — это исходное (и при этом уже извест) знание, служащее основанием для умозаключения. Заключение -это производное, притом новое знание, полученное из посылок и
выступающее их следствием. Наконец, связь между посылками и умозаключением есть необходимое отношение между ними, делающее возможным переход от одного к друго. Другими словами, это есть отношение логического следова. Всякое умозаключение представляет собой логическое следовани одних знаний из других. В зависимости от характера этого следования, выделяются следующие два фундаменталь типа умозаключений: индуктивное и дедуктивное. Умозаключение широко используется в повседневном и в на познании. В науке они используются как способ познания прошлого, которое непосредственно наблюдать уже нельзя. Именно на основе умозаключений формируются знания о воз Солнечной системы и образовании Земли, о проис жизни на нашей планете, о возникновении и этапах развития общества и т. д. Но умозаключения в науке применяются не только для по прошлого. Они важны и для осмысления будущего, которое наблюдать еще нельзя. А для этого необходимо знания о прошлом, о тенденциях развития, действующих в настоящее время и прокладывающих путь в будущее.
Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо объекта или яв, в понимании его сущности, форм существования, зако его
развития и т. д.
Проблема интуиции в философии.