Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 12:12, реферат
Что такое даосизм? Вопрос этот с давних пор привлекает внимание исследователей Китая, однако дать на него краткий и ясный ответ оказалось совсем не просто. Ибо «даосизм» - понятие на редкость многомерное и многозначное. Начать с того, что само слово «дао», от которого происходят слова «даосизм», «даосы», «даосский», и т.д., вовсе не является исключительным достоянием даосизма. Оно принадлежит всей китайской мысли, и каждый философ или ученый древнего Китая видел в нем обозначение истины или, точнее, глубочайшей правды и праведного пути жизни.
Введение
Мудрость Востока - Дао.
Ранний Даосизм.
а) Лао-Цзы
б) Чжуан-Цзы
3. Современный Даосизм. Учение Ошо. « Путь без пути…»
Вывод
Список литературы
Ошо— Просветленный
Мастер из Индии. Во всем мире он больше
известен как Бхагван Шри Раджниш.
Под этим именем вышло более 600 книг
на 30 языках. Эти книги являются записями его бесед,
которые он проводил с учениками на протяжении
25 лет. За год до своей кончины, в январе
1989 года, он объявил, что отбрасывает префикс
“Бхагван Шри”, потому что для многих
это означает “Бог”. Его ученики — саньясины
— решили называть его “Ошо”, именем,
которое впервые появилось в древней Японии.
Так обращались ученики к своим духовным
учителям. “О” значит “с огромным уважением,
любовью и благодарностью”, а также “синхронность
и гармония”. “Шо” означает “расширение
сознания во многих измерениях” и “существование,
изливающееся со всех направлений”. Ошо
родился 11 декабря 1931 года в Кушваде (Центральная
Индия). В семье его очень любили, особенно
дедушка, который дал ему имя “Раджа”,
что значит “царь”. Все свое детство он
провел в доме деда. Отец и мать взяли его
к себе только после смерти дедушки и бабушки.
Перед школой мальчику дали новое имя:
Раджниш Чандра Мохан. В 1966 году Ошо оставил
университетскую кафедру и полностью
посвятил себя распространению искусства
медитации и своего видения нового человека
— Зорбы-Будды, человека, который синтезирует
лучшие черты Востока и Запада, человека,
способного радоваться полнокровной физической
жизни и способного одновременно молчаливо
сидеть в медитации, достигая вершин сознания.
В 1968 г. Ошо поселился в Бомбее и вскоре
к нему стали приезжать первые западные
искатели духовной истины. Среди них было
много специалистов в области терапии,
представителей гуманистических движений,
желающих сделать следующий шаг в своем
росте. Следующим шагом, как сказал Ошо,
была медитация. Первые проблески медитации
Ошо испытал еще в детстве, когда прыгал
с высокого моста в реку, или проходил
по узенькой тропинке над пропастью.
О своих книгах Ошо
говорит: “Мое послание—это не доктрина,
не философия. Мое послание—это определенная
алхимия, наука трансформации, поэтому
только те, кто имеет волю умереть
в том виде, как они есть сейчас, и родиться
заново во что-то настолько новое, что
вы даже не можете представить это сейчас...
только несколько таких смелых людей будут
готовы услышать, потому что услышанное
приведет к риску, вы должны будете совершить
первый шаг к возрождению. Это не философия,
которую можно надеть на себя и начать
хвастаться этим. Это не доктрина, с помощью
которой вы можете найти ответы на беспокоящие
вас вопросы... Нет, мое послание это не
словесный контакт. Это гораздо более
рискованно. Речь идет ни больше, ни меньше,
чем о смерти и возрождении...”Многие люди
со всех концов Земли почувствовали это
и нашли в себе силы и мужество прикоснуться
к этому источнику и начать собственную
трансформацию. Те, кто окончательно утвердился
в этом решении, принимает саньясу. Саньяса,
которую дает Ошо, отличается от традиционной.
Ошо не писал книг. Все изданные книги—это запись его бесед со своими учениками. Энергия слушателей, их подготовленность и интерес определяли направление беседы. В этих беседах отражено взаимоотношение Мастера с учениками, их обоюдное проникновение. “Эти слова живые. В них биение моего сердца. Это не учение. Мои слова—это стук в вашу дверь, чтобы вы могли попасть домой. Примите мой дар”. [1]
«Путь без пути»
Книга Ошо «Путь без пути» состоит из объяснения философом древних Даосских притч,которые раскрывают всю суть «пути», а так же записанных разговоров с учениками в виде «вопросов-ответов».
«Я наслаждаюсь Ли-цзы, он — одно из совершеннейших выражений невыразимого. Истину нельзя выразить, невыразимость — глубинное свойство истины. Тысячи людей пытались выразить ее, но очень немногим удалось хотя бы ее отражение….Прежде, чем вступить в его мир, надо кое-что понять в нем... его подход. Его подход — подход художника, поэта, рассказчика, — а рассказчик он первоклассный. Когда кто-то проживает жизнь, его опыт расцветает в притчах: кажется, это самый простой способ намекнуть на то, что нельзя передать словами. Притча — это великое изобретение, она не похожа на обычную историю: ею нельзя развлечься, ее цель — сказать о чем-то, о чем иначе сказать нельзя. Жизнь нельзя вместить в теорию: она столь необъятна, столь безгранична. Теория ограничена по самой своей природе, теория неизбежно ограничена, если это только теория: она не может быть безграничной, т.к. безграничная теория бессмысленна. Притча безгранична: что-то она говорит и все же много оставляет несказанным, — это только намек. То, о чем нельзя сказать, можно показать. Притча — это палец, указывающий на луну» [2]
Дао трудно объяснить словами, его нужно понять, пережить внутри себя.
«Ли-цзы, Чжуан-цзы, Лао-цзы, три даосских мастера, говорят только о пути: "дао" означает "путь", а о цели они не говорят вовсе. Они говорят: цель сама о себе позаботится, не стоит беспокоиться о цели. Если ты узнаешь путь, ты узнаешь цель, потому что цель — не в самом конце пути, — цель — на всем пути в каждый момент, на каждом шаге она присутствует. Это не значит, что вы, когда путь кончается, достигаете цели: каждое мгновение, где бы вы ни были, вы — у цели, если вы на верном пути. Быть на верном пути -значит быть у цели, поэтому они не говорят о Боге, не говорят о цели, не говорят о мокше, нирване, просветлении. Их весть очень проста: "Вы должны найти путь". Но все становится гораздо сложнее, когда они добавляют: "У пути нет карты. Путь не обозначен. Путь нельзя найти, следуя за кем-то. Путь не похож на столбовую дорогу; путь больше похож на полет птицы в небе, он не оставляет следов за собой. Птица пролетела, но не осталось никаких следов, никто не может по ним следовать, поэтому путь — это путь без пути. Путь есть, но это путь без пути, он не известен заранее: нельзя просто решить идти по нему, — его надо найти. И найти его надо по-своему, ничей чужой путь не подойдет. Прошел Будда, прошел Лао-цзы, прошел Иисус, но эти пути не помогут: вы не Иисус, не Лао-цзы: вы — это вы, уникальная индивидуальность. Только в том случае, если вы идете, если живете своей жизнью, вы найдете путь, — нечто необычайно ценное. Вот почему даосизм — неорганизованная религия: для него организованность неприемлема. Это религия органическая, но не организованная. Можно стать даосом, если просто жить своей жизнью: подлинно, спонтанно. Если у вас есть мужество устремиться в неизвестное самому, индивидуально, ни на кого не опираясь, ни за кем не следуя, просто выходя в темную ночь, не зная, достигните вы чего-нибудь или погибнете. Риск остается, это опасно, даже если у вас есть мужество.» [2]
Дао – это не религия, с ее предписаниями и указаниями,.. и в этом и прелесть и неясность Даосизма: делайте все что вам угодно, идите по своему пути..
«Дао — значит быть на пути и жить так, чтобы не быть отличным» [2]
Единство и неразрывность - вот наверно единственный закон Даосизма. Быть единым с миром - значит быть просветленным. Необходимо отбросить свое «я», «эго» и тогда вы войдете в «путь».
Дао воспевает безпричинную радость. У радости нет причины, говорит даос,- есть причина у несчастья, у болезни, а у здоровья нет причины. Невозможно спросить у человека: «Почему ты здоров?» Это значит что нет необходимости искать причины счастья, нужно просто быть счастливым, если вы этого хотите.
Вывод
Как сказано в книге «Дао-дэ цзин» - главном каноне даосизма:
«Знающий не говорит, а говорящий не знает».
И в другом месте: «Когда низкий человек слышит о Дао, он смеется.
Если бы он не смеялся, это не было бы Дао».
Мудрость Дао - это
безумство мира сего. Безумство даже
для того, кто произносит слова
о Дао, ясно сознавая невозможность говорения о сем предмете. Нужно
ли удивляться тому, что в традиционном
образе даоса так силен элемент иронии,
юмора, до странности ненарочитого шутовства
? Шутовства, конечно, премудрого, ведь
настоящий шут смеется над самим собой.
Во всяком случая, ничего примитивного
и грубого, никакой дикарской плененности
инстинктом в даосском прославлении «естественности»
нет. Напротив, нужна необыкновенная ясность
сознания и недюжинная сила воли для того,
чтобы воистину принять инстинкт, осветить
его темные глубины светочем духа, ввести
бессознательную данность жизни в одухотворенный,
по музыкальному изящный и законченный
ритм бытия. Среди всех великих учений
мира даосизм стремится к достижению этой
цели, пожалуй, с максимальной серьезностью
и настойчивостью.
Список литературы