Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 07:22, реферат
Источником всякого развития является становление и разрешение противоречий, самая сущность развивающегося предмета. Противоречие-это соотношение противоположных сторон, которые не могут существовать друг без друга, но взаимопологая друг друга они взаимоотрицают друг друга. Такое отношение одновременно взаимополагающих и взаимоотрицающих сторон развивающегося объекта является противоречием. Не всякое противоречие является диалектическим, а только то, которое отвечает двум этим условиям. Диалектическая взаимосвязь теории и практики состоит в том, что они не могут существовать друг без друга. Научное знание в процессе эволюции развивается на эмпирическом и теоретическом уровне, но таким образом, что одно без другого существовать не может.
Диалектическая взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания, теории и практики 3 стр.
Эмпиризм 4 стр.
Единство эмпирического и теоретического познания теории
и практики 5 стр.
Проблема материализации теории 5 стр.
Теоретические и эмпирические понятия 12 стр.
Эмпирический и теоретический взгляд на теорию и практику
по В.П. Кохановскому 15 стр.
Список литературы 22 стр.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
Тема: Диалектическая взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания, теории и практики
Преподаватель кандидат философских наук, доцент Смагулов Е.М.
г. Астана
2013 год
Содержание
Диалектическая взаимосвязь
Эмпиризм
Единство эмпирического и теоретического познания теории
и практики
Проблема материализации теории
Теоретические и эмпирические
понятия
Эмпирический и теоретический взгляд на теорию и практику
по В.П. Кохановскому
Список литературы
Диалектическая взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания, теории и практики
Диалектика-это философское учение о развитии, источником которого признается становление и разрешение противоречий. Развитие-это только необратимое качественное изменение (философское учение). Не всякое изменение является развитием. Первым диалектику ввел Гераклид. Развитие диалектики, разработка категории диалектики осуществлена Гегелем. Он сформулировал основные законы диалектики: 1) закон единства и борьбы противоположностей, 2) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, 3) закон отрицания отрицания. Гегель был идеалистом, а материалистические принципы диалектики были сформулированы К. Марксом.
Источником всякого
развития является становление и
разрешение противоречий, самая сущность
развивающегося предмета. Противоречие-это
соотношение противоположных
Диалектическая взаимосвязь теории и практики состоит в том, что они не могут существовать друг без друга. Научное знание в процессе эволюции развивается на эмпирическом и теоретическом уровне, но таким образом, что одно без другого существовать не может. Истинность теории проверяется империей, без эмпирических данных теория остается лишь фантазией. Практика есть материальная, чувственно-предметная деятельность людей. Практика играет троякую роль в познании: 1) практика есть источник познания, 2) практика есть цель познания, 3) практика есть критерии истины.
И эмпирия (практика) зависит от теории-практическая деятельность направляется в рамках теоретической схемы. Эмпирический факт всегда нагружен определенной объяснительной схемой. Научный факт является научным только тогда, когда он может быть интерпретирован.
Однако теория и практика
не только взаимополагают но и взаимоотрицают
друг друга. Теория-это идеальная
деятельность, а практика-есть деятельность
материальная. Теория не строится путем
прямого эмпирического обобщени
Идеи, в отличие от материальных предметов, доступны в любое время (произведения классической литературы, научные труды и т.д.)
Объект изучения - на эмпирическом уровне объект всегда реален. На теоретическом уровне имеют дело с идеализированным объектом (например, в физике - идеальный газ, различные формулы в математике- геометрические линии (не имеют толщины и т.д.))
Функциональный уровень: на эмпирическом уровне - задача состоит в фиксации факта, на теоретическом уровне в объяснении фактов.
От эмпирического уровня
к теоретическому нет прямого
перехода. Для того чтобы выстроить
теорию нужно перестроить факты
таким образом чтобы они
На теоретическом уровне преобладает дедукция-движение от общего к частному. Методы: идеализирование, систематизация, структурирование, абстрагирование - отвлечение от всего не существенного, выделение существенного.
Способ обобщения:
Еще в ХVII веке в поисках решения данной проблемы появилось два философских направления: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). [1]
Эмпиризм (от греч. empeiria - опыт) отрицает активную
роль и относительную самостоятельность
мышления. Единственным источником познания
считается опыт, чувственное познание
(живое созерцание), вследствие чего эмпиризм
всегда был связан с сенсуализмом (от лат.
sensus - чувство), но это не тождественные
понятия. При этом содержание знания сводится
к описанию этого опыта, а рациональная,
мыслительная - сводится к разного рода
комбинациям того материала, который дается
в опыте и толкуется как ничего не прибавляющая
к содержанию знания.
Однако для объяснения реального процесса
познания эмпиризм вынужден выходить
за пределы чувственного опыта и описания
"чистых фактов" и обратиться к аппарату
логики и математики (прежде всего к индуктивному
обобщению) для описания опытных данных
в качестве средств построения теоретического
знания. Ограниченность эмпиризма состоит
в преувеличении роли чувственного познания,
опыта и в недооценке роли научных абстракций
и теорий в познании, в отрицании активной
роли и относительной самостоятельности
мышления.
"Чисто логическое мышление само по себе не может дать никаких знаний о мире фактов; все познание реального мира исходит из опыта и завершается им. Полученные чисто логическим путем положения ничего не говорят о действительности" [2]. Великий физик считал, что даже самая блестящая логическая математическая теория не дает сама по себе никакой гарантии истины и может не иметь никакого смысла, если она не проверена наиболее точными наблюдениями, возможными в науках о природе.
ЕДИНСТВО
ЭМПИРИЧЕСКОГО И
При всем своем различии эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.п.
Наука как целостная динамическая система знания не может успешно развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими данными, не обобщая их в системе теоретических средств, форм и методов познания. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.
Касаясь этой проблемы применительно к естествознанию, Гейзенберг отмечал, что противоречие между эмпириком (с его "тщательной и добросовестной обработкой мелочей") и теоретиком ("конструирующим математические образы") обнаружилось уже в античной философии и прошло через всю историю естествознания. Как показала эта история, "правильное описание явлений природы сложилось в напряженной противоположности обоих подходов. Чистая математическая спекуляция бесплодна, если в своей игре со всевозможными формами она не находит пути назад, к тем весьма немногим формам, из которых реально построена природа. Но и чистая эмпирия бесплодна, поскольку бесконечные, лишенные внутренней связи таблицы в конечном счете душат ее. Решающее продвижение вперед может быть результатом только напряженного взаимодействия между обилием фактических данных и математическими формами, потенциально им соответствующими" [3].
В процессе научного познания имеет место не только единство эмпирии и теории, но и взаимосвязь, взаимодействие последней с практикой. Говоря о механизме этого взаимодействия, К. Поппер справедливо указывает на недопустимость разрушения единства теории и практики или (как это делает мистицизм) ее замены созданием мифов. Он подчеркивает, что практика - не враг теоретического знания, а "наиболее значимый стимул к нему". Хотя определенная доля равнодушия к ней, отмечает Поппер, возможна и приличествует ученому, существует множество примеров, которые показывают, что для него подобное равнодушие не всегда плодотворно. Для ученого существенно сохранить контакт с реальностью, с практикой, поскольку тот, кто ее презирает, расплачивается за это тем, что неизбежно впадает в схоластику.
Однако недопустимо понимать практику односторонне-прямолинейно, поверхностно. Она представляет собой всю совокупность чувственно-предметной деятельности человека в ее историческом развитии (а не только в наличных формах), во всем объеме ее содержания (а не в отдельных проявлениях). Не будет преувеличением вывод о том, что чем теснее и органичнее практика связана с теорией, чем последовательнее она направляется теоретическими принципами, тем более глубокое воздействие она оказывает на действительность, тем более основательно и содержательно последняя преобразуется на ее основе. Но этот вывод нельзя абсолютизировать, ибо и многие другие факторы влияют на данный процесс в разных направлениях.
Необходимо иметь в виду, что в ходе истории соотношение ' между теорией и практикой не остается раз навсегда данным, а развивается. Причем изменяется не только характер теории (и знания в целом), но и качественно меняются основные черты общественной практики. Появляются новые ее формы, насыщающиеся достижениями познания, становящиеся все более наукоемкими, направляемыми научными принципами. При исследовании взаимодействия теории и практики один из самых кардинальных вопросов состоит в том, чтобы выяснить, как и при каких конкретных условиях мысль переходит (превращается) в действие, воплощается в практическую деятельность людей.
Связи теории и практики двусторонни: прямые (от практики к всеобщим принципам и формам мышления) и обратные - реализация всеобщих схем не только в познании, но и в реальной жизни, в практике, во всех ее формах и видах. Важнейшая задача состоит в том, чтобы всемерно укреплять и углублять взаимодействие между теорией и практикой, обстоятельно изучать механизм этого взаимодействия.
Что касается прямых связей, т.е. направленных от практики к теории, от действия к мысли, то их сущность состоит в том, что все логические категории, теоретические схемы и другие абстракции формируются в конечном счете в процессе предметно-практического преобразования реальной действительности человеком как общественным существом. Практика есть то важнейшее посредствующее звено между человеком и реальной действительностью, через которое объективно-всеобщее попадает в мышление в виде "фигур логики", теоретических принципов. Последние в свою очередь возвращаются обратно, помогают познавать и преобразовывать объективную реальность. Исторический опыт показал, что, вырастая из чувственно-предметной деятельности людей, из активного изменения ими природной и социальной действительности, теория возвращается в практику, опредмечивается в формах культуры.
Всякая теория, даже самая абстрактная и всеобщая (в том числе и философское знание), в конечном счете ориентирована на удовлетворение практических потребностей людей, служит практике, из которой она порождается и в которую она - сложным, порой весьма запутанным и опосредованным путем - в конце концов возвращается. Теория как система достоверных знаний (разного уровня всеобщности) направляет ход практики, ее положения (законы, принципы и т.п.) выступают в качестве духовных регуляторов практической деятельности.