Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 07:22, реферат
Источником всякого развития является становление и разрешение противоречий, самая сущность развивающегося предмета. Противоречие-это соотношение противоположных сторон, которые не могут существовать друг без друга, но взаимопологая друг друга они взаимоотрицают друг друга. Такое отношение одновременно взаимополагающих и взаимоотрицающих сторон развивающегося объекта является противоречием. Не всякое противоречие является диалектическим, а только то, которое отвечает двум этим условиям. Диалектическая взаимосвязь теории и практики состоит в том, что они не могут существовать друг без друга. Научное знание в процессе эволюции развивается на эмпирическом и теоретическом уровне, но таким образом, что одно без другого существовать не может.
Диалектическая взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания, теории и практики 3 стр.
Эмпиризм 4 стр.
Единство эмпирического и теоретического познания теории
и практики 5 стр.
Проблема материализации теории 5 стр.
Теоретические и эмпирические понятия 12 стр.
Эмпирический и теоретический взгляд на теорию и практику
по В.П. Кохановскому 15 стр.
Список литературы 22 стр.
Если связывать эмпирические
понятия и соответствующие им термины
с наблюдаемыми объектами и их свойствами,
а теоретические — с ненаблюдаемыми, то
относительность такого противопоставления
становится все более очевидной по мере
усовершенствования
Отсутствие абсолютной границы между эмпирическими и теоретическими понятиями не исключает возможности и целесообразности установления относительного различия между ними. Однако это различие связано не столько с наблюдением соответствующих объектов, сколько со степенью их зависимости от теоретических представлений. Хотя эмпирические понятия «нагружены» теорией и зависят от нее, но их адекватность и обоснованность устанавливается в значительной мере независимо от теории, в которой они применяются. Теоретические же термины, как мы видели, вводятся в научный язык для описания свойств и отношений абстрактных объектов определенной идеализированной системы. Поскольку они являются абстракциями от реальности, то их нельзя непосредственно соотносить с наблюдаемыми объектами, их свойствами и отношениями. Поэтому адекватность теоретических понятий, как и истинность теоретических утверждений, может быть установлена только посредством их эмпирической интерпретации. Все это показывает, что эмпирические и теоретические понятия теснейшим образом связаны между собой.
В историческом развитии познания они обуславливают и дополняют друг друга. Эмпирические понятия представляют первый шаг в ходе сложного и противоречивого процесса все более глубокого и адекватного постижения реальности. На уровне обыденного познания они совпадают с названиями и описаниями чувственно воспринимаемых и наблюдаемых предметов и явлений.
Однако уже на эмпирической стадии познания в науке вводятся понятия с более точно определенным смыслом, чем термины обыденного языка. Но они по-прежнему обозначают либо непосредственно наблюдаемые предметы, их свойства и отношения, либо предметы и свойства, которые могут наблюдаться с помощью различных приборов и устройств, которые, по сути дела, являются продолжением и усилением наших органов чувств. Переход от эмпирических понятий к абстрактным, теоретическим понятиям представляет собой диалектический скачок от чувственно-эмпирической стадии исследования к рационально-теоретической. С помощью последней становится возможным отобразить чувственно не воспринимаемые свойства и отношения предметов и процессов реального мира, т.е. то, что обычно обозначают как сущность. Но так как сущность непосредственно не воспринимаема, то для ее интерпретации вводят эмпирические понятия и утверждения, посредством которых сущность обнаруживается или является. На этом основании сторонники эмпиризма, инструментализма, бихевиоризма, операционализма и некоторых других направлений в философии науки пытались свести, и даже исключить, теоретические понятия и термины из научного языка. Эмпиристы считали возможным свести теоретические суждения к эмпирическим путем установления правил соответствия между ними, инструменталисты рассматривали понятия вообще как некоторые инструменты для приспособления людей к окружающей действительности, бихевиористы полагали, что внутренние стимулы и интенции высших животных и человека всецело проявляются в их внешнем поведении. Операционализм, который связан главным образом с идеями известного американского физика П. Бриджмена, настаивает на том, что содержание понятий эмпирических наук, в частности физики, определяется посредством операциональных определений, которые устанавливают совокупность операций для их измерения. Поскольку в таких целях могут быть использованы различные операции измерения, постольку в этом случае приходится допустить существование не одного-единственного понятия, а целого семейства родственных понятий, что значительно усложняет теорию.
Диалектическое отношение новой и старой теории в науке нашло свое обобщенное отражение в принципе соответствия, впервые сформулированном Нильсом Бором. Согласно данному принципу, смена одной частнонаучной теории другой обнаруживает не только различия, но и связь, преемственность между ними. Новая теория, приходящая на смену старой, в определенной форме — а именно в качестве предельного случая — удерживает ее. Так, например, обстояло дело в соотношении «классическая механика — квантовая механика». Поэтому, по словам Эйнштейна, «лучший удел» какой-либо теории состоит в том, чтобы указывать путь создания новой, более общей теории, в рамках которой она сама остается предельным случаем. При этом новая теория выявляет как достоинства, так и ограниченность старой теории и позволяет оценить старые понятия с более глубокой точки зрения.
Философско-методологическое значение принципа соответствия состоит в том, что он выражает диалектику процесса познания, перехода от относительных истин к абсолютной, преемственность в развитии знания, диалектическое отрицание старых истин, теорий, методов новыми. Причем теории, истинность которых установлена для определенной группы явлений, с построением новой теории не отбрасываются, не утрачивают свою ценность, но сохраняют свое значение для прежней области знаний как предельное выражение законов новых теорий.
Вот почему успешно строить новый мир идей и знаний можно, лишь бережно сохраняя все истинное, ценное, оправдавшее себя в старых теоретических концепциях. Одна из характерных особенностей «драмы идей» в физическом познании (и не только в нем) заключалась в том, что «успеха в прокладывании новых путей добивались именно те физики, которые соединяли в себе два необходимых качества: 1) чувство нового: они видели новые данные опыта, требующие изменения устоявшихся взглядов, они не отмахивались от нового. Они активно искали пути объяснения новых фактов, не останавливаясь перед изменением устоявшихся теорий; 2) бережное уважение к наследию старого: эти физики понимали, что в физике XIX в. должно сохраниться все ценное, оправдавшее себя на опыте и практике»(6). Только таким способом может быть обеспечен прогресс в развитии науки.
ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ТЕОРИЮ И ПРАКТИКУ ПО В. П. КОХАНОВСКОМУ
При всем своем различии эмпирический
и теоретический уровни познания взаимосвязаны,
граница между ними условна и подвижна.
Эмпирическое исследование, выявляя с
помощью наблюдений и экспериментов новые
данные, стимулирует теоретическое познание
(которое их обобщает и объясняет), ставит
перед ним новые, более сложные задачи.
С другой стороны, теоретическое познание,
развивая и конкретизируя на базе эмпирии
новое собственное содержание, открывает
новые, более широкие горизонты для эмпирического
познания, ориентирует и направляет его
в поисках новых фактов, способствует
совершенствованию его методов и средств
и т.п.
Наука как целостная динамическая система
знания не может успешно развиваться,
не обогащаясь новыми эмпирическими данными,
не обобщая их в системе теоретических
средств, форм и методов познания. В определенных
точках развития науки эмпирическое переходит
в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо
абсолютизировать один из этих уровней
в ущерб другому.
Касаясь этой проблемы применительно
к естествознанию, Гейзенберг отмечал,
что противоречие между эмпириком (с его
"тщательной и добросовестной обработкой
мелочей") и теоретиком ("конструирующим
математические образы") обнаружилось
уже в античной философии и прошло через
всю историю естествознания. Как показала
эта история, "правильное описание явлений
природы сложилось в напряженной противоположности
обоих подходов. Чистая математическая
спекуляция бесплодна, если в своей игре
со всевозможными формами она не находит
пути назад, к тем весьма немногим формам,
из которых реально построена природа.
Но и чистая эмпирия бесплодна, поскольку
бесконечные, лишенные внутренней связи
таблицы в конечном счете душат ее. Решающее
продвижение вперед может быть результатом
только напряженного взаимодействия между
обилием фактических данных и математическими
формами, потенциально им соответствующими".
В процессе научного познания имеет место
не только единство эмпирии и теории, но
и взаимосвязь, взаимодействие последней
с практикой. Говоря о механизме этого
взаимодействия, К. Поппер справедливо
указывает на недопустимость разрушения
единства теории и практики или (как это
делает мистицизм) ее замены созданием
мифов. Он подчеркивает, что практика -
не враг теоретического знания, а "наиболее
значимый стимул к нему". Хотя определенная
доля равнодушия к ней, отмечает Поппер,
возможна и приличествует ученому, существует
множество примеров, которые показывают,
что для него подобное равнодушие не всегда
плодотворно. Для ученого существенно
сохранить контакт с реальностью, с практикой,
поскольку тот, кто ее презирает, расплачивается
за это тем, что неизбежно впадает в схоластику.
Однако недопустимо понимать практику
односторонне-прямолинейно, поверхностно.
Она представляет собой всю совокупность
чувственно-предметной деятельности человека
в ее историческом развитии (а не только
в наличных формах), во всем объеме ее содержания
(а не в отдельных проявлениях). Не будет
преувеличением вывод о том, что чем теснее
и органичнее практика связана с теорией,
чем последовательнее она направляется
теоретическими принципами, тем более
глубокое воздействие она оказывает на
действительность, тем более основательно
и содержательно последняя преобразуется
на ее основе. Но этот вывод нельзя абсолютизировать,
ибо и многие другие факторы влияют на
данный процесс в разных направлениях.
Необходимо иметь в виду, что в ходе истории
соотношение ' между теорией и практикой
не остается раз навсегда данным, а развивается.
Причем изменяется не только характер
теории (и знания в целом), но и качественно
меняются основные черты общественной
практики. Появляются новые ее формы, насыщающиеся
достижениями познания, становящиеся
все более наукоемкими, направляемыми
научными принципами. При исследовании
взаимодействия теории и практики один
из самых кардинальных вопросов состоит
в том, чтобы выяснить, как и при каких
конкретных условиях мысль переходит
(превращается) в действие, воплощается
в практическую деятельность людей.
Связи теории и практики двусторонни:
прямые (от практики к всеобщим принципам
и формам мышления) и обратные - реализация
всеобщих схем не только в познании, но
и в реальной жизни, в практике, во всех
ее формах и видах. Важнейшая задача состоит
в том, чтобы всемерно укреплять и углублять
взаимодействие между теорией и практикой,
обстоятельно изучать механизм этого
взаимодействия.
Что касается прямых связей, т.е. направленных
от практики к теории, от действия к мысли,
то их сущность состоит в том, что все логические
категории, теоретические схемы и другие
абстракции формируются в конечном счете
в процессе предметно-практического преобразования
реальной действительности человеком
как общественным существом. Практика
есть то важнейшее посредствующее звено
между человеком и реальной действительностью,
через которое объективно-всеобщее попадает
в мышление в виде "фигур логики",
теоретических принципов.
Последние в свою очередь возвращаются
обратно, помогают познавать и преобразовывать
объективную реальность. Исторический
опыт показал, что, вырастая из чувственно-предметной
деятельности людей, из активного изменения
ими природной и социальной действительности,
теория возвращается в практику, определяется
в формах культуры.
Всякая теория, даже самая абстрактная
и всеобщая (в том числе и философское
знание), в конечном счете ориентирована
на удовлетворение практических потребностей
людей, служит практике, из которой она
порождается и в которую она - сложным,
порой весьма запутанным и опосредованным
путем - в конце концов возвращается. Теория
как система достоверных знаний (разного
уровня всеобщности) направляет ход практики,
ее положения (законы, принципы и т.п.) выступают
в качестве духовных регуляторов практической
деятельности.
Место и роль научного знания как необходимой
предпосылки и элемента практически-преобразовательной
деятельности людей достаточно значимы.
Дело в том, что по существу все продукты
человеческого труда есть не что иное,
как "овеществленная сила знания",
определяет мысли. Это в полной мере относится
не только к знаниям о природе, но и к наукам
об обществе и о самом мышлении. Социально-практическая
деятельность всегда так или иначе связана
с мысленным созданием того, что затем
переходит в практику, реализуется в действительности,
является "предметновоплощенной наукой".
При этом нельзя втискивать живую жизнь
во вчерашние, косные теоретические конструкции.
Только такая теория, которая творчески
отражает живую жизнь, служит действительным
руководством к действию, к преобразованию
мира в соответствии с его объективными
законами, превращается в действие, в общественную
практику и проверяется ею.
Для того чтобы теория материализовалась,
объективировалась необходимы определенные
условия. К числу важнейших из них можно
отнести следующие:
1) Теоретическое знание только тогда является
таковым, когда оно в качестве совокупности,
системы знаний достоверно и адекватно
отражает определенную сторону практики,
какую-либо область действительности.
Причем такое отражение является не пассивным,
зеркальным, а активным, творческим, выражающим
их объективные закономерности. Это важное
условие действенности теории. Самое существенное
требование к любой научной теории, которое
всегда было, есть и будет, - ее соответствие
реальным фактам в их взаимосвязи, без
всякого исключения. Хотя наука всегда
стремится привести хаотическое многообразие
нашего чувственного опыта в соответствие
с некоторой единой системой мышления,
"чисто логическое мышление само по
себе не может дать никаких знаний о мире
фактов; все познание реального мира исходит
из опыта и завершается им. Полученные
чисто логическим путем положения ничего
не говорят о действительности". Теория,
даже самая общая и абстрактная, не должна
быть расплывчатой, здесь нельзя ограничиваться
"прощупыванием наугад". Это особенно
характерно для первых шагов науки, для
исследования новых областей. "Чем менее
конкретна теория, тем труднее ее опровергнуть...
При помощи расплывчатых теорий такого
рода легко забраться в глухой тупик. Опровергнуть
подобную теорию нелегко", а ведь именно
такими являются социальные и философские
концепции. Знание становится теоретическим
только тогда, когда оно построено не как
механическая, эклектическая сумма своих
моментов, а как их органическая целостность,
отражающая целостность соответствующего
объективного фрагмента реальности, предметной
деятельности людей. Теория не есть внешняя
рядоположенность, а внутреннее единство,
глубинная взаимосвязь понятий, законов,
гипотез, суждений и других форм мышления,
системное взаимодействие которых и характеризуют
теорию как идеальную форму целостной
действительности, совокупной предметной
деятельности. Вот почему важнейшей чертой
теории являются всестороннее воспроизведение
предмета и сведение многообразного к
единому, выявление всеобщих условий конкретной
целостности. Будучи наиболее развитой,
сложной формой мышления, теория существует
как диалектический синтез, органическое
единство, внутренняя взаимосвязь понятий,
идей, законов и других своих элементов
на основе определенного уровня практической
деятельности.
2) Теория должна не просто отражать объективную
реальность так, как она есть теперь, но
и обнаруживать ее тенденции, главные
направления ее закономерного развития,
показать действительность в единстве
таких ее необходимых моментов, как прошлое,
настоящее и будущее. Поэтому теория не
может быть чем-то неизменным, раз навсегда
данным, застывшим, а должна постоянно
изменяться, расширяться, углубляться,
уточняться и т.д. Раскрывая глубинный
механизм развития теоретического знания,
академик П. Л. Капица писал: "Наиболее
мощные толчки в развитии теории мы наблюдаем
тогда, когда удается найти эти неожиданные
экспериментальные факты, которые противоречат
установившимся взглядам. Если такие противоречия
удается довести до большей степени остроты,
то теория должна измениться и, следовательно,
развиться. Таким образом, основным двигателем
развита физики, как всякой другой науки,
является отыскание этих противоречий".
Отыскав указанные противоречия (в их
специфическом для каждого случая форме),
теоретическое исследование должно дать
идеальную форму будущего предмета (процесса),
тот образ будущего, которое и будет достигаться
в ходе практической реализации теории,
набросать общие контуры этого будущего,
наметить и обосновать основные направления
и формы движения к нему, пути и средства
его объективации.
3) Наиболее практичной является теория
в ее самом зрелом и развитом состоянии.
Поэтому необходимо всегда держать ее
на самом высоком научном уровне, постоянно,
глубоко и всесторонне разрабатывать
ее, обобщая новейшие процессы и явления
жизни, практики. Только наиболее полная
и высоко научная основательная теория
(а не эмпирические, обыденные знания)
может быть руководством для соответствующей
формы практической деятельности. Не на
любой, а на достаточно зрелой ступени
своего развития наука становится теоретической
основой практической деятельности. Последняя
в свою очередь должна достичь определенного,
достаточно высокого уровня, чтобы стало
возможным систематическое (и экономически
оправданное) практическое применение
науки. Существенный признак развитой
теории - целенаправленный систематический
анализ составляющих ее методов, законов,
других форм мышления с точки зрения их
формы (структуры), содержания, его углубление,
развитие и т.п. "Понятийное творчество"
- атрибутивная характеристика зрелого
теоретического исследования, так же как
и все углубляющаяся рефлексия над его
методологическими проблемами, умелое
и сознательное оперирование понятиями,
методами, приемами познания, его нормами
и регулятивами.
4) Теория (даже самая глубокая и содержательная)
сама по себе ничего не изменяет и изменить
не может. Она становится материальной
силой лишь тогда, когда "внедряется"
в сознание людей, которые должны употребить
практическую силу и энергия которых воплощает
теорию в реальную действительность, опредмечивает
те или иные научные идеи, реализует их
в определенных материальных формах. Будучи
синтезом, концентрацией знаний о конкретном
фрагменте действительности, теория не
должна замыкаться на себе, а выходить
вовне, содержать в себе стремление к практической
реализации и своему материальному воплощению.
Практическая деятельность людей, овладевших
теорией как планом, программой последней
и есть опредмечивание теоретического
знания. При этом как сама эта деятельность,
так и ее субъекты должны быть поняты в
их социокультурной, исторической обусловленности.
В процессе опредмечивания теории в практике
люди не только создают то, чего природа
сама по себе не создавала, но одновременно
обогащают свои теоретические знания,
проверяют и удостоверяют их истинность,
изменяются сами.
5) Практическая реализация знания требует
не только тех, кто будет осуществлять
воплощение теории в практику, но и необходимых
средств воплощения - как объективных,
так и субъективных. Это, в частности, формы
организации общественных сил, те или
иные социальные институты, необходимые
технические средства и х д. Сюда же относятся
формы и методы познания и практического
действия, способы и средства решения
назревших теоретических и практических
проблем и т.п.
6) Материализация теории в практике должна
быть не единовременным актом (с угасанием
ее в итоге), а процессов, в ходе которого
вместо уже реализованных теоретических
положений появляются новые, более содержательные
и развитые, которые ставят перед практикой
более сложные задачи.
7) Успешная реализация в практике теоретических
знаний обеспечивается лишь в том случае,
когда люди, которые берутся за практические
действия, убеждены в истинности тех знаний,
которые они собираются применить в жизни.
Без превращения идеи в личное убеждение,
веру человека невозможна практическая
реализация теоретических идей, тем более
таких, которые несут в себе необходимость
прогрессивных социальных преобразований.
8) Материализация знания, переход от абстрактной
научной теории к практике не является
прямым и непосредственным. Он представляет
собой сложный, тонкий, противоречивый
процесс, состоящий из определенных посредствующих
(промежуточных) звеньев, тесно связанный
с существованием и функционированием
особого социально-культурного мира предметов-посредников.
Это орудия труда, разного рода технические
средства (приборы, оборудование, измерительные
устройства и т.п.), язык (естественный
и искусственный), другие знаково-символические
системы, различные понятийные образования,
методологические средства, способы описания
результатов исследования и др. Наличие
таких звеньев - важное условие перехода
теории в практику, и наоборот. Цепь соответствующих
звеньев есть целостная функционирующая
система, которая не только соединяет
теорию с практикой в ходе их взаимодействия,
но и создает необходимые предпосылки
для развития их единства. Функционирование
такой системы представляет собой механизм
взаимодействия теории и практики в действии,
а обе составляющие ее ветви тесно связаны
и взаимодействуют между собой. Логика
этого процесса и есть движение от действительности
через действие к мысли и обратно через
посредствующие звенья, каждое из которых
приближает теорию к практике, и наоборот,
служит моментом разрешения противоречия
между ними. 9) Чтобы теория стала не только
способом объяснения, но и методом изменения
мира, необходимо нахождение эффективных
путей трансформации научного знания
в программу практических действий. А
это требует соответствующей технологизации
знания. Последнее должно приобрести вид
рецепта действия, четкого регулятива,
предписывающего определенные операции,
которые должны быть расположены в строго
последовательный ряд, не допускающий
никаких нарушений и непредусмотренных
действий. Наиболее известной формой трансформации
теоретических знаний в программу практических
действий является технологическая карта
(для естественно-технических наук), которая
как бы воплощает перенос мысли в действие,
превращение определенных знаний в регулятивы
практической деятельности и конечный
продукт.
10) Как компонент практического применения
знания процедура его трансформации, превращения
в регулятивные средства практики не должна
быть сведена к простому возврату теоретического
знания к его эмпирическому уровню. Такой
возврат по существу ликвидирует теоретическую
форму знания, которая кардинально преобразует
исходный фактический материал и обладает
способностью более расширенного воспроизводства
объекта, чем его эмпирически фиксируемые
параметры. Для понимания диалектики,
взаимоперехода теории (разного уровня
и содержания) и практики, а также уяснения
того, как теория может быть руководством
к действию, очень важно сознание того,
что проектирующая, программирующая роль
науки по отношению к практической деятельности
заключается в том, что наука вырабатывает
планы таких новых типов человеческой
деятельности, которые не могут возникнуть
без науки, вне ее. Идеальные планы воплощаются,
опредмечиваются в практике через процедуру
социальной технологизации. Именно через
этого специфического посредника реализуется
перевод объективных законов развития
действительности на конкретный язык
решений, требований, предписаний, регулятивов,
ориентирующих людей на наилучшие достижения
поставленных целей в любой сфере деятельности.
В этом смысле социальная технология выступает
как конкретизация и реализация теории
в форме, удобной для практического использования.
Чем органичнее технология связана с теорией,
тем более широкий спектр открывается
для того, чтобы превратить ее в эффективное
средство изменения действительности,
в средство внедрения теоретических знаний
в практику и управления ею на их основе.
Общие научные положения попадают в практику
самыми различными путями. Своеобразие
последних определяется тем, что между
фундаментальными науками и средствами
материальной человеческой деятельности,
в которых материализуется научное знание,
имеется целый ряд посредствующих звеньев
в виде прикладных исследований и разработок,
с помощью которых научная идея переводится
в техническую конструкцию или технологический
процесс. Это наиболее характерно для
естественных наук, но недостаточно четко
выражено в обществознании.
В социальной сфере путь теоретического
знания к практике намного сложнее и многообразнее,
ибо тут нет (как в ряде естественных, особенно
технических наук) прямого выхода в практику,
непосредственного применения знания
в той или иной области социально-преобразующей
деятельности. Чем выше уровень обобщения
данной теории, чем она абстрактнее, тем
более сложным и опосредованным является
путь от заключенного в ней знания к практике,
тем больше это знание должно пройти промежуточных
звеньев, прежде чем сможет стать непосредственной
материальной силой, регулировать общественную
жизнь.
Фундаментальные знания, как правило,
не поддаются технологизации, но они оказывают
преимущественно косвенное (через конкретно-прикладные
разработки) воздействие на преобразование
действительности, на процесс решения
социально-практических проблем. Но и
прикладная теория воздействует на ход
практических процессов не непосредственно,
а через опосредование технологическими
разработками, которые и придают ей "рабочую
форму". Именно на этапе технологизации
совершается переход от научного описания
к нормативной системе, имеющей целевое,
практическое назначение. Отсутствие
(или их недостаточная разработанность)
конкретно-прикладных теорий и технологий
- одна из главных причин отрыва теории
от практики.
Список литературы:
- М., 1987. С. 145-146.