Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 23:51, доклад
Диалектическая концепция мира трактует все существующее как изначально самораз-
вивающееся, а само развитие как систему взаимосвязанных, относительно необратимых,
направленных к а ч е с т в е н н ы х изменений, порождаемых столкновением, внутренне присущих всем объектам, процессам и явлениям бытия, о т н о ш е н и й различия и проти-воположности.
Диалектические закономерности бытия и мышления.
Диалектическая концепция мира трактует все существующее как изначально самораз-
вивающееся, а само развитие как систему взаимосвязанных, относительно необратимых,
направленных к а ч е с т в е н н ы х изменений, порождаемых столкновением, внутренне присущих всем объектам, процессам и явлениям бытия, о т н о ш е н и й различия и проти-воположности.
А/ Единство и борьба противоположностей.
В истории философии «единство и борьба противоположностей» рассматриваются в качестве фундаментальной закономерности Бытия (и «мышления о…» бытии как разме-рности самого бытия ).
Единство и борьба противоположностей:
а) представляют собой источник и движущие силы л ю б о г о процесса изменения и развития;
б) характеризуют всякий процесс как внутренне обусловленное саморазвитие;
в) составляют предметно-
г) способствуют пониманию преходящего характера той или иной социальной реальности, выявляя те ее противоречия, посредством разрешения которых осуществля-ется социальный прогресс.
В большинстве диалектически ориентированных концепций бытия, категориями, за-дающими содержательное пространство данной закономерности, выступают:
Тождество – констатирующее со-впадение (взаиморастворение и взаимо”представлен-ность” ) сторон, элементов и тенденций бытия “друг в друге”, а также эквивалентность (иде-нтичность) себе самой той или иной качественной определенности («этости») на всем протя-жении ее существования и саморазвития;
Различие – знаменующее неравновесность , внутреннюю подвижность, изменчивость и разнонаправленность элементов и тенденций , либо
- 2 --
1/ одного и того же («все еще самотождественного») объекта, явления или процесса (см. напр. об этом у Н. Заболоцкого в стихотворении «Метаморфозы»: «Как мир меняется! /
И как я сам меняюсь! / Лишь именем одним я называюсь,- / На самом деле то, что именуют мной.- / Не Я Один. Нас много. Я – живой !» ), либо
2/ взаимосвязанных
и взаимодействующих друг с
другом «бытийных инаковостей»,
каж-дая из которых
Противоположность – момент, сторона, элемент, тенденция и стадия бытийной трансформации «различия» в «противоречие». Противоположность символизирует
собой «рождение противоречия», предполагает взаимообусловленность и взаимоотрицание,
ранее «без(раз)личных и безотносительных друг другу «различий»(инаковостей). Противо-положность – это различие, (при)обретшее бытийного конкурента в облике некоего ДРУГО-ГО, сосуществование с которым определяет отныне его «место» в сущем, «границы и перс-пективы» саморазвития. Не существует «противоположности в единственном числе». Вся-кая противоположность оказывается следствием «со-вмещения несовместимостей», взаимо-проникновением «инородного», свидетельством принципиально неустранимого (с диалекти-ческой точки зрения) «раз-двоения» бытия (на: добро и зло, инь и ян, притяжение и оттал-кивание, истину и ложь, ассимиляцию и диссимиляцию, Единое и многое, любовь и нена-висть, прерывное и непрерывное, смысл и абсурд, Космос и Хаос и т.д.).
Противоречие – способ согласования «единства и борьбы противоположностей», в кон-тексте которого «единство противоположностей» (как «аспект и про-явление» борьбы
противоположностей ) характеризует «относительную» (во временной и смысловой систе-мах координат) ц е л о с т н о с т ь, эволюционную с т а б и л ь н о с т ь и динамическую
р а в н о м о щ
/ь(ность) противоположно
всего существующего.
Борьба противоположностей в рамках любого противоречия носит «абсолютный» харак-тер, ибо именно «взаимоотрицание» различного (т.е«борьба» за выте-снение ДРУГОГО с его бытийных территорий) обусловливает собой как возникновение самого противоречивого «союза противоположностей», так и сменяющие друг друга ритмы саморазвертывания про-
- 3 -
тиворечия («тождество равновесия – нарастание несовместимых сущностных различий – конфликт за «обладание бытием другого» - разрешение противоречия и вы-ход в новое ка-чественное состояние).
Следует также учитывать
и то обстоятельство, что если
противоречие своевременно (не-органически
стихийно, либо социально и личностно
осознанно) не разрешается,
Специфика социальных противоречий.
Под «социальными противоречиями» следует понимать общественнозначимые о т –
н о ш е н и я между исторически сложившимися «общностями» людей (коллективами, этносами, расами, племенами, религиозными конфессиями, национальными образовани-ями и т.п.), в ходе которых они заявляют свои претензии на монопольное обладание те-
ми или иными культурными «статусами» и властными полномочиями.
Своеобразие социальных
противоречий заключается
а) выступают условием (пред-посылкой) и (по)следствием человеческой жизнедеятель-
ности;
б) субъект-субъектны по своей бытийной природе (представляют собой личностно окра-шенное столкновение индивидуальных, национальных, классовых и иных человеческих «воль» (или «произволов») ;
в) имеют в качестве «объектов», по поводу которых возникают и разрешаются отноше-
ния собственности, личностный или государственный суверенитет, идеологически аранжи-рованные версии социального бытия, культурные традиции, религиозные системы миропо-стижения, альтернативные политические проекты «прав» и «свобод», равенства и социаль-ной справедливости.
Социальные противоречия распадаются на два подтипа: на антагонистические и неанта-гонистические.
Антагонизм как форма существования социальных противоречий вырастает из кон-фликта отношений людей к средствам производства и системам ценностных ориентаций. Он
-4-
носит всегда конкретно-исторический характер, религиозно-этнически и классово обусло-влен. Способами разрешения антагонистических противоречий могут стать революции, гражданские и религиозные войны, национально-освободительные движения. Следствием же ( и субъектной «целью») разрешения подобных противоречий, нередко является прекр-ащение исторического существования одной из противоположных социальных сил.
Неантагонистические социальные противоречия предполагают взгляд на своего бытий-ного визави как на «допущенную к существованию культурно-историческую и личностную «самобытность», чье право на бытие не подлежит сомнению и насильственному отрицанию. Одновременно выдвигается принципиально новая «философия» осмысления и разрешения социальных противоречий.
Формулируется запрет
на возведение в ранг
оценке тех или иных социальных противоположностей, конфронтационного диагноза их в качестве «хороших» или «плохих». Анализировать развитие всякого социального противо-речия не только в его «современном» состоянии, но и в исторической ретроспективе.
Неантагонистический вариант разрешения социальных противоречий опирается на ряд нетривиальных методологических технологий:
---поиска и нахождения «промежуточных звеньев» ( бытийных «посредников»), опосредую-щих конфликтующие противоположности (например: частная собственность –АРЕНДА – государственная собственность);
--«со-Единения противоположнос
разводятся на «полюса», а в режиме творческого взаимодействия, позволяют друг другу
проявить свои скрытые прогрессивные «системные» качества (например: личность +
коллектив = коллектив личностей );
--нахождение новой
(компромиссной) формы «
контексте сохраняющегося противоречия интересов и опасений (например: «гонка воору-
жений» и, как альтернатива ее самоубийственным крайностям, концепция «разумной до-
статочности», согласно которой рост вооруженности договорно ограничен масштабами, не-обходимыми для эффективной обороны, но недостаточными для «победоносного» превен-тивного нападения на другую сторону).
Б/ Взаимообусловленность количественных и качественных изменений
Данная закономерность выражает механизм процесса развития, характеризует те вза-имосвязанные тенденции, в ходе реализации которых количественно выраженные изме-нения обнаруживают свою «качественную» природу, со- участвуют в становлении качест-венно новой бытийной определенности с принципиально трансформированными количест-венными интервалами.
Фундаментальными категориями,
раскрывающими содержание
Качество – объективно складывающаяся, внутренне присущая предметам, явлениям и событиям о п р е д е л е н н о с т ь, аттестующая их со стороны ц е л о с т н ы х и с у щ е с т в е н н ы х с в о й с т в, должным образом бытийно организованных.
Качество – это
«то», что делает некую «
Свойство есть форма обнаружения качественной определенности чего-либо. Оно собст-венно и придает всему существующему его известную «о/т/граниченность» от «иного», демо-нстрируя «сходства/различия» между взаимодействующими инаковостями. Причем, свойс-тва не возникают в этих бытийных взаимодействиях, а лишь о б н а р у ж и в а ю т с я в них (об-ЯВЛЯЮТСЯ через них). В разных отношениях и контекстах некое качественное образование проявляет свои различные свойства, высвечивающие те или иные аспекты ее качества (качественности). Таким образом, все существующее в виде качественной опре-деленности сущностно однокачественно и одновременно явленчески многоаспект-но ( ибо ему «многое свойственно»).
Количество – объективно заданная бытийная определенность «качественно однород-
ных свойств», условно выражаемых посредством «числа и величины».
Количество (точнее, «количественность») представляет собой с т е п е н ь развития, или и н т е н с и в н о с т ь проявления той или иной качественной определенности. Количест-венные тождества/различия отчетливо фиксируются уже в условиях сохраняемости (посто-янства) одного и того же качественного состояния. Они же позволяют подвергать разнока-чественные образования процедурам отождествления по числовым индикаторам, посредст-вом «выведения за скобки» изначальной «разнокачественности разнокачественного» ( нап-ример, нельзя арифметически «сложить» такие бытийные разнокачественности как «грусть» и «восторг», или «камень» и «облако», но «приравняв» их к «бескачественным Единицам», мы получаем возможность для их бытийного «со-вмещения»).
Выступая как «
занными проявлениями всякого, качественно определенного, бытия. Вместе с тем, пред-
полагая друг друга, количественные и качественные изменения достаточно своеобразны.
Количество н е п р е р ы в н о меняется в пределах любой качественной определенно-
сти . Качественные же изменения характеризуются п р е р ы в н о с т ь ю. Они утрачива-
ют свою «очевидность» с момента завершения формирования новой качественной опреде
ленности, как бы уходя в «количественную тень».
Мера характеризует собой подвижное «единство» количественных и качественных параметров, задающих своим динамическим взаимопроникновением некую «пограничную окрестность» зыбкого равновесия, в «пределах» которого то или иное бытийное образование
а/ все еще сохраняет
свою качественную
Информация о работе Диалектические закономерности бытия и мышления