Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 23:51, доклад
Диалектическая концепция мира трактует все существующее как изначально самораз-
вивающееся, а само развитие как систему взаимосвязанных, относительно необратимых,
направленных к а ч е с т в е н н ы х изменений, порождаемых столкновением, внутренне присущих всем объектам, процессам и явлениям бытия, о т н о ш е н и й различия и проти-воположности.
относительно автономный «мир в Мире миров»,
б/ начинает трансформироваться в новую качественную определенность, переходит в «свое иное».
Можно выделить несколько типол
-- «простая мера», производная от анализа любого качественного образования в его иску-ственной изоляции от всего того, во «что, где и как» данное образование всегда реально «погружено и обитает». Это предельно «одномерный» и односторонний взгляд на природу некоего сущего, абстрактно свидетельствующий лишь о факте его качественно определен-ного существования и «конгломерате» наличествующих в нем свойств.
--«системная мера», ориентирующая на необходимость постижения качественного свое-образия любого объекта, события или явления в контексте тех взаимодействий и отноше-ний, внутри которых они исторически формируются, самобытно функционируют и качес-твенно эволюционируют. На этом этапе осмысления сущего обретается понимание исто-ричности и содержательной неслучайности, присущих ему свойств.
--«реальная мера», задающая характеристику совокупности в с е х наличных и м ы с –л и м о (идеально) в о з м о ж н ы х отношений некоторого сущего, в которых оно способно я в и т ь свою качественную определенность, б ы т и й н о и с п о л н и т ь с я во всей «своей» качественности («самобытности»). Реальная мера служит мировоззренческой матрицей вос-ПРИЯТИЯ той или иной реальности в максимальном при-БЛИЖЕНИИ к ее подлинной «сущности» («чтойности»).
В области человеческой жизнедеятельности понятие меры принципиально усложняется и начинает использоваться в контексте таких понятий, как «норма», «критерий»и др.
(Так, например, до сих пор
не /до конца/ ясны те г р
а н и ц ы, «за которыми»
возникают такие
Скачок есть «прерыв непрерывного» существования качества в его «сбывшихся» бытий-ных границах, «хаос возможностей», «пауза» предверия «нового» качественного состояния и, вместе с тем, универсальная ф о р м а ПЕРЕ-ХОДА в качественно Иные способы самобы-тия. Скачки могут быть различной интенсивности («одноактно-взрывные» и «аспектно нарастающие», цепеобразные).
При анализе взаимной
детерминации количественных и
качественных изменений необ-
«Во времени» первичны
количественные изменения,
---посредством «н а к о п л е н и я» количественности чего-либо (по типу «переполнить чашу терпения»);
--через «уменьшение» и «изъятие» определенных, количественно выраженных, характери-стик того или иного качествования;
--посредством п е р е г р у п п и р о в к и наличного количества, его обновленной бытийной /само/органазации.
Таким образом, переход к новому качественному состоянию предполагает накопление,уменьшение и/ли/ перегруппировку вещества, энергии и/ли/ информации. Вследствие непре-рывно протекающих количественных изменений этих параметров бытия, достигается об- ласть («окрестность») неустойчивого равновесия количественных и качественных характе-ристик сущего (их соразМЕРность друг другу). Однако, в дальнейшем, за счет продолжаю-щихся («длящихся») количественных изменений, происходит скачкообразная трансформа-ция в новое качественное состояние (образование). Новая качественная определенность, в свою очередь, влияет на исчезновение одних и становление других количественных харак-теристик. Новое качество определяет при этом масштабы и направленность количествен-ных изменений, оказывает формирующее влияние на скорость и темпы протекания коли-чественных обновлений.
-9-
В/ Отрицание и отрицание отрицания.
«Всякое развитие – отмечал К. Маркс,- независимо от его содержания можно представить как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна ступень является о т р и ц а н и е м другой…Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования». Раскрывая противоречия сущего, познающий субъект прослеживает его бытийную эволюцию и обнаруживает, что развитие всего осуществляется через «отрицающее пре-одоление» одних качественных состояний другими.
В позитивное понимание
существующего, диалектически
В истории философии
были реализованы разные
По мнению целого
ряда мыслителей отрицание «
Иная мировоззренческая версия понимания сущностной природы отрицания, исходит из того, что «негативность» есть органическое проявление историчности всякого сущего,
динамики его самоизменения («самоотрицания») в результате разрешения внутренне обу-
-10-
словленных противоречий, вызревающих под «фоновым воздействием» его бытийного ок-ружения. Отрицание объективно и всеобще, так как имеет место во всех сферах сущего.
Сопряженными «моментами»
всякого (само)отрицания
В) момент преобразования (и «преображения») сохраненного применительно к эволюцион-ным потребностям нового. Новое (т.е.«вступившее в бытие») отнюдь не всегда и не обязате-льно «прогрессивнее» старого ( «от-бывшего бытие»). Оно лишь «допущенная к существова-нию» одна из «возможностей» бытия, «проба разнообразия».
В социальной диалектике у с л о в н о выделяют три возможных разновидности «упра-здняюще-сохраняющего» отрицания («реформирования») нового старым:
--- отрицание, в процессе
---отрицание (например, реставрация старины), в процессе осуществления которого макси-мум возможного из старого сохраняется и лишь вынужденный минимум утрачивается (подвергается замене);
---отрицание, в котором
Критерием данной
типологии социальных
«Отрицание отрицания» характеризует в таком случае процессуальную н а п р а в л е н н о с т ь развития, его и т о г о в у ю (качественно определившуюся) ф о р м у, а также при-сущие любому /само/развивающемуся образованию п о с т у п а т е л ь н о с т ь, ц и к л и ч н о с т ь и п о в т о р я е м о с т ь.
Визуальным аналогом
процессов отрицания отрицания
выступает в этой связи мыслеоб
Отрицание отрицания показывает, что развитие обнаруживает себя во внешне хаотичном и неупорядоченном появлении и исчезновении «отношений отрицания» между инаково-стями, ставшими противоположностями, в порождении качественных многообразий, в их бытийной конкуренции и переходе друг в друга.
Итак, единство и борьба
Количественные и качественные
проявления бытия задают в
своей диалектической вза-
Наконец, отрицание и
Информация о работе Диалектические закономерности бытия и мышления