Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:59, реферат
Марксизм в целом и диалектический материализм как его составная часть возникли в 40-х гг. 19 в., когда борьба пролетариата за своё социальное освобождение властно требовала познания законов развития общества, что было невозможно без материалистической диалектики, материалистам, объяснения истории. К. Маркс и Ф. Энгельс, подвергнув всестороннему анализу общественную действительность, критически переработав и усвоив всё положительное, что было создано до них в области философии, истории, экономической жизни, создали качественно новое мировоззрение. Они разрабатывали диалектический материализм в острой идейной борьбе против различных форм буржуазного мировоззрения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..2
Биография Ф.Энгельса………………………………………………………..3
Биография К. Маркса…………………………………………………………4
Открытие материалистической основы диалектики………………………..5
Отношение Маркса к Гегелевской диалектике……………………………..7
Развитие диалектики Марксом………………………………………………8
Философское творчество Энгельса- «Диалектика природы»…………….11
ВЫВОДЫ………………………………………………………...…………………13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….………14
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Владимирский Государственный Университет
Факультет Гуманитарных и Социальных наук
Кафедра философии и религиоведения
Реферат по философии
“Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса”
Выполнила:
Студентка Ю-106
Тихомирова К.А.
Принял:
Доц. Рындин В.А.
Владимир, 2007г.
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ВЫВОДЫ………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Марксизм в целом и диалектический материализм как его составная часть возникли в 40-х гг. 19 в., когда борьба пролетариата за своё социальное освобождение властно требовала познания законов развития общества, что было невозможно без материалистической диалектики, материалистам, объяснения истории. К. Маркс и Ф. Энгельс, подвергнув всестороннему анализу общественную действительность, критически переработав и усвоив всё положительное, что было создано до них в области философии, истории, экономической жизни, создали качественно новое мировоззрение. Они разрабатывали диалектический материализм в острой идейной борьбе против различных форм буржуазного мировоззрения.
В марксистской теории принцип материализма увязан с революционным движением, сокрушением капитализма и построением нового — социалистического и коммунистического общества. Маркс в основном разрабатывал проблемы экономики, социально-философские вопросы и вопросы истории философии. Основоположник диалектического и исторического материализма, марксистской политической экономии, научного коммунизма, теоретик и идеолог пролетарского революционного движения. Главное произведение — “Капитал” в котором был разработан метод материалистической диалектики применительно к анализу политэкономической жизни общества, развито материалистическое понимание истории, исследованы законы движения капиталистического способа производства, обоснована неизбежность коммунистического общества. Важнейшим документом пролетарского движения является «Манифест Коммунистической партии», написанный Марксом совместно с Энгельсом, в котором обоснована историческая миссия пролетариата как «могильщика буржуазии», раскрыты цели и задачи революционного пролетарского движения.
1.Биография Ф. Энгельса.
Энгельс Фридрих (1820—1895) - немецкий философ-материалист, теоретик марксизма, друг и соратник К. Маркса, деятель мирового пролетарского движения. Обобщал достижения естествознания, анализировал диалектические процессы в природе. В молодости находился под влиянием идей Гегеля, Гейне и нем. социалиста М. Хесса. Разрабатывал идею об объективной и субъективной диалектике. Придерживался теории классов и классовой борьбы, резко критиковал капитализм, особенно стадию первоначального накопления. Основные труды: «Положение рабочего класса в Англии» от 1844г, «Манифест коммунистической партии» (совместно с Марксом) от 1848г, «Диалектика природы» от 1872-1882г, опубликованная лишь в 1925г, «Революция в науке господина Евгения Дюринга» или «Анти-Дюринг» от 1878г, «Происхождение семьи, частной собственности и государства» от 1884г., «Развитие социализма от утопии к науке»1. В них, а также в обширной переписке Энгельс отстаивал, развивал и популяризировал принципы диалектического и исторического материализма, марксистской политической экономии, теории научного социализма. Энгельсом разработана трудовая гипотеза происхождения человека, диалектическая концепция природы, теория классовой борьбы, диалектико-материалистическая теория познания. Энгельс оказал огромное влияние на развитие пролетарского, социалистического движения, на работу II Интернационала. Он сформулировал основной вопрос философии, решение которого стало критерием разделения философии на материалистическую и идеалистическую партии, развивал диалектический метод, исследовал проблему предмета диалектического и исторического материализма, разрабатывал категории и законы материалистической диалектики. После смерти Маркса подготовил и опубликовал 2-й и 3-й тома «Капитала», переиздал многие произведения Маркса, защищал теорию Маркса от нападок ревизионистов. Работы Энгельса оказали большое влияние на последующее развитие марксизма.
2.Биография К.Маркса.
Карл Генрих Маркс (1818—1883) — немецкий философ, автор теории диалектического и исторического материализма, наиболее полный и последовательный выразитель материализма. Карл Маркс вырос в семье практикующего юриста и представителя древней линии наследственных раввинов. Отец его перешел в протестантство, и сын воспитывался в духе протестантизма, но рационализм и гуманизм в его мировоззрении стали результатом его собственных усилий. Созданное им политическое учение представляет собой редкую в истории попытку анализа текущей эмпирической действительности с одновременной и неизменной озабоченностью радикально ее изменить. Марксизм вместе с тем — радикальный плод просветительской традиции с ее секуляризмом и прогрессизмом. По форме марксистская философия истории многим обязана гегелевской методологии, а по своему содержанию — секуляризованной христианской эсхатологии, где миссия Христа замещена освободительной и спасительном миссией пролетариата. На это одними из первых обратили внимание русские религиозные философы (С. Булгаков, Н. Бердяев), затем западноевропейские историки философии (Б. Рассел и др.) Широкое распространение марксизма по всему миру и грандиозные вариации практического претворения его социально-политических предписаний сделали личность Маркса одним из самых заметных за прошедшие полтора столетия мировой истории мыслителей, а его самого иногда называют в западноевропейских общественных опросах человеком тысячелетия.
3. Открытие материалистической основы диалектики.
Философское учение Маркса основывается на критическом переосмыслении антропологического материализма Л. Фейербаха и идеалистической диалектики Г. Гегеля. Созданная Марксом материалистическая диалектика является наукой «об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления». В процессе разработки марксизма он переработал идеалистическую диалектику в материалистическую. Идеальное для Маркса — отражение материального в голове человека, свойство высокоорганизованной материи.С позиции диалектики развитие представляет собой процесс, внутренней причиной которого является противоречие, разрешающееся посредством «снятия» (отрицания) предшествующих этапов и как бы возвращения к ним, но на более высоком уровне (отрицание отрицания). Развитие предстает как скачкообразный, спиралевидный, революционный, катастрофический (перерывы постепенности) процесс бесконечного прогрессивного изменения. Законы диалектики прорывают все области природного и общественного бытия. Наиболее значимые результаты были получены при применении диалектического метода к анализу общественной жизни.
Если бы не было марксизма, материализм трудно было бы даже назвать философским направлением. Скорее это способ осмысления мира.2 Хронологически этот способ прослеживается от античности до современности и наблюдается практически во все философские эпохи.
Его основные постулаты: мир материален, мир объективен и не зависит от сознания, материя первична, вечна, несотворенна, сознание- свойство материи, мир познаваем. Как отмечал Маркс, Гегель одновременно и открыл, и мистифицировал диалектику, представив ее независимой от реальности сферой, чистыми законами абсолютного разума. Свое исправление основ гегелевской диалектики Маркс назвал «переворачиванием» на ноги, тогда как у Гегеля она стоит на голове. Это образное выражение действительного переистолкования и существенного преобразования диалектического метода. Маркс, а затем и Энгельс обратили внимание на то, что главные, фундаментальные диалектические зависимости и отношения (указанные и логически проанализированные Гегелем) присутствуют и в реальных процессах жизни природы, общества, в повседневной практической действительности. Более того, эти зависимости открывают в реальной жизни ученые, практические деятели, никогда не бывшие гегельянцами, не владеющие технологической стороной диалектики и не умеющие устанавливать диалектические зависимости между абстрактными понятиями. Изучая математику, химию, историю экономической и политической жизни, историю культуры и технологии, Маркс и Энгельс постоянно обнаруживали в этих различных областях знания о действительности отчетливое проявление диалектических закономерностей3. Вывод был сделан в обычной для Маркса четкой теоретической форме: «Мой диалектический метод но своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». В политической экономии, «как и в естествознании, подтверждается всемирно-исторической освободительной миссии, пролетарий превращается в коммуниста, во «всеобщего представителя» во всех сферах деятельности. Это значит, что индивид, как коммунист, должен стать практическим воплотителем уничтожения всякой социальной ограниченности.
4.Отношение Маркса к Гегелевской диалектике.
Размышления
о диалектике содержатся узко
в ранних работах
Маркса, подготовительных тетрадях к докторской
диссертации.
Маркс, с одной стороны, вполне профессионально,
мастерски овладевает сложной технологией
диалектического философствования, а
с другой критически анализирует, осмысляет
сильные и слабые стороны этой технологии.
Критическое отношение к гегелевской
диалектике в 40-е годы Маркс разделяет
с Фейербахом. Фейербах первым аз учеников
великого мыслителя разочаровался в методе Гегеля
и подверг его основательной критике.
Отход от гегелевской диалектики был одним
из важнейших моментов перехода Фейербаха
от идеализма к материализму. Однако Фейербах
критиковал идеалистическое основание,
фундамент гегелевской диалектики, но
сам метод не исследовал. Дело в том. что
Гегелем было описано, каталогизировано,
введено в иерархические ряды и порядки
большинство приемов, схем, законов диалектического
мышления. Этому была посвящена его книга
«Наука логики», представлявшая собой
наполненный плодотворнейшими наблюдениями
и указаниями и трактат по технологии
диалектического мышления. Какова исследовательская
эффективность диалектической методологии,
открытой Гегелем? Это было главным вопросом
критического исследования Маркса.
Вместе с обретением
коммунистического
Немало других недостатков гегелевской диалектической технологии обнаружил, объяснил и сатирически высмеял Маркс, но все же главным пороком для него оставалась именно ее неэффективность в научном изучении социальной действительности, и в деле решения практических проблем реальной жизни.
5.Развитие диалектики Марксом.
Во второй половине 50-х
годов Маркс занимается интенсивными
научными исследованиями в политической
экономии. Наряду с этим большое место
в его творчестве занимают работы публицистического
характера статьи по международной политике,
экономическому положению в разных странах
Европы, памфлеты. В 60—70-е годы большое
место в творческой работе Маркса занимает
теоретическое руководство деятельностью
Международного Товарищества Рабочих
(I Интернационал) и помощь развивающимся
рабочим партиям Германии, Франции,
Англии и др. Среди статей, памфлетов, манифестов
и партийных программ, написанных Марксом
в эти годы, многие вносят серьезный вклад
в развитие социально-философских оснований
марксизма: «Восемнадцатое брюмера Луи
Бонапарта» (1851 -1852); статьи о британской
колонизации Индии (1853), «Господин Фогг»
(I860) и др. Следует также отметить теоретическое
значение переписки Маркса с Энгельсом,
Ф. Лассалем, Л. Кугельманом и др. Особый
интерес в творчество Маркса вызывают
его размышления о России, о перспективах
ее дальнейшего исторического развития.
В текстах Маркса тема России постепенно
усиливается, что соответствует развитию
русского революционного движения.
Чрезвычайно важна и полемика с
М. Л. Бакуниным . Затем
письмо Маркса в редакции журнала «Отечественные
записки», переписка с Н. Ф. Даниельсоном,
известное письмо В. И. Засулич и дp. Среди
программных документов I Интернационала,
написанных Марксом, теоретически наиболее
значимы материалы о франко-прусской войне
1870 года и Парижской коммуне. В последние
годы в связи с полемикой о сущности социализма
резко возрос интерес, к знаменитой работе
Маркса «Критика Готской программы». Среди
документов I Интернационала огромное
значение имеют работы Маркса о Парижской
коммуне и др. 4Результаты исследования законов внутренней
жизни, «анатомии и физиологии» капиталистического
общества были наиболее полно изложены
Марксом в первом томе «Капитала» (1867).
«Капитал» сделался главным теоретическим
источником понимания пролетариатом своего
исторического призвания, смысла своей
борьбы.
Природа товара и денег, труда и капитала, образование прибавочной стоимости и природа эксплуатации, значение разделения труда, влияние машинной индустрии на положение рабочего и развитие производства, природа товара «рабочая сила», особенности заработной платы, закона накопления и расширения капитала, его исторические тенденции - решение всех этих проблем стало основанием, для выводов Маркса о неизбежности превращения частнокапиталистического производства в общественное, самоуничтожения капиталистического строя и капитала и перехода общества к социалистическим общественным отношениям.
Информация о работе Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса