Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:59, реферат

Описание работы

Марксизм в целом и диалектический материализм как его составная часть возникли в 40-х гг. 19 в., когда борьба пролетариата за своё социальное освобождение властно требовала познания законов развития общества, что было невозможно без материалистической диалектики, материалистам, объяснения истории. К. Маркс и Ф. Энгельс, подвергнув всестороннему анализу общественную действительность, критически переработав и усвоив всё положительное, что было создано до них в области философии, истории, экономической жизни, создали качественно новое мировоззрение. Они разрабатывали диалектический материализм в острой идейной борьбе против различных форм буржуазного мировоззрения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..2
Биография Ф.Энгельса………………………………………………………..3
Биография К. Маркса…………………………………………………………4
Открытие материалистической основы диалектики………………………..5
Отношение Маркса к Гегелевской диалектике……………………………..7
Развитие диалектики Марксом………………………………………………8
Философское творчество Энгельса- «Диалектика природы»…………….11

ВЫВОДЫ………………………………………………………...…………………13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….………14

Файлы: 1 файл

filosifia.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Изложенная в первом томе «Капитала» экономическая теория была результатом всесторонней критической переработки предшествующей политико-экономической науки. В ходе исследований, по мере приближения к фундаментальным теоретическим обобщениям, Маркс все более задумывался над проблемами метода. Серьезные и принципиальные обобщения были 
сделаны в неоконченном «Введении» к «Экономическим рукописям   1857-1859  годов»   (первоначальный  вариант   «Капитала»).

Размышления о важнейших  положениях гегелевской диалектической методологии были изложены Энгельсом в рецензии на первый выпуск работы Маркса «К критике политической экономии», вышедшей в   1858 году. В 60-е годы об отношении к диалектике Гегеля  неоднократно пишет сам  Маркс- — в первом томе   «Капитала», письмах и рукописях того времени.

Размышления о методе не нашли выражения в особой работе (хотя Маркс и собирался ее написать, и Энгельс после его смерти искал рукопись под названием «Диалектика» в его архиве). Однако Маркс сознательно и полно применил свое понимание диалектики в работе над «Капиталом» и оставил ряд точных указаний относительно этого понимания. Под влиянием Маркса большое внимание разработке диалектического метода уделил в зрелые годы и Энгельс.

Новации, внесенные  марксизмом в материализм, заключаются в применении материализованной гегелевской диалектики, в тезисах о сознании как свойстве высокоорганизованной материи — мозга и о практике как критерии истины, в материалистической теории отражения (субъективная диалектика — это отражение — верное или неверное — в головах людей свойств объективного мира) и создании на этой основе материалистической теории познания и материалистического понимания истории. Главное «достижение» марксизма — в рассмотрении материалистической диалектики как критической и революционной, нацеленной не на осмысление мира, а на его преобразование, причем революционным путем.

Слабости марксизма  достаточно известны и доказаны, особенно практикой его воплощения в нашей  стране. Тезис «практика — критерий истины» сработал против тех, кто его выдвинул. Эти слабости — в преувеличении роли экономики и политики и недооценке духовности, настрое на революционное изменение (при очевидной закономерности эволюционного развития мира), игнорировании человека как личности и индивидуальности.

 

6.Философское творчество Ф. Энгельса: «Диалектика природы».

 

Вторая половина XIX века ознаменовалась бурным развитием наук о природе. Философская обработка открытий естествознания принадлежит Энгельсу. Совместная работа с Марксом начинается с весны 1845 года, 
когда Энгельс приехал в Брюссель. До этого, в феврале 1845 года, 
вышла, в свет большая работа «Святое семейство» в которой Энгельсу принадлежат два небольших раздела, а большая часть 
написана Марксом. В 1845 1847 годах их теоретическая деятельность совершается в тесном контакте, и наиболее важные и принципиальные работы   «Немецкая Идеология» и «Манифест Коммунистической партии» -  написаны совместно, за одним письменным столом. В 50-60-е годы Маркс живет в Лондоне, а Энгельс в Манчестере и только некоторые работы пишут они вместе, во время приездов Маркса. Работу над  «Капиталом», занявшую много лет, Маркс осуществляет самостоятельно, без активного участия Энгельса. После переезда в Лондон Энгельс занимается самостоятельными исследованиями, в том числе в философии. Они нашли выражение в рукописи, изданной в 20-х годах нашего столетия под названием «Диалектика природы». Огромное теоретическое значение имеет также труд Энгельса «Анти-Дюринг», где изложены 
в относительно завершенной систематической форме философские, 
политико-экономические и социально-политические идеи марксизма. Если экономическая теория полностью принадлежит Марк 
су, то в области философии Энгельс   полноправный его соавтор и сотрудник, а в определенной части философии марксизма его вклад является вполне самостоятельным.5 Это относится прежде всего к философии природы. Энгельс высказал гипотезу общей связи и развития материального мира и попытался нарисовать схематичный эскиз общей картины природы. Здесь Энгельс использовал испытанный диалектический метод построения подобных гипотез — движение от низшего к высшему, где всякая низшая форма посредством «скачка» преобразуется в высшую. В результате получается иерархическая система, в которой всякое «высшее» содержит в себе, как подчиненный и частный момент, свое «низшее», но к нему уже не сводится. (Этот же диалектический ход мысли был использован Марксом и Энгельсом для воспроизведения исторического движения общественных формаций.) Высшая форма движения материи, по Энгельсу,— мышление. Низшая — простое пространственное перемещение. Основные формы, каждая из которых исследуется определенной естественной наукой,— механическая, физическая, химическая и биологическая. Переход от биологической формы движения материи к социальной, то есть от живой природы к человеческому обществу, Энгельс объясняет в трудовой теории происхождения человека. Развитие естествознания уже в XIX и в особенности в XX веке внесло столько нового, что представления Энгельса о конкретных формах движения материи, конечно, устарели. Но общий диалектический подход к пониманию, результатов развития науки, к истолкованию природы сохраняет свое значение и в наше время.

ВЫВОДЫ.

 

Диалектический материализм- философия марксизма-ленинизма, научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Диалектический материализм основывается на достижениях науки и передовой общественной практики, постоянно развивается и обогащается вместе с их прогрессом. Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривая сознание как свойство высокоорганизованной формы материи, функцию мозга, отражение объективного мира, она называется диалектической, так как признаёт всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нём самом внутренних противоречий. Диалектический материализм — высшая форма материализма, представляющая собой итог всей предшествующей истории развития философской мысли. Как ни многообразны философские учения, все они имеют в качестве своего отправного теоретического пункта вопрос об отношении сознания к материн, мышления к бытию. Этот вопрос является основным вопросом любой философии. Материализм исходит из признания первичности материи и производности сознания. Диалектический материализм, исходящий из принципа материалистичности монизма, считает, что мир есть движущаяся материя. Материя как объективная реальность несотворима, вечна и бесконечна. Материи свойственны такие всеобщие формы её существования, как движение, пространство и время. Движение — это универсальный способ существования материи. Нет материи вне движения, а движение не может существовать вне материи.

Также диалектический материализм  исходит из того, что мир познаваем  и наука все более глубоко проникает в законы бытия. Возможность познания мира безгранична при условии бесконечности самого процесса познания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Волков Г.Н. «Путь гения: становление личности и мировоззрения Карла    Маркса», М., 1976.
  2. Константинов Ф.В. «Основы марксистско-ленинской философии», М., 1982.
  3. Новейший философский словарь, изд.3-е, Минск, 2003.
  4. Спиркин А.Г. «Философия», М., 2002.
  5. «Философия» под ред. Кохановский В.П., Ростов-на-Дону, 2002.
  6. «Философия» под ред. Лавриненко В.Н., 2-е изд., М., 1998.
  7. «Философский энциклопедический словарь» под ред. Л.Ф.Ильичева, М.,1983.
  8. «Фридрих Энгельс и его время» под ред. М.П. Мчедова, М., 1990.
  9. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений, М., 1997.
  10. «Фридрих Энгельс и его время» под ред. М.П. Мчедова, М., 1990.

 

 

 

 

 

 

 

1 «Фридрих Энгельс и его время» под ред. М.П. Мчедова, М., 1990, с.37.

2 А.Г.Спиркин “Философия”, М., 2002г, с.283.

3 «Фридрих Энгельс и его время» под ред. М.П. Мчедова, М., 1990.

4 Волков Г.Н. «Путь гения: становление личности и мировоззрения Карла    Маркса», М.,1976.

5 Новейший философский словарь, изд.3-е, Минск, 2003.




Информация о работе Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса