Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:50, реферат
Диалектический материализм — философия марксизма-ленинизма, являющаяся его составной частью наряду с марксистской политической экономией и теорией научного коммунизма. В отличие от специальных наук, изучающих законы развития и функционирования различных явлений природы и общества, диалектический материализм изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования мира в целом, отношения взаимодействия человека с окружающей действительностью и наиболее общие принципы её познания и преобразования.
Диалектический материализм
Диалектический материализм
— философия марксизма-
Диалектический материализм создан в 19 в. Марксом и Энгельсом и творчески развит в новых исторических условиях Лениным, его учениками и последователями. Теоретическими источниками диалектического материализма явились прежде всего критически переработанные идеалистическая диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха. Ленин подчёркивал, что марксистская философия возникла не в стороне от столбовой дороги мировой философии. Она является прямым продолжением лучших, наиболее прогрессивных учений прошлого. Критически перерабатывая достижения предшествующей философской мысли, диалектический материализм вбирает в себя всё ценное, всё необходимое и полезное для решения задач современности, храня и развивая лучшие достижения и традиции культуры прошлого, стремясь связать их с передовой социалистической культурой нашей эпохи.
Диалектический материализм,
отражающий сущность глубокий социальных
изменений, процесса перехода от капитализма
к социализму, совершенствования
социалистического общества и коммунистического
строительства, научно-технической
революции, а также быстрые изменения
в духовной и социально-экономической
сферах, охватившие весь мир, является
«духовной квинтэссенцией своего времени»
(Маркс) и представляет собой наиболее
распространённую и влиятельную
философскую систему
Основными системообразующими принципами диалектического материализма являются:
принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нём и определяет его содержание (см. Основной вопрос философии);
принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика;
принцип развития, обобщающий
исторический опыт человечества, достижения
естественных, общественных и технических
наук и на этой основе утверждающий,
что все явления в мире и
мир в целом находятся в
непрерывном, постоянном, диалектическом
развитии, источник которого — возникновение
и разрешение внутренних противоречий,
ведущие к отрицанию одних
состояний другими и
принцип революционного преобразования мира, согласно которому историческая цель развития общества состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех её творческих способностей на основе коренного преобразования общества, достижения социальной справедливости и равноправия членов общества в рамках единой коммунистической формации;
принцип партийности, открыто
провозглашающий социальную, классовую
природу марксистско-ленинской
Коренное отличие
Впервые в истории философии
диалектический материализм творчески
соединил в едином целостном учении
все достижения философского материализма
и диалектики как метода познания
и преобразования действительности.
Диалектический материализм отличается
от всех предшествующих форм материализма
тем, что распространяет принципы философского
материализма на понимание развития
и функционирования общества. Тем
самым материализм впервые
Диалектический материализм
выполняет ряд важных функций. Его
мировоззренческая функция
Диалектический материализм
развивается в тесном взаимодействии
с другими формами
Неокантианство
Неокантианство, течение
идеалистической философии
Первым толчком к
Неокантианству явилось
Основателем и главой марбургской школы Неокантианства был Г. Коген. "Исправляя" Канта, он попытался обосновать идеализм более последовательный, чем кантовский, представляя его как логическое и гносеологическое учение, якобы необходимое для объяснения возможности науки высшего типа - математики и математического естествознания. Бытие для Когена - не ощущаемое, а категориально мыслимое бытие; пространство и время - не формы чувственной интуиции, а категории логического мышления. Отсюда - тезис об "имманентности" бытия сознанию. Отказ Когена от кантовской теории "аффицирования" чувственности "вещами в себе" неотделим от его критики понятия "данности": предмет познания не "дан", а лишь "задан", он последовательно создаётся посредством актов категориального синтеза, осуществляемых согласно априорным категориям и формам мышления. Как идеалист Коген утверждает, будто то, что обычное сознание принимает за "данную" действительность, есть на самом деле порождение понятий наук (так, "материя" была впервые создана Галилеем, поскольку он первый дал научное определение понятия материи).
Второй - наряду с логикой - основной философской наукой является для марбургской школы этика, которая опирается на учение о праве и государстве. "Истинный" человек предстаёт у Когена в его общении с людьми как юридическое лицо; государство - высшая форма юридического лица. В когеновской концепции так называемого этического социализма движение к социалистическому идеалу признаётся вечным, а реальное достижение этого идеала - фактически неосуществимым: эта концепция легла в основу ревизии марксизма у Э. Бернштейна, сформулировавшего тезис: "Движение - всё, конечная цель - ничто".
Другим видным теоретиком марбургской школы был П. Наторп. Будучи крупным историком философии, он интерпретировал различные учения античности (прежде всего Платона) и нового времени как философское предварение идей кантовского критицизма. Как и Коген, Наторп последовательно отстаивал гносеологический идеализм против материалистического сансуализма: не существует бытия, которое само не было бы положено в мысли. В отличие от Канта, математика основывается у Наторпа на априорных формах не чувственности, а мышления и может даже не обращаться к содержанию пространства и времени. В позднейших работах Наторп отходит от кантовской формы идеализма и приближается к онтологическому идеализму гегелевского типа. Ставя этику в зависимость от "разума" (логоса), Наторп отклоняет всякую попытку объяснения и выведения этических норм из общественных начал; этика безусловных законов становится у него обоснованием этического социализма.
Ортодоксальные воззрения марбургской школы развивал и Э. Кассирер в работах, написанных до начала 1920-х гг. История логики, теории познания и философии нового времени излагается у Кассирера как предыстория неокантианского учения о познании: развитие понятий в математике, физике и химии нового времени - как подготовка и основа идеалистической гносеологии марбургской школы (аналогично интерпретируются относительности теория и неевклидовы геометрии). При этом все основные понятия науки рассматриваются не как мысленные образы действительности, а только как "методы".
Если марбургская школа ориентировалась преимущественно на математику и математическое естествознание, то с идеалистической интерпретацией исторических наук выступила фрейбургская (баденская, юго-западная) школа Н. Крупнейшими её представителями были В. Виндельбанд и Г. Риккерт, которые методам и понятиям естественных наук ("генерализующим", обобщающим, направленным на общее) противопоставили методы и понятия наук исторических, "наук о духе" ("индивидуализирующие", направленные на единичное, индивидуальное). В обоих случаях научные понятия истолковываются как "упрощающие" действительность и образующиеся путём отбора, по телеологическому принципу, которым руководится исследователь, отбирая существенное от несущественного. Если в логическом учении о двух типах понятий Риккерт формально признавал равноправие "естественнонаучной" и "исторической" форм познания, то в онтологической концепции он выступал как сторонник номинализма: общее не существует реально в бытии, действительно только особенное и индивидуальное. Эта номиналистическая концепция служила у Риккерта ограничению компетенции естественных наук и принижению их сравнительно с историческими науками.
Неокантианство было
использовано в конце 19 в. для
ревизии философских основ
Позитивизм
Это направление было
одним из первых в
Исторические формы позитивизма
В развитии позитивизма выделяют
несколько генетически и
» "Первый позитивизм".
» Эмпириокритицизм.
» Неопозитивизм или логический позитивизм.
» Аналитическая философия.
Эти этапы, несмотря на различия, иногда очень существенные, обладают тесным родством и им присуще все, указанные выше специфические признаки позитивной философии.
"Первый позитивизм"
"Первый позитивизм"
представлен такими известными
философами и учёными, как О.
Вся интеллектуальная эволюция
человечества, по утверждению Конта,
направлена к позитивной или научной
стадии, которая сменяет