Диалектический материализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:50, реферат

Описание работы

Диалектический материализм — философия марксизма-ленинизма, являющаяся его составной частью наряду с марксистской политической экономией и теорией научного коммунизма. В отличие от специальных наук, изучающих законы развития и функционирования различных явлений природы и общества, диалектический материализм изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования мира в целом, отношения взаимодействия человека с окружающей действительностью и наиболее общие принципы её познания и преобразования.

Файлы: 1 файл

Диалектический материализм.docx

— 27.68 Кб (Скачать файл)

 Другими видными представителями  "первого позитивизма" были  Герберт Спенсер, пытавшийся перенести  идеи и понятия Дарвина на  науку об обществе и Дж.С.Милль - известный логик и теоретик этического утилитаризма.

Эмпириокритицизм 

Термин "эмпириокритицизм" был введён в оборот Р.Авенариусом и означает "критику опыта". Задача философии, по мнению представителей эмпириокритицизма, сводится к очищению философии от всяких субъективных примесей, которые называют ценностными и антропоморфическими. К ним относятся этические и эстетические оценки, понятие причинности, субстанции и т.п. Очищенный опыт и есть искомое содержание знаний. Важнейшими составляющими философии эмпириокритицизма являются:

» Программа "очищения опыта".

» Теория "нейтральных  элементов опыта".

» Принципы "экономии мышления".

Эмпириокритицизм, называемый иногда "махизмом" (по имени Э.Маха) был очень популярен в Германии и России. К нему примыкали: В.Освальд, И.Петцольдт, А.Богданов, А.Базаров и другие. Его можно квалифицировать как субъективно-идеалистическую версию позитивизма.

Неопозитивизм

 В XX столетии традиции  позитивизма были продолжены  неопозитивизмом, который, по прежнему отвергая классические метафизические проблемы, сосредотачивает внимание на анализе языковых форм знания.

Отличие неопозитивизма от первого  позитивизма и эмпириокритицизма  в том, что он видел задачу философии  в разработке знаково-символических  форм научного познания. Иногда неопозитивизм  называют "логическим позитивизмом".

 Основные идеи неопозитивизма  впервые были артикулированы  в начале 20-х годов интеллектуалами,  входившими в так называемый "Венский  кружок" логических исследований. Их позитивистская программа  включала следующие идеи:

» Ограничение предмета философии  анализом языка науки.

» Превращение логики в  формальную и математическую логику, нацеленные на совершенствование языка  науки.

» Стремление подвергнуть  всё наличное знание критическому анализу  с позиции требования принципа верификации.

Принцип верификации - ключевой в методологии неопозитивизма. Он означает процедуру установления истинности утверждений через их эмпирическую проверку: если не будут обнаружены факты, подтверждающие теорию, она не является истинной.

 

Философия жизни: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше.

У истоков философ жизни  стоит А. Щопенгауэр, основной его труд «Мир как воля и представление».

 В качестве главного  принципа жизни и познания  он рассматривает волю, которая  изначально враждебна разуму. Воля-«вещь сама в себе»,которая находится вне времени и пространства, она не зависит ни от разума, ни от познания. Понятие воли по Шопенг означает «то, что сущность всякой вещи в себе и единственное ядро всякого явления».Объяснив сущность «вещи в себе» Ш. перешел и к сущности мира. «Мир как воля»- основной тезис Ш. Но когда речь идет о мире в целом подразумевается мировая воля, всеобщая свободная воля, которая лежит в основе всего сущего каждой отдельной воли и явления, в том числе и человека. Такова онтологическая сущность философии Ш. С его онтологией связана и гносеология. Исходной предпосылкой ее я-я истина, которая имеет силу для каждого познающего существа, а именно-«мир есть мое представление».Окружающий мир существует только в качестве объекта для субъекта. Его способ познания мира: т.к воля «сама по себе бессознательна и слепа»,поэтому рациональное познание изначально чуждо ей. Поэтому основным я-я интуитивное познание, которое реализуется ч/з переживание мира. Следовательно высшим видом познания является не наука, а искусство, основанное на интуиции и способно в большей степени раскрыть волю к жизни.

 Ницше так же как и Ш. в качестве центральной категории рассматривает волю. Но его интересует воля к жизни, ее сущность – воля к власти. Именно воля к власти лежит в основании всего мира, все стимулы жизни, все ее источники и вся борьба происходят из-за власти. В таком понимании жизнь не имеет никакого развития или прогресса, к ней не применима никакая теория. Жизнь- вечное становление и вечное возвращение, круговорот Вселенной. А ее сущность- воля к власти есть пафос- самый элементарный факт, из кот-го только и возникает становление. Гносеология: искусство – я-я более глубоким и надежным способом познания, чем наука. (европейская культура встала на ложный путь абсолютировав роль науки в познании).Всякое познание я-я орудием власти, поэтому его цель – приносить человечеству пользу. А истина – это как «полезное заблуждение» и доказывается она не логикой, а пользой и выгодой. Ницше выступил за пересмотр всех ценностей общества и человека. Старые истины, мораль, религия - все следует отбросить, ибо они не способствуют утверждению воли к власти. Поэтому старая «мораль рабов» должна быть заменена «моралью господ», которая признает неравенство людей. Эти новые люди «сверхчеловеки» должны стать над всеми остальными. Сверхчеловек- это люди не связанные с обществом, человек, поставивший себя на место Бога ему свойственно превосходство и презрение к «серой массе».

 

экзистенциализм

Экзистенциализм  – одно из ведущих философских течений XX века.

Говоря о ведущих представителях экзистенциализма, в первую очередь  называют следующих философов: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Габриэль Марсель.

Все эти философы не составляли какую-либо единую школу, они были самостоятельными мыслителями, которые, если и испытывали влияние идей друг друга, всё же больше полемизировали между собой. Причём эта полемика затрагивала не второстепенные вопросы, а имела принципиальный характер.

Достаточно сказать, что  один из ведущих экзистенциалистов  М. Хайдеггер сотрудничал с фашистским режимом, а К. Ясперс был его противником, так же, как и Сартр, который  был близок к антифашистскому  Сопротивлению во Франции. Сартр  был близок к коммунистическому  движению, а другой французский мыслитель, А. Камю, был противником коммунистической идеологии. Марсель был глубоко  верующим человеком, а Сартр и  Хайдеггер были принципиальными  атеистами.

Такие различия в социальных идеалах, конечно, затрудняют выделение  общих особенностей экзистенциализма.

Более того, некоторые из тех философов, которых историко-философская  традиция относит к экзистенциализму, не были согласны с тем, что их причисляют к этому направлению.

Выделению общих особенностей экзистенциализма мешает даже одна из этих самых общих особенностей, а  именно: экзистенциалисты критически относились к построению философских  систем и к системному изложению  философских идей.

Экзистенциальная философия  – это не столько единая философская  школа со своей дисциплиной, набором  приёмов и методик, следованием  определённой традиции, сколько выражение  духа времени в специфической  тональности. А время это –  Европа после первой мировой войны. Экзистенциальная философия – «философия кризиса» в той мере, в какой  её вызвал именно кризис европейского человечества. Катастрофа первой мировой  войны (вторая мировая была с этой точки зрения чем-то ожидаемым, логичным, хотя принесла намного больше бедствий, чем первая) обнажила недостаточность  европейской веры в прогресс, рациональность истории. Война показала хрупкость, неустойчивость, конечность человека.

Экзистенциальная философия  стала мощным откликом на эту катастрофу в европейском сознании, хотя многие категории, в ней используемые, прежде всего категория экзистенции, стали осваиваться до этого – в первую очередь датским философом С. Кьеркегором, обоснованно считающимся предшественником экзистенциальной философии. Однако его идеи не получили европейской огласки.

Экзистенциализм характеризуется  как философское выражение глубоких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию, пережившую первую мировую  войну, обманчивую стабилизацию 20-30-х  годов, приход фашизма. Эта философия  вызвала интерес прежде всего потому, что она обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек в период жестоких исторических испытаний.

Экзистенциализм отталкивается  от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые  приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса  цивилизации, кризиса разума и кризиса  гуманности. Но он протестует против капитуляции  личности перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают, что катастрофические события  новейшей истории обнаружили неустойчивость не только индивидуального, но и всякого  человеческого бытия. Индивиду, чтобы  устоять в этом мире, необходимо, прежде всего, разобраться со своим  собственным внутренним миром, оценить  свои возможности и способности. На передний план была выдвинута проблема человека.

Экзистенциальная философия  была поиском аутентичного, подлинного (т.е. того, что остаётся после всякой смены, следовательно, неизменного), попыткой выразить человеческую идентичность, описать, в чём она состоит. В этом стремлении экзистенциализм был достаточно традиционен. Концепции, пришедшие ему на смену, отвергли саму возможность существования единственно подлинного.

 


Информация о работе Диалектический материализм