Диалектика – философская теория развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:27, контрольная работа

Описание работы

В работе дано понятие диалектики и его эволюция, описаны основные принципы, законы и категории диалектики

Содержание работы

1. Введение
2. Понятие диалектики и его эволюция
3. Основные принципы и законы диалектики
4. Основные категории диалектики
5. Заключение
6. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 38.26 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  торгово-экономический университет»

(РГТЭУ)

Иркутский филиал

Кафедра торгового дела, экономики и менеджмента 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 по дисциплине «Философия»

на тему: «Диалектика –  философская теория развития»

 

 

 

                                         Выполнила студентка:                            

                                      заочной формы обучения

                                                                  курс, группа:

                                                                  Ф.И.О.

 

                                                                  Проверил (а):

                                                                  должность, Ф.И.О. преподавателя

 

 

 

 

 

 

План:

  1. Введение.                                                                                            3-4
  2. Понятие диалектики и его эволюция.                                              5-6
  3. Основные принципы и законы диалектики.                                  7-10
  4. Основные категории диалектики.                                                 11-12
  5. Заключение.                                                                                          13
  6. Список используемой литературы.                                                    14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Постоянно развивающаяся борьба старого  и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам. Сама эта  борьба объективно предполагает необходимость  диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и  мышления.

Всё, что происходит в мире, а  именно: изменение, движение и развитие - подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских  взглядов и является бесценным творением  человеческого разума.

Диалектика (греч. — искусство вести беседу)— теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин «ДИАЛЕКТИКА» в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим.  
 
Софисты придали термину «диалектика» дурной оттенок, называя диалектикой - искусство представлять ложное и сомнительное за истинное, мегарцы «диалектикой» называли искусство спора (Платон, Софист, 253ДЕ). Диалектика в философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для научных доказательств, диалектические, применяемые в споре, и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность. В средние века в философии термин «диалектика» употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт называл «диалектикой», особое учение о сущем, Абеляр — искусство различения истины и лжи, термин «диалектика» употреблялся в значении «логика», а иногда под диалектика подразумевали искусство дискутирования.  
 
В философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой.  
 

По Гегелю, диалектика —  своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный  метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отдиалектика свойства пред- мета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен. Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Диалектика — метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция диалектики у Гегеля — учение о самодвижении понятий; метод диалектики раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.  
 
Открытые Гегелем и мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К.Марксом и Ф.Энгельсом из социальной и природной действительности. Было доказано, что «…в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий…». 
1. Понятие диалектики и его эволюция.

Способность к развитию, как уже отмечалось выше, составляет одну из фундаментальных характеристик  материального, социального и духовного  бытия. В результате развития возникает  новое качественное состояние объекта  на различных его этапах - от возникновения  до дальнейшей трансформации его  элементов и связей. Таким образом, теория развития связана с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений. Исследование закономерностей развития, построение теории развития осуществляется в рамках диалектики.

Понятие диалектики (от греч. dialektiketechne -- искусство вести беседу, рассуждать) употреблялось в истории философии в разных значениях. Родилось оно в древнегреческой культуре, где - с развитием античной демократии - стало высоко цениться умение полемизировать, доказывать, убеждать, обосновывать свою правоту и таким образом приобретать сторонников при обсуждении государственных, судебных и других дел. В конце V - начале IV века до н. э. ведение диалога требовало уже большого мастерства и специальной подготовки. Согласно античным представлениям, искусство диалога предполагает, что его участники задают друг другу вопросы, стремясь понять альтернативные точки зрения и доказать преимущества своих собственных позиций. Рассуждение движется от одних утверждений, разделяющих собеседников, к другим, в которых с обоюдного согласия сглаживается категоричность их взглядов, сближаются, становясь более правильными, позиции. В результате преодолевается односторонность суждений, учитываются разные точки зрения, вырабатывается более верное понимание политических или иных событий, правовых, моральных норм и т.д. Под диалектикой понимали искусство спора, дискуссии, умение плодотворно развивать обсуждаемую тему. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения и согласования различных и даже противоположных мнений. Конечная цель диалога - выявление общих понятий. Обобщив опыт Сократа, его ученик Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных их значений (случаев употребления) к общим понятиям - идеям, выражавшим, по его убеждению, истинно сущее.

Диалектика как искусство  спора развивалась и в средние  века. Искусство диалога здесь  культивировалось как средство проповеднического  мастерства, выработки методов опровержения доводов инакомыслящих. П. Абеляр, Фома Аквинский.

Со временем было осознано, что приемы столкновения мнений и  диалектического разрешения противоречий применимы не только в ситуациях  живого спора реальных людей. И здесь  для дальнейшего развития диалектики как способа миропонимания и  мышления определяющее значение имели  два процесса. Во-первых, перенесение схем человеческого мышления на ситуации бытия - природу, культуру, общество (многогранность, подвижность, изменчивость, полярные свойства, противоречивость объектов и процессов действительности). Во-вторых, расширение значения в общественном сознании идеи развития, выражающей качественные изменения, появление принципиально нового по сравнению с прошлым, с тем, что было ранее (от Августина до Гегеля).

В результате понятие Диалектика рассматривается как такое понимание  мира и такой способ мышления, при  котором различные явления рассматриваются  в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в  процессах изменения, развития.

В структуре диалектики выделяют объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика - это совокупность диалектических объективных закономерностей, действующих в мире независимо от человека. Субъективная диалектика - это  философская система, совокупность принципов, законов, категорий.

В зависимости от меры вклада в разработку диалектики как миропонимания  и способа мышления различных  философских школ и течений выделяют несколько исторических форм диалектики:

1) Стихийная диалектика  античных философов (Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, Сократ, Платон).

2) Идеалистическая диалектика  немецкой классической философии  (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг,  Г. Гегель).

3) Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс).

4) Диалектика органической  целостности, диалектика интегрального  рационализма, негативная диалектика, концепция трагической диалектики. Экзистенциальная диалектика (К.  Ясперс, Ж.-П. Сартр): диалектика как  случайная структура сознания. Диалогическая  концепция диалектики (М. Бубер, Г. Марсель).

Диалектике как способу  миропонимания и мышления противостоят метафизика, эклектика и софистика.

Под метафизикой понимается в данном случае способ мышления, предполагающий рассмотрение вещей как неизменных и независимых друг от друга и  отрицание внутренних противоречий как источника развития; абсолютизация  устойчивой, стабильной стороны реальности.

Софистика - это способ рассуждения, основанный на преднамеренном нарушении  законов и принципов логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные.

Эклектика - способ мышления, основанный на внешнем соединении разнородных, зачастую противоположных, взглядов, идей, принципов, теорий. Эклектический способ мышления не требует четкого обоснования для соединения в представлении о предмете мысли разнородного содержания.

диалектика софистика  эклектика

 

2. Основные принципы  и законы диалектики.

Особенности диалектики как  миропонимания и способа мышления были и остаются предметом пристального философского внимания, так как, во-первых, существовали и существуют ее альтернативы, по отношению к которым надо доказать ее преимущества; во-вторых, необходимо системно представить ее собственное  содержание. Усилия немецкой классической философии в этом направлении  в настоящее время приняли  форму работы по созданию теории диалектики как общей теории развития, логики и теории познания. Хотя по сегодняшний  день она остается незавершенной, однако выделяются основные компоненты диалектики - это ее принципы, законы и категории.

Под принципом понимается основание системы знаний, представляющее собой обобщение и распространение  какого-либо ее положения на все  явления той области, из которой  данный принцип абстрагирован. Например, в соответствии с принципом дальнодействия считается, что все тела, на каких бы больших расстояниях они не находились друг от друга, осуществляют гравитационное взаимодействие.

Основные  принципы диалектики:

1) универсальной взаимосвязи;  согласно ему, все объекты действительности  существуют во взаимодействии  и взаимной обусловленности; выделяют  внешние и внутренние, основные  и неосновные связи;

2) развития; согласно ему,  все объекты действительности  существуют, претерпевая закономерные  количественные и качественные  изменения;

3) детерминизма; согласно  ему, все объекты действительности  причинно обусловлены и взаимозависимы;

4) системности, предполагает  наличие в мире закономерной  организации.

Содержание философских  принципов диалектики конкретизируется в системе законов и категорий  диалектики.

В широком смысле закон - это форма знания, выражающая внутреннюю, устойчивую, необходимую, существенную связь явлений действительности. Научные и иные (этические, правовые, экономические и др.) законы. Отличие  научных законов как форм мышления от объективных связей между объектами. От понятия закона отличается понятие  закономерности - свойство явлений  и процессов осуществляться в  соответствии с действием определенной совокупности объективных законов. Разная степень общности законов. Наиболее общий характер имеют законы диалектики, под которыми понимается форма философского знания, выражающая всеобщую связь  явлений природы, общества и мышления, обусловливающую их развитие.

Законы диалектики внутренне  связаны между собой.

 

 

 

 

 

 

Законы диалектики:

1. Закон единства и  борьбы противоположностей.

Формула «единство-и-борьба противоположностей» выражает напряженное взаимодействие «полярных» свойств, функций, сторон того или иного целостного предмета. Диалектические противоположности - это такие стороны предмета, которые одновременно взаимоисключают и взаимодополняют друг друга. неразрывно связаны друг с другом, подобно полюсам магнита. Качество и количество, причина и следствие, случайность и необходимость, часть и целое, форма и содержание - эти и все другие парные категории диалектики являют собой примеры единства противоположностей, представляют противоположные факторы, явления, черты реального мира. Вместе с тем они неразрывно связаны между собой, предполагают одно другое. Каждое из таких парных диалектических понятий подразумевает, как говорил Гегель: «свое другое»: единичное предполагает соотнесенность с общим, конечное - с бесконечным, прогресс - с регрессом и т.д. Все эти понятия воплощают в себе реальную диалектику соответствующих им моментов, сторон бытия. И понятия, и соответствующие им явления взаимосвязаны, взаимодействуют, переходят друг в друга, каждое из них подразумевает, заключает в себе элементы другого.

Информация о работе Диалектика – философская теория развития