Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:27, контрольная работа
В работе дано понятие диалектики и его эволюция, описаны основные принципы, законы и категории диалектики
1. Введение
2. Понятие диалектики и его эволюция
3. Основные принципы и законы диалектики
4. Основные категории диалектики
5. Заключение
6. Список используемой литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Российский государственный
торгово-экономический
(РГТЭУ)
Иркутский филиал
Кафедра торгового дела, экономики и менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
на тему: «Диалектика – философская теория развития»
План:
Введение.
Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам. Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.
Всё, что происходит в мире, а
именно: изменение, движение и развитие
- подчиняется законам
Диалектика (греч. — искусство
вести беседу)— теория и метод познания
действительности, наука о наиболее общих
законах развития природы, общества и
мышления. Термин «ДИАЛЕКТИКА» в истории
философии употребляется в различных
значениях. Сократ рассматривал диалектику
как искусство обнаружения истины путем
столкновения противоположных мнений,
способ ведения ученой беседы, ведущий
к истинным определениям понятий. Платон
называл диалектикой логический метод,
с помощью которого на основе анализа
и синтеза понятий происходит познание
истинно сущего — идей, движение мысли
от низших понятий к высшим.
Софисты придали термину «диалектика»
дурной оттенок, называя диалектикой -
искусство представлять ложное и сомнительное
за истинное, мегарцы «диалектикой» называли
искусство спора (Платон, Софист, 253ДЕ).
Диалектика в философии Аристотеля —
способ доказательства, когда исходят
из положений, полученных от других, и
достоверность которых неизвестна. Аристотель
различал 3 типа умозаключений: аподиктические,
пригодные для научных доказательств,
диалектические, применяемые в споре,
и эристические. В диалектическом доказательстве
исходят из вероятных суждений и приходят
к вероятным заключениям. Истину можно
обнаружить посредством диалектического
умозаключения только случайно. Эристическое
умозаключение ниже диалектического,
ибо оно приходит к заключениям, которые
имеют только кажущуюся вероятность. В
средние века в философии термин «диалектика»
употреблялся в самых различных значениях.
Иоанн Скотт называл «диалектикой», особое
учение о сущем, Абеляр — искусство различения
истины и лжи, термин «диалектика» употреблялся
в значении «логика», а иногда под диалектика
подразумевали искусство дискутирования.
В философии Канта диалектикой
называется логика видимости, которая
не приводит к истине. Когда общая логика
из канона превращается в органон для
созидания утверждений, претендующих
на объективность, она становится диалектикой.
По Гегелю, диалектика —
своеобразный и единственно правильный
метод познания, противоположный
метафизике. Метафизическая или догматичная
философия основывается на рассудочном
познании явлений, когда фиксируются отдиалектика
свойства пред- мета независимо друг от
друга. Догматическая философия держится
односторонних определений рассудка и
исключает противоположные им определения.
Догматизм всегда допускает одно из двух
противоположных определений, например,
что мир или конечен, или бесконечен. Диалектический
метод в противоположность метафизическому
основывается на разумном познании, рассматривает
предмет в единстве его противоположных
определений. Диалектика — метод познания,
посредством которого постигается с высшей
точки зрения единство противоречий. Идеалистическая
концепция диалектики у Гегеля — учение
о самодвижении понятий; метод диалектики раскрывает
истинное содержание предмета и, следовательно,
показывает неполноту односторонних определений
рассудка.
Открытые Гегелем и мистифицированные
им законы диалектики были заново выведены
К.Марксом и Ф.Энгельсом из социальной
и природной действительности. Было доказано,
что «…в природе сквозь хаос бесчисленных
изменений пробивают себе путь те же диалектические
законы движения, которые и в истории господствуют
над кажущейся случайностью событий…».
1. Понятие диалектики
и его эволюция.
Способность к развитию, как уже отмечалось выше, составляет одну из фундаментальных характеристик материального, социального и духовного бытия. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта на различных его этапах - от возникновения до дальнейшей трансформации его элементов и связей. Таким образом, теория развития связана с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений. Исследование закономерностей развития, построение теории развития осуществляется в рамках диалектики.
Понятие диалектики (от греч. dialektiketechne -- искусство вести беседу, рассуждать) употреблялось в истории философии в разных значениях. Родилось оно в древнегреческой культуре, где - с развитием античной демократии - стало высоко цениться умение полемизировать, доказывать, убеждать, обосновывать свою правоту и таким образом приобретать сторонников при обсуждении государственных, судебных и других дел. В конце V - начале IV века до н. э. ведение диалога требовало уже большого мастерства и специальной подготовки. Согласно античным представлениям, искусство диалога предполагает, что его участники задают друг другу вопросы, стремясь понять альтернативные точки зрения и доказать преимущества своих собственных позиций. Рассуждение движется от одних утверждений, разделяющих собеседников, к другим, в которых с обоюдного согласия сглаживается категоричность их взглядов, сближаются, становясь более правильными, позиции. В результате преодолевается односторонность суждений, учитываются разные точки зрения, вырабатывается более верное понимание политических или иных событий, правовых, моральных норм и т.д. Под диалектикой понимали искусство спора, дискуссии, умение плодотворно развивать обсуждаемую тему. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения и согласования различных и даже противоположных мнений. Конечная цель диалога - выявление общих понятий. Обобщив опыт Сократа, его ученик Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных их значений (случаев употребления) к общим понятиям - идеям, выражавшим, по его убеждению, истинно сущее.
Диалектика как искусство спора развивалась и в средние века. Искусство диалога здесь культивировалось как средство проповеднического мастерства, выработки методов опровержения доводов инакомыслящих. П. Абеляр, Фома Аквинский.
Со временем было осознано, что приемы столкновения мнений и диалектического разрешения противоречий применимы не только в ситуациях живого спора реальных людей. И здесь для дальнейшего развития диалектики как способа миропонимания и мышления определяющее значение имели два процесса. Во-первых, перенесение схем человеческого мышления на ситуации бытия - природу, культуру, общество (многогранность, подвижность, изменчивость, полярные свойства, противоречивость объектов и процессов действительности). Во-вторых, расширение значения в общественном сознании идеи развития, выражающей качественные изменения, появление принципиально нового по сравнению с прошлым, с тем, что было ранее (от Августина до Гегеля).
В результате понятие Диалектика
рассматривается как такое
В структуре диалектики выделяют объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика - это совокупность диалектических объективных закономерностей, действующих в мире независимо от человека. Субъективная диалектика - это философская система, совокупность принципов, законов, категорий.
В зависимости от меры вклада в разработку диалектики как миропонимания и способа мышления различных философских школ и течений выделяют несколько исторических форм диалектики:
1) Стихийная диалектика античных философов (Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, Сократ, Платон).
2) Идеалистическая диалектика
немецкой классической
3) Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс).
4) Диалектика органической
целостности, диалектика
Диалектике как способу миропонимания и мышления противостоят метафизика, эклектика и софистика.
Под метафизикой понимается в данном случае способ мышления, предполагающий рассмотрение вещей как неизменных и независимых друг от друга и отрицание внутренних противоречий как источника развития; абсолютизация устойчивой, стабильной стороны реальности.
Софистика - это способ рассуждения, основанный на преднамеренном нарушении законов и принципов логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные.
Эклектика - способ мышления, основанный на внешнем соединении разнородных, зачастую противоположных, взглядов, идей, принципов, теорий. Эклектический способ мышления не требует четкого обоснования для соединения в представлении о предмете мысли разнородного содержания.
диалектика софистика эклектика
2. Основные принципы и законы диалектики.
Особенности диалектики как
миропонимания и способа
Под принципом понимается
основание системы знаний, представляющее
собой обобщение и
Основные принципы диалектики:
1) универсальной взаимосвязи;
согласно ему, все объекты
2) развития; согласно ему, все объекты действительности существуют, претерпевая закономерные количественные и качественные изменения;
3) детерминизма; согласно
ему, все объекты
4) системности, предполагает наличие в мире закономерной организации.
Содержание философских принципов диалектики конкретизируется в системе законов и категорий диалектики.
В широком смысле закон -
это форма знания, выражающая внутреннюю,
устойчивую, необходимую, существенную
связь явлений
Законы диалектики внутренне связаны между собой.
Законы диалектики:
1. Закон единства и борьбы противоположностей.
Формула «единство-и-борьба противоположностей» выражает напряженное взаимодействие «полярных» свойств, функций, сторон того или иного целостного предмета. Диалектические противоположности - это такие стороны предмета, которые одновременно взаимоисключают и взаимодополняют друг друга. неразрывно связаны друг с другом, подобно полюсам магнита. Качество и количество, причина и следствие, случайность и необходимость, часть и целое, форма и содержание - эти и все другие парные категории диалектики являют собой примеры единства противоположностей, представляют противоположные факторы, явления, черты реального мира. Вместе с тем они неразрывно связаны между собой, предполагают одно другое. Каждое из таких парных диалектических понятий подразумевает, как говорил Гегель: «свое другое»: единичное предполагает соотнесенность с общим, конечное - с бесконечным, прогресс - с регрессом и т.д. Все эти понятия воплощают в себе реальную диалектику соответствующих им моментов, сторон бытия. И понятия, и соответствующие им явления взаимосвязаны, взаимодействуют, переходят друг в друга, каждое из них подразумевает, заключает в себе элементы другого.
Информация о работе Диалектика – философская теория развития