Диалектика – философская теория развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:27, контрольная работа

Описание работы

В работе дано понятие диалектики и его эволюция, описаны основные принципы, законы и категории диалектики

Содержание работы

1. Введение
2. Понятие диалектики и его эволюция
3. Основные принципы и законы диалектики
4. Основные категории диалектики
5. Заключение
6. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 38.26 Кб (Скачать файл)

Единство противоположностей - это такая связь противоположностей, при которой они составляют взаимодополняющие  части единого целого и не могут  существовать одна без другой. Противоположности  взаимосвязаны настолько, что взаимопроникают  друг в друга, образуют множество  сочетаний, переходов. Диалектические противоположности настолько тесно  переплетены между собой, что  стоит акцентировать на практике или в теории - один из этих полюсов, как о себе тут же заявляет другой. Скажем, в сознании человека, в общественной жизни, культуре неразрывно переплетены  индивидуальные, личностные черты и  черты общественно-исторические, социальные.

Борьба противоположностей - такая связь противоположностей, которая ведет к изменению  целого, в рамках которого они существуют. Противоречие.

Закон единства и борьбы противоположностей указывает на противоречия как на источник изменений предмета (явления, процесса). Диалектическое противоречие - это взаимодействие противоположных, взаимоисключающих и взаимодополняющих  сторон, свойств и тенденций объектов, которое является источником их развития, перехода в новое качество. Это  и единство, и борьба противоположностей. В зависимости от глубины и  масштаба противоречий выделяют несколько  основных видов парных противоречий:

внутренние (возникающие  в результате взаимодействия сторон, свойств, тенденций самого объекта) и внешние (между различными объектами);

основные (определяющие развитие объекта на протяжении всего периода  его существования) и неосновные (порождаемые основными противоречиями);

общие (присущие нескольким объектам определенного класса или  всего класса) и специфические (характерны для отдельного предмета или части  предметов);

антагонистические и неантагонистические.

Структура противоречия:

1) основание - то, по поводу  чего выделено противоречие;

2) элементы противоречия - диалектические противоположности;

3) взаимодействие противоположностей.

Противоречия не уничтожаются, а разрешаются, порождая новые противоречия. Противоречия, объективно присущие объекту, обуславливают противоречия познания.

2. Закон взаимного перехода  количественных и качественных  изменений. Данный закон выражает  взаимосвязь количественных и  качественных изменений. Суть  закона состоит в том, что  постепенные количественные изменения,  постоянно совершающиеся в предметах,  но до поры до времени не  меняющие их основных черт, при  достижении границ меры приводят  к качественным изменениям. Конкретные  формы связи количественных и  качественных изменений выражены  во многих естественнонаучных  законах. Таков, в частности,  периодический закон химических  элементов Менделеева. Но закон  перехода количественных изменений  в качественные отличается от конкретно-научных законов.

Категория «качество», или  «качественная определенность», и  отражает относительную устойчивость системы в определенном промежутке времени. Иначе говоря, качество выступает  целостной характеристикой объектов как систем с определенной структурой, выполняющих те или иные функции, существующих во взаимосвязи и отношениях с другими «вещами».

Количество - философская  категория, выражающая величину, объем, число предметов, интенсивность  присущих им свойств, темп протекания процессов, в которых они участвуют.

Качество и количество выражают противоположные и в  то же время неразрывно связанные  между собой характеристики предметов. Эта их связь в философии выражается понятием меры. Мера - философская категория, определяющая такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется  качественная определенность предмета. Границы меры. Примеры.

Выход количественных параметров за пределы меры с необходимостью ведет к изменению его качества. Качественные изменения выражаются через категорию «скачок». Скачок - переход количественных изменений  в качественные или переход из одного качественного состояния  в другое (в результате превышения меры).

Примеры скачков: образование  звезд и планет, в частности  Солнечной системы, возникновение  жизни на Земле, формирование новых  видов растений и животных, человека и его сознания, возникновение и смена общественно-экономических формаций в истории человеческого общества, социальные революции.

Некоторые виды качественных изменений могут протекать как  в интенсивной, так и в постепенной  форме. Сопоставьте парообразование  в процессе кипения воды и ее испарение  из водоемов в естественных, природных  условиях. Эволюция и революция и  т.д.

3) Закон отрицания отрицания.

Суть закона: В процессе развития объектов имеют место существенные необходимые отношения и связи  между прошлым, настоящим и будущим, которые обуславливают преемственность  развития. Его содержание раскрывается посредством категории «отрицание». Отрицание - философская категория, выражающая взаимосвязь и взаимообусловленность  процессов отмирания старого, не отвечающего изменившимся условиям, и сохранения нового, соответствующего им.

«Отрицание» - непременный  момент, многократно повторяющийся  в любом процессе, где имеет  место смена фаз, периодов, этапов изменения того или иного объекта. В самом деле, скажем, эмбриональное  формирование человеческого детеныша сменяется младенчеством, которое  в свою очередь уступит место  детству, оно затем будет вытеснено  подростковым возрастом, перейдет в  юность, позже наступит взрослое состояние, в свою очередь проходящее через  ряд фаз. Орудия из железа некогда  вытеснили в процессах производства каменные орудия, ручной повсеместный труд уступил место все шире применяемому труду механизированному и т.д. Каждая новая фаза «отрицает» предыдущую.

В отличие от метафизически  толкуемого «отрицания», подчеркивающего  разрыв, противоположность черт предыдущего  и последующего этапов изменения, диалектическое «отрицание» предполагает связь, переход  от одного этапа к другому. Диалектическое «отрицание» включает в себя триединый процесс (тезис, антитезис, синтез): деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего, кумуляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и конструкции (формирования, созидания нового). Первый момент - преодоление пройденного, его «сбрасывание», изживание - обеспечивает необходимую почву для следующей фазы данного процесса. Но сама по себе деструкция, возобладай она, отбрасывала бы процесс вспять, разрушала бы предпосылки продвижения к последующим фазам. Нормальное продолжение процесса, его связь, единство, целостность обеспечиваются вторым моментом - сохраняемостью, преемственностью. Без этого условия процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке, а потому в целом напоминал бы некое «топтание на месте», а то и вообще становился бы невозможным. Нарастание процесса, движение его к новым фазам требует также третьего момента - новаций (формирование качественно новых связей, функций, черт).

 

3. Категории диалектики

Философское мышление открывает  всеобщие черты, отношения, присущие не каким-то отдельным видам явлений, процессов, а всему бытию. Знания такого рода выражаются в универсальных  формах человеческого мышления - категориях. Философские понятия, в которых  универсальные связи бытия осмысливаются  в их сложной, гибкой, противоречивой динамике, образуют группу категорий  диалектики.

Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих «полярные» стороны целостных явлений, процессов. Диалектический характер отношений «причина - следствие», «случайность - необходимость», «возможность - действительность» и других выражается в противоположных, но неразрывно связанных понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии. В сочетании, взаимодополнении категории диалектики образуют подвижную сеть универсальных понятий, способных отражать живую подвижность, переходы, противоречия бытия.

Категории - это формы  отражения в мысли универсальных  законов объективного мира.

Связь - это зависимость  одного явления от другого в каком-либо отношении. К основным формам связи относятся: пространственные, временные, генетические, причинно-следственные, существенные и несущественные, необходимые и случайные, закономерные, непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, динамические и статические, прямые и обратные.

Единичное, особенное и  общее. Единичное - это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность. Отражаясь в нашем сознании в  виде чувственного образа или понятия, единичное обозначается именем собственным или другим конкретизирующим средством языка.

Общее - это единое во многом. Единство может выступать в форме  сходства или общности свойств, отношений  предметов, объединяемых в определенный класс, множество. Общие свойства и  отношения вещей познаются на основе обобщения в виде понятий  и обозначаются нарицательными именами: «человек», «растение», «закон», «причина»  и т.д.*

Часть и целое, система: Система  -это целостная совокупность элементов, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам как единое целое. Элемент - это минимальная единица в составе данного целого, выполняющая в нем определенную функцию. Системы могут быть простыми и сложными. Любая система есть нечто целое, представляющее собой единство частей. Категория части выражает предмет не сам по себе, не как таковой, а лишь в его отношении к тому, составным компонентом чего он является, во что он входит (например, какой-нибудь орган есть часть организма). Следовательно, категории целого и части выражают такую связь между предметами, когда один предмет как некое сложное единое целое является объединением других предметов и образован из них как из своих частей.

Содержание и форма. Каждый объект как-то оформлен, структурно организован, содержателен. Содержание - это единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В  содержание входят не только составляющие тот или иной объект элементы, но и способ их связей, т.е. структура. Форма - это способ выражения и существования  содержания. Форма может быть внутренней и внешней.

Понятие сущности и явления: Развитие познания есть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого, от того, что является нам, к более глубокому, скрытому - к сущности. Сущность вещей - нечто лежащее за пределами непосредственных восприятий. Понятие сущности близко, но не тождественно понятиям общего, целого, содержания, внутреннего. Сущность - это главное, основное, определяющее в предмете, это существенные свойства, связи, противоречия и тенденции развития объекта. Явление - это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. В отличие от сущности, которая скрыта от взора человека, явление лежит на поверхности вещей. Но явление не может существовать без того, что в нем является, т.е. сущности. Причина и следствие: Когда одно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление, то первое выступает как причина, второе - как следствие. Причина есть связь, всегда вызывающая к жизни нечто новое, превращающая возможность в действительность, являющаяся необходимым источником развития. Следствие - то, что логически необходимо вытекает из чего-то другого (своего основания). Цепь причинно-следственных связей объективно необходима и универсальна. Она не имеет ни начала, ни конца, не прерывается ни в пространстве, ни во времени. Необходимость и случайность: Случайность - это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть, может произойти так, но может произойти и иначе. Необходимость - это такое развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из внутренних, существенных свойств, взаимоотношений этих явлений. Если случайное имеет причину в другом - в пересечении различных причинно-следственных связей, то необходимое имеет, быть может, причину в самом себе. Возможность и вероятность: Возможность - это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, стать действительностью при определенных условиях. Вероятность - это мера возможности, степень реализации данного события приданных условиях и при данной закономерности.

 

 

Заключение.

 

Особенности диалектики как  миропонимания и способа мышления были и остаются предметом пристального философского внимания, так как во-первых существовали и существуют ее альтернативы, по отношению к которым надо доказать ее преимущества; во-вторых надо системно представить ее собственное содержание. Усилия в этом направлении классической немецкой философии в настоящее  время приняли форму работы по созданию теории диалектики, как общей  теории развития, логики и теории познания. Хотя и на сегодняшний день она  остается незавершенной.

В современном сложном  и противоречивом мире возрастает роль диалектики как метода и диалектической логики как науки об этом методе, его нормах мышления. Надо учиться  предвидеть печальные последствия  хороших начинаний, надо бояться  односторонности, очернительства и "розовых  очков", следует овладевать умением  вести дискуссии через разрешение противоречий, находить пути объединения  различных сил при достижении добрых, чистых целей или разрешении проблем. Без учета ядра диалектики невозможно правильное решение проблем  самостоятельности республик и  существования федерации, простора для рыночных отношений и плановости, существования различных видов  собственности, свободы и ответственности  и т.д. Диалектика и творчество неотделимы. Быть диалектиком - значит избегать предвзятости и субъективизма, утопий и отсталости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1.  
    Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991. 
  2.  
    Диалектико-материалистический метод познания. – М., 1990. 
  3.  
    Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. Синергетика и теория социальной самоорганизации. - М., 1999. 
  4.  
    Закон единства и борьбы противоположностей. Под ред. Парнюк М.А. – К, 1991. 
  5.  
    История диалектики X I V - X V I I вв. – М., 1974. 

Иркутск 2012

 

 


Информация о работе Диалектика – философская теория развития