Диалектика Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 23:27, контрольная работа

Описание работы

Классическая немецкая философия разрабатывает це¬лостную концепцию диалектики. Диалектика является одной из важнейших категорий не только философии, но и других гуманитарных наук. «Диалектика» в дословном переводе с греческого означает искусство спорить, вести рассуждение. Поэтому в широком смысле диалектику можно определить как способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления. С другой стороны, диалектика является и логическая формой, построенной на противоречии.
Цель данной работы - рассмотреть диалектику Гегеля, как высшее достижение немецкой классической философии.

Файлы: 1 файл

Диалектика Гегеля.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития.

Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Она обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового.

Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эту цикличность, Гегель, прежде всего, связывал с происхождением в процессе развития трех стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения – (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Вот пример такого диалектического цикла, приведенный Гегелем: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого»10. Эту существенную сторону действия закона – отрицание отрицания – Гегель демонстрирует как на абстрактном уровне, уровне движения чистой мысли, так и на конкретных примерах. Процесс отрицание отрицания, как чисто логический процесс,  складывается, по Гегелю, так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых ею предыдущих мыслей, как противоположностей, является движущей силой дальнейшего развития логического процесса.11

Гегель придает значение этому тройственному ритму, но не сводит цикличность в этой «триаде». Главное в этой цикличности состоит в том, что в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному состоянию, «якобы к старому», и переходящую на новую, более высокую ступень. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Этот процесс обозначен в гегелевской философии термином «снятие». Таким образом, процесс развития характеризуется поступательным движением расширяющейся спирали.

Помимо диалектического  истолкования категории и разработки трех законов, диалектический метод  Гегеля включает в себя такие принципы анализа действительности, как восхождение  от абстрактного к конкретному, соответствие исторического и логического, всесторонности и другие. Это наследие вошло в сокровищницу мировой философской мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Заключение

Гегель – последний  гигант философской мысли, оставивший систематическое учение по всем отраслям философии. Нет такого философа, который мог бы сравниться с ним по широте и глубине охвата философских понятий, проблем.

После Гегеля философская  мысль разделилась на два непримиримых направления. С одной стороны, традиционный рационализм вкупе с эмпиризмом приобрел форму сциентизма. Это и позитивизм, и марксизм, и эмпириокритицизм, и прагматизм, и логический позитивизм, и постпозитивизм, и аналитическая философия (отчасти), и философия науки. С другой, возникла мощная оппозиция рационализму в виде иррационализма и антисциентизма. Это направление представлено такими течениями как философия жизни, экзистенциализм, постмодернизм. К нему же относятся разные формы религиозной и мистической философии.

Огромная заслуга Гегеля заключается в установлении в философии и общем сознании истинных и плодотворных понятий: процесса, развития, истории. Все находится в процессе — не существует никаких безусловных границ между различными формами бытия, нет ничего отдельного, не связанного со всем. Философия и наука приобрели во всех сферах генетический и сравнительный методы.

Его диалектический метод  лёг в основу более поздних философских работ. В  оценке  философии  у  Гегеля  есть  много  ценного.    Он подчёркивал, что философское обобщение действительности  не  есть дело произвола, капризное желание пройтись для  перемены  разочек на голове, после того, как  ходили  долго  на  ногах.  Но  он  не отвергал  содержание  положительных  наук,  просто  философия  не должна с ними считаться. Заслуга Гегеля состоит в том, что он  развил  диалектический метод понимания  мира.  Гегель  разработал  вопросы  взаимосвязи, движения,  развития  и  превращения  количественных  изменений  в качественные,  вопросы  природы  теоретического    мышления,    о логических формах и  категориях,  в  которых  осуществляется  это теоретическое мышление. Философская система Гегеля, бесспорно, принадлежит к числу величайших достижений мировой философской мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

 

Аблеев С. Р. История мировой философии: учебник / С. Р. Аблеев. М., 2005.

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. М., 2003.

Гвозданный  В.  А.,  Гусев  Г.  А.  Основы  философии:  этапы развития и современные проблемы, М., 2003 .

Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа // Соч. М., 1959. Т. 4.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974

Лосский Н.О. История русской философии. - М., 2006

Плотковский.А. А. Учение Гегеля о праве и государстве М.:ИНФРА-М,2007

Родчанин Е.Г., Баскаков Ю.В. Философия. – Ростов н/Д., 2003.

Философия. Под ред. В.Н. Лавриненко [Электронный ресурс]// http://www.philosophica.ru/lavrinenko/menu.htm

 

1 Аблеев С. Р. История мировой философии: учебник / С. Р. Аблеев. М, 2005. С. 171.

2 Гвозданный  В.  А.,  Гусев  Г.  А.  Основы  философии:  этапы развития и современные проблемы. М., 2003. С. 420.

3 Философия. Под ред. В.Н. Лавриненко [Электронный ресурс]// http://www.philosophica.ru/lavrinenko/menu.htm

4 Философия. Под ред. В.Н. Лавриненко…

5 Введение в философию: Учеб. пособие для вузов/Авт. колл.: Фролов И. Т. и др.

М., 2003.С. 107

6 Родчанин Е.Г., Баскаков Ю.В. Философия. – Ростов н/Д., 2003.- с. - 86

7Плотковский.А. А. Учение Гегеля о праве и государстве М.,2007. С. 15

8 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974. С. 259.

9 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук… С. 278.

10 Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа // Соч. М., 1959. Т. 4. С. 2.

11 Лосский Н.О. История русской философии. - М., 2006. С. 9


Информация о работе Диалектика Гегеля