Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 23:27, контрольная работа
Классическая немецкая философия разрабатывает це¬лостную концепцию диалектики. Диалектика является одной из важнейших категорий не только философии, но и других гуманитарных наук. «Диалектика» в дословном переводе с греческого означает искусство спорить, вести рассуждение. Поэтому в широком смысле диалектику можно определить как способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления. С другой стороны, диалектика является и логическая формой, построенной на противоречии.
Цель данной работы - рассмотреть диалектику Гегеля, как высшее достижение немецкой классической философии.
1. Введение
Немецкая классическая
философия — это
Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики. Диалектика является одной из важнейших категорий не только философии, но и других гуманитарных наук. «Диалектика» в дословном переводе с греческого означает искусство спорить, вести рассуждение. Поэтому в широком смысле диалектику можно определить как способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления. С другой стороны, диалектика является и логическая формой, построенной на противоречии.
Кантовская диалектика — это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума.
Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности Я. к взаимодействию Я и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него — становящийся, развивающийся дух.
В этой связи среди немецких философов выделяется Гегель, который был великим диалектом. Он представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. исследовал его в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях, прерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении. В логике, философии природы, в истории философии, в эстетике и т.д. — в каждой из этих областей Гегель стремился найти нить развития.
Цель данной работы - рассмотреть диалектику Гегеля, как высшее достижение немецкой классической философии.
2. Диалектика – определение понятия и история его развития
Происхождение термина «диалектика» относится к Древней Греции. Первоначально этим понятием характеризовалась способность вести спор посредством вопросов и ответов; искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. С течением времени значение термина диалектика претерпело изменения и получило иное смысловое содержание.
В узком смысле диалектика — название гносеологического метода в философии, который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез». Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается, как тезис более высокого уровня, и таким образом, постигается истина.
В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:
- Диалектика античности (среди наиболее ярких представителей которой можно назвать Гераклита и досократиков).
- Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII — первой половины XIX в., (которая связана с именами таких философов, как И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель);
- Материалистическая диалектика (представителями которой являются К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы Э.Ильенков, Вазюлин В.А., Готт В.С. и др.).
Еще в глубокой древности мыслители исходили из таких представлений о мире, как противоположности, противоположности покоящегося и изменяющегося, покой и непрерывные процессы изменения и становления. Поэтому справедливо считается, что в своей простой форме диалектика, как учение о развитии природы, зародилась еще в древности.
В древней Греции диалектикой называли умение вести беседу и умение достигать истины путем раскрытия противоречий, в первую очередь, в аргументах противника. Этот, как считается, диалектический способ мышления был позже применен к познанию явлений природы, как результатов развития противоречий в ней и взаимодействия противоположных сил.
Обычно философское осмысление термина «диалектика» связывают с Сократом. Считается, что термин «диалектика» в смысле метода философии, когда находится и снимаются ложные положения, впервые применил именно Сократ. Таким образом, первое гносеологическое понимание диалектики сводилось к диалогу, в переводе с греческого – беседа или разговор между людьми, движение слов, движущаяся мысль, движение мысли к пониманию познаваемого, который Сократ понимал в смысле своего метода философствования, основанного на вскрытии внутренних противоречий в мыслях, в основном, собеседника, которые ведут к ложным следствиям и, соответственно, к последующему исключению ложных посылок.
К первым стихийным диалектикам обычно относят Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Анаксагора, Эмпедокла, Демокрита и Эпикура, хотя не все они были таковыми. Но следует сказать, что Анаксимандр осмыслил отношение одного и многого, представлял, что вещи возникают из единого первоначала (апейрон) в силу имеющихся в нем противоположностей.
Платон определил
Аристотель рассматривал понятия в их взаимосвязи, характеризовал категории как переходящие друг в друга, что позволило ему формализовать отношения категорий и заложить основы формальной логики. Аристотель впервые поставил проблему изменения, как проблему развития. Диалектика Аристотеля была существенна в изучении причин порождения вещей. По Аристотелю, развитие есть такое изменение, в котором каждый последующий этап несводим к предыдущему, но при этом утверждалось, что развитие порождается активностью присущей вещам формы.
Аристотель считает
Средневековые схоластики стали называть диалектикой формальную логику, которая была противопоставлена риторике.
В Новом времени диалектические
моменты познания в несколько
наивной форме стали появляться
в рассуждениях многих мыслителей.
В эпоху Возрождения
В начале XV в. Н. Кузанский говорил о совпадении противоположностей, о бесконечности Вселенной, о том, что все в природе находится в вечном движении. Дж. Бруно говорил о том, что если требуется познать тайны природы, то необходимо в ней рассматривать минимумы и максимумы противоречий и противоположностей.
Диалектические моменты
Но для познания и отыскивания истины все более принималась формальная логика, которая противопоставлялась простой риторике, диалогу, что было большим достижением познания в средние века, однако, с другой стороны, формализация познания уводила от его диалектических принципов.
Немецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в., представленная именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется классической. В ней нашли свое продолжение идеи философии Нового времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности. Немецкие философы не выступали против существующих в германских государствах политических учреждений, их учения по сути дела были враждебны, несовместимы с феодальными порядками, отжившими свой век. Диалектический метод, особенно обстоятельно и последовательно разработанный Гегелем, мог быть легко обращен против этих порядков. Что и сделали наиболее радикально настроенные ученики берлинского профессора. По этой же причине Маркс называл философию Канта, родоначальника классической немецкой философии, немецкой теорией французской революции. С неменьшим основанием данное определение может быть, распространено на других представителей классической немецкой философии.
Немецкий классический идеализм (в отличие от метафизического материализма) рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Так, в теории познания И.Кант развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». Однако диалектика разума, по Канту,- иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием одних явлений. Позже в теории познания (в «Наукоучении») Фихте развил «антитетический» метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы.
Более всего термин «диалектика» раскрыл Гегель. Современный смысл диалектики и демонстрация превосходства диалектического познания над рациональным научным были явлены в философии Гегеля. Для него диалектика есть такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика есть, согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…».
Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые перевели её в материалистическую плоскость (диалектический материализм).
Высшей ступени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в философии Гегеля (1770-1831), который был великим представителем объективного идеализма.
3. Диалектика в философской системе Г. Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в Штутгарте, в семье чиновника. Поступил в гимназию, где изучал древние языки и историю. Позже, в восемнадцать лет, штудировал теологию в Тюбингенском теологическом институте. Этот период совпал с Французской революцией, идеи которой будоражили умы германской молодежи. Разумеется, не обошли они и молодого Георга. В институте он начинает понемногу читать философскую литературу - французских просветителей, немецких мистиков, Канта и Фихте. Но философские суждения Гегеля в этот период еще очень скованны. Он не чувствует в себе философа. После окончания Тюбингенского института его охарактеризуют так: «Хорошо знаком с богословием и филологией, но совершенно безразличен к философии».1 Впрочем, это впоследствии не помешало ему стать одним из значительных и знаменитых философов. В 1808-1816 гг. был директором гимназии в Нюрнберге. В 1818 г. приглашён для чтения лекций в Берлинский университет, где проработал до конца жизни. В своих ранних произведениях Гегель исследует христианство, античные религии. Им были написаны «Народная религия и христианство», «Жизнь Иисуса». Первое выдающееся произведение - «Феноменология духа» - опубликовано в 1807 году, в Йене. Будучи директором гимназии, он создал самое значительное своё произведение – «Науку логики» (1812-1816).2
Введением к гегелевской философской системе служит его «Феноменология духа», где Гегель рассматривает последовательный ряд развития различных ступеней человеческого сознания – от низшей формы (непосредственного чувственного восприятия) до высшей ступени (абсолютного, или чистого, знания), на которой все внешние предметы оказываются полностью преодоленными и дух мыслит только собственную сущность.
Итогом и выводом «Феноменологии духа» является «Логика» – первая и важнейшая часть системы Гегеля. Это область «чистой мысли», существующей до субъекта и объекта. В логике нет никакого эмпирического содержания, кроме себя самой, кроме своих форм. Логика предшествует истории и природе, она их творит.
Логика делится на три части: учение о бытии, о сущности и о понятии. Бытие и сущность рассматриваются как ступени, по которым «взбирается» понятие, прежде чем оно предстанет во всей своей всеобщности и полноте. В «Логике» развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных логических категорий. Отправной пункт ее – чистая абстрактная мысль о существующем вообще, о «бытии». Это бессодержательное вначале понятие «чистого бытия» стремится получить свое содержание через «нечто», которое в свою очередь есть уже «определенное бытие». Так начинается, по Гегелю, процесс становления абсолютной идеи. «Определенное бытие» на следующей ступени выступает как «нечто определенно сущее», или качество. Категория качества развивается в единстве с категорией количества. А качественное количество или количественное качество выступает как мера. В учении о бытии Гегелем обосновывается один из законов диалектики перехода количества в качество и обратно, скачкообразность процессов развития, развития как «прерыва постепенности».3