Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 03:33, реферат
Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития. Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и др. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму.
2) Введение……………………………………………….2
3) З закона диалектики (по Гегелю)…………………….3
а) «закон перехода количественных
изменений в качественные……………………………3
б) «закон взаимопроникновения
противоположностей………………………………….5
в) «закон отрицания отрицания»……………………..7
4) Критика системы и метода Гегеля……………………8
5) Диалектический материализм………………………...9
6) Заключение…………………………………………….16
Содержание
1) Содержание……………………………………………1
2) Введение……………………………………………….2
3) З закона диалектики (по Гегелю)…………………….3
а) «закон перехода количественных
изменений в качественные……………………………3
б) «закон взаимопроникновения
противоположностей………………………………
в) «закон отрицания отрицания»……………………..
4) Критика системы и метода Гегеля……………………8
5) Диалектический материализм…………
6) Заключение…………………………………………….16
В в е д е н и е
Диалектический
Гегель характеризовал
диалектику как движущую душу
истинного познания, как принцип,
вносящий в содержание науки
внутреннюю связь и
« Три закона диалектики»
Закон перехода количественных изменений в качественные описывает механизм саморазвития. Гегель дал, прежде всего, определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождественную с бытием внутреннюю определенность. Качество – это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качественное своеобразие предметов, явлений выступает, прежде всего, как их специфика. Оригинальность, неповторимость, как то, что отличает данный предмет от другого.
Качество любого предмета, явления, по Гегелю, определяется через его свойства. Свойства предмета – это способность его определенным образом соотноситься, взаимодействовать с другими предметами. То есть свойства проявляются в отношении между предметами, явлениями и т.д. Сами по себе свойства не существуют. Глубинной основой свойств является качество того или иного предмета, т.е. свойство – это проявление качества в одном из многих отношений данной вещи к другим вещам.
Качество выступает
как внутреннее основание всех
свойств, присущих данной вещи,
но это внутреннее основание
проявляется только при
Количество Гегель
определял как внешнюю для
бытия определенность, видел в
нем нечто относительно
Непосредственно конкретное
единство качества и
перейдет в новое качество.
Так, например, «степень температуры
воды, - писал Гегель, - сначала не
оказывает никакого влияния на ее
капельно-жидкое состояние, но затем, при
возрастании или уменьшении температуры
достигается точка, на которой это
состояние сцепления
Показывая переход
количества в качество, Гегель
обращал внимание на обратный
процесс, выраженный этим
Гегель показал, что
переход от одной меры к
другой, от одного качества к
другому совершается всегда в
результате перерыва
Второй закон диалектики – закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. При характеристике действия этого закона
Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия.
Тождество – категория выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие – это категория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположности – это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.
Категория противоречия является центральной в данном законе. При раскрытии действия этого закона, прежде всего, Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями. Он доказывал, что истинные действительные противоположности постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты. Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение противоположностей выражаются в том, что каждая их них, в качестве своей противоположности, имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковая лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность. Взаимопроникновение противоположностей Гегель показывал на примере таких явлений как магнетизм и электричество. «Северный полюс в магните, - писал он, - не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другой южный. Точно также и в электричестве положительное и отрицательное электричество не суть два различных, отдельно существующих флюида» (Гегель. Соч. Т. 1. – С . 205).
Другой неотъемлемой
стороной диалектического
Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития мира. Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий. Попробуем описать этот процесс. Каждый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в котором содержатся определенные различия. В начале различия носят несущественный характер, затем превращаются в существенные и, наконец, переходят в противоположности. Противоположности, в данном случае, отражают взаимоотношения таких внутренне присущих любому предмету сторон, которые равным образом отличаются друг от друга, но своими действиями, функциями одновременно обусловливают и исключают друг друга Развитие противоположностей достигает стадии противоречия, которая фиксируется моментом единства и борьбы противоположностей. Вот эта стадия становления противоречия, которая характеризуется конфликтом, острым противостоянием сторон, разрешается переходом противоположностей не только друг к другу, но и в более высокие формы развития данного предмета. Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок , качественное изменение данного объекта, превращение его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества.
Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития.
Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Она обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового.
Отрицание отрицания
в двойном виде включает в
себя эти три момента и
Гегель придает значение
этому тройственному ритму, но
не сводит цикличность в этой
«триаде». Главное в этой цикличности
состоит в том, что в развитии
осуществляется повторение
Помимо диалектического
истолкования категории и
Первым немецким философом,
подвергшим развернутой