Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 03:33, реферат
Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития. Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и др. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму.
2) Введение……………………………………………….2
3) З закона диалектики (по Гегелю)…………………….3
а) «закон перехода количественных
изменений в качественные……………………………3
б) «закон взаимопроникновения
противоположностей………………………………….5
в) «закон отрицания отрицания»……………………..7
4) Критика системы и метода Гегеля……………………8
5) Диалектический материализм………………………...9
6) Заключение…………………………………………….16
Разрешением идей, сформулированных
в немецкой классической
Первый подход был отвергнут
потому, что он связывал философскую
концепцию мироздания, решения основного
мировоззренческого вопроса с существующей
на данный исторический момент естественно-научной
картиной мира. По мнению основоположников
диалектического материализма философия
не должна быть связана ни с какими
конкретными естественно-
Классическое для
Вместе с тем, в
этом определении содержится
указание на производный,
Неотъемлемые свойства субстанции
в философии называются атрибутами.
Диалектический материализм в качестве
атрибутов материи
Движение как абсолютный
способ существования материи
Другими не менее важными
атрибутами материи, как отмечалось
выше, диалектический материализм признает
пространство и время. Если движение
материи выступает в качестве
способа, то пространство и время
рассматриваются в
Таким образом на основе субстанционального истолкования материи диалектический материализм рассматривает все многообразие бытия во всех его проявлениях под углом зрения его материального единства. Бытие, Вселенная предстает в этой концепции как бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира. Выработка конкретного представления о материальном единстве мира не является функцией философии. Это входит в компетенцию естественных и гуманитарных наук и осуществляется в рамках создания научной картины мира.
Диалектический материализм,
как в период своего формирования,
так и в настоящее время, опирается
на определенную научную картину
мира. Естественно-научной
1) закона сохранения энергии,
утверждающего неуничтожимость
энергии, ее перехода из
2) установление клеточного
строения живых тел, когда
3) теория эволюции Ч.
Дарвина, обосновавшего мысль
о естественном происхождении
и эволюции жизни на Земле,
а также положение о
Эти открытия способствовали утверждению идеи о материальном единстве мира. Эта идея вскоре получила дополнительное естественнонаучное обоснование, когда химики синтезировали мочевину, находимую ранее только в животных организмах, показали, что при всей глубине различий живого и неживого между ними нет непроходимой пропасти. Живое может возникать из неживого. Другим, не менее важным выводом из этих открытий следовало признание принципа всеобщности эволюции и развития и, следовательно, истолкования единства мира как саморазвивающейся системы.
Энгельс в «Диалектике природы», обобщив достижения естественных наук, создает свою классификацию форм движения материи. Он выделяет пять форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Классификация этих форм Ф. Энгельсом производится по трем основным принципам:
1) Каждая форма движения
связана с определенным
2) Все формы движения
материи связаны друг с другом,
но отличаются по степени
3) При определенных условиях
формы движения материи
Дальнейшее развитие естествознания заставляло вносить изменения в классификацию форм движения материи. Советские ученые-науковеды, сохраняя принципы классификации Ф. Энгельса, предпринимали попытки привести диалектико-материалистическую картину мировоззрения в соответствие с достижениями науки. Наиболее серьезную попытку предпринял директор института естествознания и техники АН СССР академик Б. М. Кедров. Ориентируясь на его идеи, мы здесь в сокращенном виде рассмотрим схему – вариант классификации.
№
Виды движения
Микромеханическое движение
Макромеханическое движение
Субатомный уровень
Супратомный уровень
1)
Физическое
Поля, ядра, атомы
Макротела, галактики
2)
Химическое
Реакции
Молекулы
3)
Биологическое
Популяция, биоценоз
Как видно из приведенной схемы, Б. М. Кедров исключил из форм движения простейшую, механическую. Ранее она понималась как перемещение тел в пространстве и описывалась законами классической механики. Теперь стало ясно, что в микромире действуют иные законы – квантово-механические. Кроме того, механическое движение выражает лишь количественные характеристики всех форм движения материи. Поэтому микро- и макромеханические виды движения стали лишь «фоном» других форм. Распалась физическая форма движения на субатомную и супратомную, указывающие. Соответственно, на микроуровень и макроуровень физических процессов. Субатомная характеризуется электронными, внутриядерными и внутриатомными процессами. Химическая включает различные типы реакций. Биологическая предстает как иерархия процессов жизни: доклеточный уровень, клетка, многоклеточные организмы, популяции, биоценозы. Супратомная может быть построена также как иерархия материальных систем: молекулы, макротела, планеты, планетные системы, галактики, системы галактик, мегагалактика. Особый уровень организации материи представляет собой человеческое общество. В связи с развитием науки конкретные картины мироздания могут меняться. Но для диалектического материализма остается неизменным лишь признание принципа материального единства мира.
З а к л ю ч е н и е
Немецкая классическая философия представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени, подводящее итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории. Традиционно к этому течению относят философское учение И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха.
Немецкая классическая
философия внесла существенный
вклад в постановку и