Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:48, реферат
В истории философии понятие диалектики пpетеpпело коренные изменения: от пеpвоначального понимания, близкого к однокоренным словам "диалект" или "диалог" и обозначавшего искусство спора и классификации понятий, до современного, научного понимания диалектики, в основе которого лежит понятие развития. Напpимеp, в философском словаре диалектика определяется как "наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления", а в учебнике по философии (под редакцией академика И. Т. Фpолова, 1989 г.) диалектика pассматpивается "как наиболее полное и всестороннее учение о развитии".
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Диалектика как теория и метод……………………………………………..4-6
2. Диалектика как система принципов, законов и категорий………………7-18
3. Метафизика, эклектика, софистика………………………………............19-23
Заключение………………………………………………………………….........24
Список использованной литературы
П. и с. суть отдельные стороны, моменты, звенья универсального взаимодействия. Только мысленно изолируя, отделяя его акт и абстрагируясь от обратного влияния произведённого на источник порождения, можно говорить об одностороннем действии причины на следствие. В реальных процессах следствие не является пассивным, оно может воздействовать на свою причину.
П. и с. могут меняться местами: следствие может стать причиной другого следствия. Во многих областях объективной действительности само взаимодействие П. и с. выступает как причина изменения явлений и процессов.
В природе и обществе существует бесчисленное многообразие форм взаимодействия, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и соответственно — многообразие причинно-следственных зависимостей. В современной науке классификация причинно-следственных связей проводится по различным признакам. Так, по признаку природы отношений причинно-следственные связи подразделяются на материальные и идеальные, информационные и энергетические, физические, химические, биологические, социальные; по характеру связей — на динамические и статистические; по числу и связности воздействий - на простые, составные, однофакторные, многофакторные, системные, внесистемные. Причинно-следственные связи подразделяются также на внешние и внутренние, главные и неглавные, объективные и субъективные, всеобщие, особенные, единичные и др.
В гносеологии понятие причинно-следственной связи выполняет важную методологическую функцию, ориентируя исследователя на прогрессивное движение познания по причинно-следственной цепи — от случайности к необходимости, от единичного к особенному и общему, от формы к содержанию, от явления к сущности.
Возможность и действительность
Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении.
Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность.
Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.
В. и д. — это категории, отражающие свойства самого материального мира и фиксирующие основные моменты движения и развития материи. В. и д.— соотносительные категории, выражающие диалектический характер всякого процесса развития. В процессе развития каждого предмета в неорганической и органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная возможность превращается в действительность. Какая из возможностей превратится в действительность - это зависит от обстоятельств, от условий, в которых протекает развитие. Примером такого превращения может служить любое превращение предмета из одного качественного состояния в другое: одной элементарной частицы в другую, зерна в растение, товара в деньги, абстракции в мистическую фантазию и т. д. В случае, когда зерно превращается в растение, зерно является исходным пунктом, а растение — результатом развития. Зерно содержит в себе различные возможности, в нем действуют различные тенденции развития. При благоприятных температурных и пр. условиях его основная биологическая тенденция прокладывает себе путь и получает всестороннее проявление: зерно развивается в растение. В зерне растение существовало только потенциально, в возможности, теперь оно существует актуально, в действительности; зерно заключало в себе возможность растения — его первую ступень развития, теперь налицо действительность растения — его вторая ступень развития. Возможность превратилась в действительность.
Возможность является более бедным и абстрактным понятием, а действительность более богатым и конкретным. Действительность в самом широком смысле — это весь объективно существующий мир, объективная реальность, бытие материи вообще, вся материальная действительность. В плане гносеологии действительность в этом смысле противопоставляется сознанию, хотя сознание само является частью действительности, ее высшим продуктом, и за пределами гносеологии это противопоставление является не абсолютным, но лишь относительным. В более узком смысле можно говорить о социальной действительности и общественном сознании. Действительность как материальный мир представляет собой бесконечную в пространстве и времени движущуюся материю и состоит из бесконечного множества отдельных объектов (предметов, явлений, процессов), которые возникают, существуют и исчезают, превращаясь в нечто другое по сравнению с тем, чем они были. При этом каждый новый предмет возникает не внезапно и беспричинно, а как результат превращения некоторого другого предмета, в котором он первоначально существовал лишь как тенденция развития, как возможность, прежде чем он стал действительностью. Т. о., действительность в собственном смысле есть ступень развития каждого отдельного предмета; она представляет собой как бы часть, момент действительности в самом широком смысле и противопоставляется возможности. Действительность растения — это само растение, существующее в материальном мире как часть, как предмет этого мира; и если в плане гносеологии растение противостоит своему понятию как предмет действительности его отражению в сознании человека, то в самой действительности оно противостоит заключенной в зерне тенденции как результат — исходному пункту развития, как действительность — возможности.
Единичное, особенное и всеобщее
Единичное — определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей данного качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к миру в целом по их качественной определенности; предел количественного деления данного качества. Е. есть определенность качества внутри него самого, т. е. его однородность с вещами того же качества, служащая объективным основанием для его количественного математического выражения. С этим связана проблема единицы как основания счета. Е. есть диалектическая противоположность всеобщего. В своей изолированности Е. — такая же пустая абстракция, как и общее без Е. "... Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему... Всякое отдельное неполно входит в общее и т. д. Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого рода отдельными (вещами, явлениями, процессами) и т. д.".
Диалектика устанавливает, что Е. всегда есть продукт процессов, протекающих по всеобщим закономерностям. Появление, изменение и исчезновение Е. всегда имеют место внутри определенных всеобщих условий, внутри сложнейшего взаимодействия массы других Е., т. е. внутри действительности, управляемой конкретно-всеобщими законами. В развивающейся действительности постоянно осуществляется переход, превращение Е. во всеобщее и особенное, и обратно. Действие всеобщей закономерности выражается в Е. и через Е., а всякая новая всеобщая форма (закономерность) всегда вначале выступает в действительности в виде единичного исключения из всеобщего правила (будь то рождение нового биологического вида, новой формы общественных отношений и т. д.). Никакая реальная система явлений не может развиваться, не выделяя из своего состава новых и новых единичных формообразований, вносящих в нее новые различия, изменяющих ее общий облик Е., т. о., реализует многообразие в единстве и является необходимой формой развития действительности. При этом сохраняются и воспроизводятся развитием, получая всеобщее значение, лишь такие единичные "исключения", которые соответствуют общей тенденции развития, требованиям, заложенным во всей совокупности условий, и реализуют эти требования своей особенностью, своим отличием от других Е. Через единичные, случайные отклонения, прокладывает себе дорогу общая необходимость, закономерность.
Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов — единичного и всеобщего. Обычно О. рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между единичным и всеобщим. Напр., понятие "русский" выступает как общее по отношению к каждому русскому человеку и как О. по отношению к понятию "славянин". Последнее выступает как общее по отношению к понятию "русский" и как О. по отношению к понятию "человек". При более глубоком рассмотрении О. выступает не просто как промежуточное звено между единичным и всеобщим, а прежде всего как объединяющее их начало в рамках целого. В процессе познания противоположности общего и единичного снимаются, преодолеваются в категории О., которая выражает общее в его реальном, единичном воплощении, а единичное — в его единстве с общим. О. выступает как реализованное общее. Категория О.— важный момент движения познания в глубь объекта.
Категория
всеобщего - есть отражение реально
всеобщего, т. е. объективного единства
многообразных явлений природы
и общества, в сознании человека.
Объективно В. отражается в мышлении
в форме системы понятий, определений.
Абстрактно В., выделенное путем сравнения
из массы единичных и особенных явлений,
играет в познании важную, но ограниченную
роль. Само по себе абстрактно В. не в состоянии
выразить подлинную всеобщность, т. к.
В. существует вне сознания не как простое
подобие, не как абстрактное тождество
явлений, а как живая конкретная связь
различных и противоположных друг другу
вещей, явлений, процессов, как закон, необходимость,
включающая в свой состав случайность,
противоречие формы и содержания и т. д.
"Форма всеобщности в природе- это закон...
Форма всеобщности есть форма внутренней
завершенности и тем самым бесконечности;
она есть соединение многих конечных вещей
в бесконечное". В., т. о., существует
в действительности через особенное, единичное,
различное и противоположное, через переход,
превращение противоположностей друг
в друга, т. е. как конкретное тождество,
единство противоположностей и различий,
а не как "абстракт, присущий отдельному
индивиду".
3. Метафизика, электика, статистика.
В чем сущность софистики и эклектики как форм антидиалектического мышления? В том, что они всесторонность, универсальную гибкость понятий, гибкость. Доходящую до тождества противоположностей, применяют субъективно, произвольно. В диалектике взаимосвязь и гибкость понятий обусловливаются объективной противоречивостью процесса материального мира и его единства. Мыслить диалектически - значит воспроизводить в сознании действительность в динамической совокупности и целостности ее существенных моментов.
Софистика
и эклектика отвергают их целостное
единство. При этом софистика противопоставляет
различные моменты процесса друг
другу, субъективистски абсолютизируя
один из них; а эклектика столь
же произвольно механически
К софистике и эклектике как способам мыслительной деятельности обычно прибегают те, кто заинтересован в искажении истины, в субъективистски извращенном представлении действительности, в утаивании своих подлинных намерений, а то и просто в нежелании разобраться в существе дела[8, c. 11].
Диалектически
воспринимать действительность означает
преодоление эклектики и
Приверженцы доктринерского догматического типа мышления оперируют некритически воспринятыми в качестве абсолютных истин социальными идеями, лозунгами, парадигмами теоретического мышления, установками, указаниями. Здесь игнорируются конкретность истины, необходимая гибкость понятий, потребности практики. Такой тип мышления оборачивается на деле идеологической нетерпимостью, схоластическим утопизмом, застоем в науке, консерватизмом в технике, безынициативностью в социальных действиях.
После того, что было сказано об альтернативах диалектической логике, можно задуматься над вопросом о наиболее оптимальном для современного инженера (да и вообще для всякого с широким кругозором человека) способе мышления. Логические изъяны софистики и эклектики очевидны. А как быть ныне с диалектикой? В постсоветский период наблюдается ее игнорирование со стороны многих философов. Утверждается, что она якобы "устарела", что ее надо заменить синергетикой, что большинство положений диалектики - "суеверия", что материалистическая диалектика - это просто "идеологическая догма", а то и вовсе "опиум для ученого". Надо признать, что в недалеком нашем прошлом содержание диалектики под воздействием сталинизма примитивизировалось. Ее метод извращался на потребу политических целей. Но дает ли это основание для отказа от существа диалектико-материалистического мировоззрения? Следует избегать его некомпетентного упрощения. Не стоит, в частности, ввергать в конфликт с диалектикой синергетику, которая (как ранее кибернетика, системология и другие маргиналии науки) находит свою эвристическую методологическую нишу в современном творческом познавательном поиске. Синергетика - не альтернатива диалектике, а, в отличие от софистики, эклектики и догматизма, - перспективная система общенаучного знания, одна из современных междисциплинарных наук.
Гегель рассматривал диалектику как одну из тех древних наук, "которая больше всего игнорировалась в метафизике нового времени..." Здесь требуется пояснение относительно метафизики. Когда-то греческий ученый Андроник, упорядочивая сочинения Аристотеля, вслед за его работами по физике поместил группу трактатов Стагирита по проблемам бытия и познания. Именно эти сочинения были названы метафизикой (т.е. "тем, что после физики"). Позднее термином "метафизика" стала обозначаться система философского учения о принципах и началах бытия. Произошла своеобразная метаморфоза в понятиях: то, что Платон называл в свое время диалектикой (учение о мире истинного бытия неизменных духовных сущностей), получило название метафизики. Поэтому Гегель, упрекая "метафизику нового времени" за игнорирование диалектики, относил свое замечание ко всей предшествующей ему философии. Но он сам в этом смысле оставался "метафизиком", размышляющим о вековечных абстрактных первоначалах и проблемах бытия и познания. И, тем не менее, с Гегеля устанавливается традиция понимать диалектику как антипод метафизики. Дело в том, что Гегель предложил принципиально новый метод философского осмысления действительности. Ведь как было ранее? Принципы, начала бытия представлялись мыслителями в виде неподвижных идей или неизменной субстанции. Связь противоположностей - в отличие от древних философов - не усматривалась. Развитие, по существу, отвергалось. Такому метафизическому методу мышления Гегель противопоставил диалектику как "постижение противоположностей в их единстве" [10, c 21]. Но хотя Гегель считал, что "диалектика имеет силу во всех отдельных областях и образованиях природного и духовного мира", он, как объективный идеалист, оказался непоследовательным в трактовке данного важного тезиса. В конечном счете Гегель отказывал природе в саморазвитии. Он сконцентрировал силу своего теоретического анализа лишь на выявлении логики и диалектики саморефлексирующего мифического по своей сущности мирового разума.