Диалектика и её альтернативы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:48, реферат

Описание работы

В истории философии понятие диалектики пpетеpпело коренные изменения: от пеpвоначального понимания, близкого к однокоренным словам "диалект" или "диалог" и обозначавшего искусство спора и классификации понятий, до современного, научного понимания диалектики, в основе которого лежит понятие развития. Напpимеp, в философском словаре диалектика определяется как "наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления", а в учебнике по философии (под редакцией академика И. Т. Фpолова, 1989 г.) диалектика pассматpивается "как наиболее полное и всестороннее учение о развитии".

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Диалектика как теория и метод……………………………………………..4-6
2. Диалектика как система принципов, законов и категорий………………7-18
3. Метафизика, эклектика, софистика………………………………............19-23
Заключение………………………………………………………………….........24
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Фил реферат.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Альтернатива - это необходимость выбора одного из двух или нескольких возможных решений, направлений, вариантов и т.д. Некоторые альтернативы материалистической диалектике в истолковании бытия уже назывались, в частности, такие разновидности метафизики, как механицизм, лапласовский детерминизм, теория равновесия, вульгарный эволюционизм и др. В современной западной философии либо вообще отвергается объективная диалектика бытия, либо допускается лишь в отношении некоторых его фрагментов. Соответственно диалектическая теория трактуется то как просто "логическая эквилибристика -(К. Поппер), то как лишь одна из нескольких частный концептуальных схем. Так, канадский ученый М. Бунгй выделяет различные формы становления - "случайную", "причинную", "синергетическую", "конфликтную", "целесообразную". С его точки зрения, диалектика имеет дело только с "конфликтной" формой развития. Однако, как можно было убедиться ранее, вынесение М. Бунге за пределы материалистической диалектики категорий случайности, причины и других неправомерно.

Диалектическая  природа объективного мира, закономерного  движения материи воспроизводится  более или менее адекватным образом  в человеческом сознании и мышлении. Поэтому в материалистической диалектике не должно быть рассогласованности между  учением о бытии ("онтология"), теорией познания и логикой. Что касается теории познания, то здесь диалектике альтернативны любые проявления гносеологической односторонности (скептицизм, иррационализм, релятивизм, интуитивизм, эмпиризм, априоризм и др.). Путь к истине обеспечивается лишь тотальностью взаимопроникающих познавательных моментов (чувственного и рационального, сомнения и веры, абстрактного и конкретного, относительного и абсолютного и т.д.). Особое значение в теории диалектики имеет ее логический аспект.

В истории философии длительное время знали лишь одну логику - формальную. Она изучает формы мышления со стороны их структуры, выявляет приемы и способы рассуждений и аргументации. Различные формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) здесь рассматриваются в отвлечении от их развития во времени, в отвлечении от какого-либо определенного содержания. Если же иметь в виду законы (формальной) логики, то они выражают необходимую связь между сформировавшимися мыслями внутри одного и того же рассуждения.

Поскольку все явления объективного мира обладают относительной устойчивостью и определенностью, то соблюдение таких логических законов, как законы тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания выступает необходимым условием правильного мышления. Вместе с тем выполнения только требований формальной логики совершенно недостаточно в понимании многообразной по содержанию и изменяющейся действительности. Сама по себе формальная (традиционная, или классическая) логика, как и всякая наука, не является, конечно, метафизикой. Тем более это справедливо в отношении различных модификаций современной логической теории (математической логики, модальной логики, конструктивной логики, логики высказываний и т п ) Между тем абсолютизация положений и законов формальной логики служила в прошлом основой метафизического метода мышления. Узко трактуемая логика являлась теоретическим обоснованием недиалектических воззрений на мир.

Первую  попытку по-иному подойти к  вопросу о соотношении онтологии, гносеологии и логики, преодолеть существовавший ранее разрыв между ними, предпринял Гегель. Но он исходил из идеалистически понимаемого принципа тождества мышления и бытия Законы мышления у Гегеля являются одновременно и законами действительности. По его учению, в основе всего лежит некая идея, мышление как таковое. Весь процесс развития бытия, поэтому предстает у немецкого диалектика-идеалиста как познание мышлением самого себя. По сути дела, у Гегеля в логику превращается вся философия, в логике он растворяет и онтологию, и гносеологию.

В отличие  от формальной логики с ее устойчивостью  предметов мысли, логика диалектическая - мышление в единстве противоположных  категорий Она есть учение о том, как в человеческих мыслях и понятиях отражается вечно изменяющийся и  развивающийся мир Главное в диалектической логике - вопрос об адекватности отражения в сознании людей реального содержания объективных процессов. Естественно, что диалектическая логика, в отличие от формальной, имеет дело не с готовыми понятиями, а с развивающимися структурами мышления. Она исследует понятия в их возникновении и движении, в многоаспектных взаимосвязях.

Диалектическая  логика предъявляет к мышлению ряд  серьезных требований Наиболее важные из них В И Ленин выразил  так: "Чтобы действительно знать  предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и "опосредования". Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и омертвления Это, во-первых. Во-вторых, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, "самодвижении" (как говорит иногда Гегель), изменении... В-третьих, вся человеческая практика должна войти в полное "определение" предмета и как критерий истины, и как практический определитель в связи предмета с тем, что нужно человеку. В-четвертых, диалектическая логика учит, что "абстрактной истины пет, истина всегда конкретна".

Альтернативу  диалектической логике составляют софистика, эклектика, догматизм. 
 
 
 
 
 

Заключение 

На основании  изученного материала необходимо сделать  следующие выводы:

Термин "диалектика", скорее всего, впервые  применил древнегреческий мыслитель  Сократ. Он именовал свой метод нахождения истины в диалоге путем столкновения противоположных суждений и обнаружения  противоречий в мышлении "диалектикой".

Объективная диалектика природы обнаруживается в ее бесконечности и поразительной способности к творению оригинальных форм материального бытия. Окружающий нас физический мир - Вселенная - удивляет в продолжающихся научных открытиях своим структурным разнообразием.

Термин "момент" широко используется в естественных науках и в технике: момент инерции, момент силы, момент количества движения, момент статический и др.

Раскрытие философского содержания понятия "момент" позволяет овладеть весьма эффективным  инструментом логического анализа. Как всеобщие моменты познания категории оказываются "текучими", исторически взаимоопределяемыми формами мышления. На необходимость мыслить гибкими понятиями ориентируют принципы диалектики. Принципы - ее основополагающие идеи, придающие философскому знанию системность и целостность. В познавательных и практических действиях принципы выполняют нормативную функцию.

В чем  сущность софистики и эклектики  как форм антидиалектического мышления? В том, что они всесторонность, универсальную гибкость понятий, гибкость. 
 
 
 
 

Список  исользуемой литературы

  1. Гегель Г. Наука логики. М., 1971. – 121 с.
  2. Гегель Г. Философия права. М., 1990. – 215 с.
  3. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.- 223 с.
  4. Основы философии учебное пособие А.Г. Спиркин. Москва. Издательство политической литературы 1988 г.- 145 с.
  5. История философии в кратком изложении. Москва. Мысль. 1991г. – 258 с.
  6. Павлов И.П. Лекции по физиологии высшей нервной деятельности. М., 1952. – 155 с.
  7. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991. – 233 с.
  8. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отд-ний ун-тов. – М.: Высш. шк., 1981. – 125 с.
  9. Философия: Учебное пособие. Под ред. Н.И. Жукова. 4-е изд., испр. и доп. – Мн.: НТЦ АПИ, 1999. – 214 с.

Информация о работе Диалектика и её альтернативы