Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:32, контрольная работа
Целью данной работы является раскрытие понятий «диалектика» и «метафизика», рассмотрение исторического развития диалектики как метода познания, а также выявление различий между диалектикой марксизма и диалектикой Г. Гегеля.
I. Введение……………………………………………………………………3
II. Понятие диалектики и метафизики …………………………...………4 –6
III. Историческое развитие диалектики как метода познания……….…7–9
IV. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г.Гегеля……….10 –12
V. Заключение………………………………………………………………..13
VI. Список использованной литературы…………………………………….14
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-
Кафедра философии и социологии
Контрольная работа по философии
на тему: Диалектика и метафизика
Контрольную работу выполнила
студентка
Факультет: ФК
Специальность: Ф и К
Курс: 2
Преподаватель:
2010г.
Содержание
Философия – это одна из древнейших форм духовной культуры и человеческого знания. Она зародилась примерно в VI в. до н.э. одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае), но своей классической формы она достигла в Древней Греции. Само слово «философия» имеет древнегреческое происхождение и означает «любовь к мудрости».
Одной из важных
проблем философии является методологическая
проблема. Метод – это система
способов, принципов, направляющих и
организующих людей в их познавательной
и практической деятельности. В отличие
от других наук философские методы
носят предельно общий
Диалектика возникла и развивалась, как противоположный метафизике способ мышления и познания. Ее особенность – это тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический же метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу.
Целью данной работы является раскрытие понятий «диалектика» и «метафизика», рассмотрение исторического развития диалектики как метода познания, а также выявление различий между диалектикой марксизма и диалектикой Г. Гегеля.
Диалектика ( от греч. «веду беседу», «рассуждаю») – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика есть такой философский метод, который рассматривает явления действительности во всеобщей связи, становлении, развитии, противоречивости.
Научному пониманию диалектики предшествовала долгая история, и само это понятие возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, которую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное, но к подобным исследованиям еще не применялось понятие «диалектика». Первоначально этим термином обозначались:
Как уже говорилось, зарождение и начало становления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду, прежде всего то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматривали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить, что уже тогда обнаруживалось разное понимание диалектики.
Так, материалист Гераклит, который стоял у истоков античной диалектики, в своем учении обращает внимание, прежде всего, на постоянное движение и изменение мира («Все течет, все изменяется»), на взаимный переход противоположностей в нем («В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется.»), то есть на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь речь идет о «диалектике понятий», о субъективной диалектике.
Таким образом,
диалектика в принципе совместима как
с материализмом, так и с идеализмом.
В первом случае она выступает
как материалистическая диалектика,
во втором – как идеалистическая
диалектика. Классический представитель
идеалистической диалектики (равно
как и диалектического
Г.Гегель разработал диалектический метод, под которым понимается теория развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, то есть становление и разрешение противоречий. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью». Причем развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей).
Противоположностью диалектики является метафизика. Метафизика – (от греч. «то, что после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового. Это - философский метод, трактуемый, как способ познания, отрицающий всеобщую связь и развитие явлений, когда они рассматриваются обособленно, статично, однозначно.
Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 трактатов Аристотеля с рассуждениями о первых причинах («первых родах сущего»), оставшихся после него в необработанном виде, которые в издании философских работ, подготовленном А. Родосским, были расположены после Аристотелевой «Физики» (φυσικά), отчего и получили своё название.
В эпоху Античности и в Средние века метафизика прежде всего рассматривала вопросы бытия. Как самостоятельный философский метод метафизика появляется у Платона. Это тип знания, восходящий от эмпирической реальности к бестелесным сущностям (идеям).
Аристотель в своей классификации наук первое место отводит науке о бытии и причинах всего сущего. Метафизика - самая ценная из наук. По Аристотелю, метафизика не средство, а цель жизни, источник наслаждения.
В Средние века метафизика рассматривалась как высшая форма рационального познания бытия, подчиненная сверхразумному знанию, данному в откровении. Средневековая метафизика дала детальную трактовку таких проблем, как отношение свободы и необходимости, природы общих понятий. В эпоху Возрождения господствует пантеистическая натурфилософия, а метафизика практически не развивается.
В Новое время метафизика выходит из границ, очерченных теологией, и делает объектом своего исследования природу, испытывая на себе большое влияние естествознания. В этот период внимание метафизики сосредоточено в основном на вопросах гносеологии. Развитие этой науки связано с именами Декарта, Спинозы, Лейбница. В эпоху Просвещения метафизика подвергается критике со стороны механистического материализма. Кант критиковал догматичность метафизики прошлого. Гегель же противопоставил метафизику и диалектику как два противоположных метода. Во второй половине XIX века появляется отрицательное отношение к этой науке. Рождаются такие течения, как антиметафизика: волюнтаризм Шопенгауэра, религиозный иррационализм Кьеркегора, материалистический антропологизм Фейербаха. С критикой метафизики выступали позитивизм и неокантианство. В этот период отстаивают метафизику, пожалуй только неотомисты.
Но вскоре ситуация меняется: метафизика опять начинает развиваться, о ее важности говорят философы различных школ и течений, за исключением только крайних позитивистов.
В русской философии (например, в работах Соловьева) метафизика рассматривается как всеединство, возможность выхода в запредельные сферы. В современной философии метафизика – это двусторонняя связь, передача духовных ценностей в другие сферы знаний и наоборот.
В историческом развитии диалектики выделяют три этапа:
1) Диалектика античности (наиболее яркий представитель — Гераклит и досократики);
2) Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII — первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель);
3) Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы Э. Ильенков, Вазюлин В. А., Готт В. С. и др.)
Диалектика Античности подразделяется на: диалектику объективную и субъективную. Ярким представителем объективной диалектики является Гераклит из Эфеса (540-480 до н.э.). У Гераклита диалектика стала предметом самостоятельного размышления. Гераклит открыл основу всего сущего в огне, который определяет космическую целостность всего мира. Вещи, согласно ему, образуются различными сочетаниями огня, каждое из которых имеет свою собственную меру.
Но то, что для чувства выступает как огненная стихия, то для постигающего суть ума есть логос – всеобщий закон мироздания = «огнелогос». Главный же закон – тождество и борьба противоположностей. На основе этого закона происходит развитие мира и устанавливается его гармония («panta rei..»), т.е. мир таков, каким его определяет логос.
В конце VI в. до н.э. возникает школа элеатов, с которой связано рождение идеи бытия как собственно философского понятия. В центре внимания виднейшего представителя этой школы, Парменида – вопрос об отношении бытия и небытия, бытия и мышления. Он впервые прибег к доказательству философского тезиса: «Небытия не существует, ибо его невозможно ни познать, ни словом выразить». Как следствие, бытие несотворимо, вечно, неделимо и неподвижно. Это, согласно Пармениду, мы можем постичь только при помощи разума, чувственно же воспринимаемый мир – только иллюзия, мнение субъекта.
Другим древнегреческим философом, затрагивающим ряд диалектических проблем, был Зенон Элейский, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Он посвятил своё творчество доказательству исходного тезиса своего учителя в ходе диалога, спора (начала субъективной диалектики). По Зенону выходило, что движения нет, но не в чувственном, а в мыслимом мире. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики». Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве.
На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее, в диалогах «Софист» и «Парменид» он обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики.
Элементы диалектического мышления можно найти в философских учениях многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все это была стихийная диалектика.
В утверждении диалектического взгляда на мир большую роль сыграла идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля – создателя систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Для него диалектика есть такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика есть, согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…». Исходя из тождества субъекта и объекта, Гегель основой всей действительности в природе и обществе считал безличный мировой дух – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность духа заключается в мышлении, а цель – в самопознании.
В процессе самопознания мировой дух, по Гегелю, проходит три ступени:
1)ступень логики: пребывание мирового духа в стихии чистого мышления, когда он раскрывает богатство своего содержания в системе законов и категорий диалектики по принципу триады: тезис – антитезис – синтез. Это – пребывание мирового духа в форме субъекта.
2) ступень природы, когда происходит отчуждение духа, т.е. его переход в иную, чуждую ему форму бытия, когда он существует в виде явлений природы, объекта. Природа есть отпечаток развивающихся идей – идеи пространства, времени, движения…Выражением высшей идеи на этой ступени становится человек.