Диалектика и метафизика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:32, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятий «диалектика» и «метафизика», рассмотрение исторического развития диалектики как метода познания, а также выявление различий между диалектикой марксизма и диалектикой Г. Гегеля.

Содержание работы

I. Введение……………………………………………………………………3
II. Понятие диалектики и метафизики …………………………...………4 –6
III. Историческое развитие диалектики как метода познания……….…7–9
IV. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г.Гегеля……….10 –12
V. Заключение………………………………………………………………..13
VI. Список использованной литературы…………………………………….14

Файлы: 1 файл

контрольная по философии.docx

— 39.37 Кб (Скачать файл)

3) ступень духа, когда происходит снятие отчуждения и из природы вновь вырывается дух в виде сознания и самосознания людей, форм их духовной культуры. Через формы человеческой культуры мировой дух постигает сам себя, как бы возвращается к самому себе, но уже как к тождеству субъекта и объекта.

Развитие  мирового духа совершается, по Гегелю, в соответствии с тремя основными законами диалектики:

▪ закон  единства и борьбы противоположностей – раскрывает главный источник, причину развития;

▪ закон  взаимного перехода количественных и качественных изменений – характеризует  механизм, форму развития;

▪ закон  отрицания  - раскрывает направленность, тенденцию развития.

Таким образом, основу теории развития, по Гегелю, составляет диалектика как логика восходящего  движения мирового духа (логика идей), который предписывает свои законы объективному миру и человеческому мышлению.

Понятие диалектики в своих произведениях  использовали Карл Маркс и Фридрих  Энгельс, которые перевели её в материалистическую плоскость (диалектический материализм). Теоретическими источниками философии диалектического материализма явились критически переработанные диалектика Гегеля (у него она носила идеалистический характер) и антропологический материализм Фейербаха. Развивая учение диалектического материализма, Маркс и Энгельс исходили из принципа материальности мира, его материального единства, его познаваемости и диалектического принципа развития. Напомним, что в рамках этого учения Ф.Энгельс характеризует основной вопрос философии как вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Этот вопрос имеет две стороны: 1)что первично: материя или сознание?2)познаваем ли мир?

Согласно  решению первой стороны основного  вопроса философии, диалектический материализм (название проистекает  из двух исходных принципов марксистской философии – диалектики и материализма) трактует бытие (в широком смысле) как вечно существующий, непреходящий мир, включая и материальные, и  духовные явления, всё сущее. В узком  же смысле бытие определяется как  материя, которая несотворима и  неуничтожима. А сознание есть отражение  материального мира (в форме понятий, идей, чувств и т. д.) и вторично по отношению к нему. Энгельс указывает: поскольку материализм исторически  менялся, менялось и представление  о материи.

Материя, согласно учению диалектического материализма, находится в вечном и непрерывном  движении, которое существует, по Энгельсу, в таких основных формах, как: механическая, физическая, химическая, биологическая  и социальная. Одним из проявлений движения материальных систем выступает  развитие. При этом движение и развитие материальных явлений происходит во времени и пространстве, т.е. диалектический материализм исходит из представления  об объективном единстве материи, движения, пространства и времени.

Основу и  движущую силу познания составляет, согласно марксистскому учению, общественная практика. Она же выступает как  критерий истины.

 

 

  1. Отличие диалектики марксизма от диалектики Г.Гегеля

 

Для марксистской диалектики характерным является объективность  рассмотрения явлений, стремление постичь  вещь саму по себе, как она есть, в  совокупности ее многообразных отношений  к другим вещам. Наиболее ярко это  проявляется в учении об объективной и субъективной диалектике.

Объективная диалектика — это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

Субъективная же диалектика, или диалектическое мышление — это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

Субъективная  диалектика, следовательно, вторична, объективная — первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит  от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с  ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.

В основе же философских воззрений Гегеля весь мир – грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное  начало, выступающее основой и  субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема этого  безличного идеального начала носит  у Гегеля название абсолютной идеи. Все, что существует на свете, - лишь ее бледное отражение, следствие  и результат ее активности.

Если  в материалистической диалектике материальный мир – первичен, то в диалектике Гегеля природа и человек выступают  внешней оболочкой идеи.

Диалектика  рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. В материалистической диалектике сам процесс развития рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты — революции. Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих предметам и явлениям.

Философия Гегеля также утверждает, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а  поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается  переход количественных изменений  в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть «корень всякого  движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения. В  философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов. Однако гегелевская философия  проникнута противоречием. Метод, разработанный  Гегелем, направлен на бесконечность  познания. Поскольку же объективной  основой его является абсолютный дух, а целью – самопознание этого  абсолютного духа, постольку познание конечно, ограниченно, то есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью – самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля.

Важнейшим принципом диалектики является принцип  всеобщей связи. Окружающий нас мир  состоит не только из развивающихся  материальных образований, но и из взаимосвязанных  предметов, явлений, процессов. Современная  наука располагает многочисленными  данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений  и предметов действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы. Взаимосвязь  атомов, дает молекулы, молекулы образуют макротела и так до галактик и метагалактик.

Таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленность  предметов и явлений составляет существенную особенность материального  мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны  и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.

Диалектика  изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые  имеют место во всех областях материального  и духовного мира. Отражая эти  связи в своем сознании, человек  открывает законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих законов составляет непременное  условие практической преобразующей  деятельности, творчества.

К принципам  диалектики относятся еще и принцип  детерминизма, то есть всеобщей причинной обусловленности явлений, принцип объективности рассмотрения, конкретности истины и другие.

Принципы  диалектики могут быть выражены и  конкретизированы только через ее основные понятия — категории и законы.

Впервые принципы диалектической логики в систематизированном  виде разработал Г.Гегель, развив учение о законах и категориях диалектики. Гегель, усматривая в жизни природы  и человека силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории  суть объективные формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или  «мировой дух». Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновению  и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании.

Оригинальность  гегелевской мысли заключается  в том, что категории мышления не просто выстроились в определенном системном порядке, но и пришли в  движение, стали взаиморефлексирующими, порождающими и обуславливающими друг друга. Иными словами, Гегель демонстрирует  саморазвивающуюся систему понятий, поднимающихся от простого, абстрактного, безличного к конкретному, сложному, содержательному исключительно  за счет собственных возможностей, то есть силою логики, мысли, духа. Двигательную же силу понятиям придают все те же диалектические принципы: внутренней противоречивости, отрицательности, всеобщей взаимосвязи и т.д.

Фундаментальными  законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного  перехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания.

Если  законы диалектики раскрывают в основном процесс развития, то взаимосвязь  явлений и предметов действительности выражается с помощью категорий. К ним относятся: единичное и  общее, явление и сущность, часть  и целое, форма и содержание, элементы и структура, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность  и действительность.

Логика  же Гегеля начинается с категории  «чистого бытия» - самой бедной содержательно, предельно абстрактной и неопределенной категории. Ведь о «чистом бытии» в принципе ничего нельзя сказать, кроме  того, что оно есть, существует. Неопределенность и бессодержательность этой категории  позволяют приравнять ее к другой не менее абстрактной категории  – «ничто». «Ничто» отрицает «чистое  бытие вообще». Постоянный же переход  чистого бытия в ничто, и наоборот, есть «становление», третья категория, выражающая синтез «чистого бытия» и  «ничто». Внутри «становления» уже  заложено противоречие, поскольку оно  может быть как разрушительным (переход  от бытия к ничто), так и созидательным (переход от ничто к бытию). Поэтому  «становление» разделяется на категории  «уничтожение» и «возникновение», которые, в свою очередь, порождают  категорию «наличное бытие». Это  уже бытие с некоторой степенью определенности, и, следовательно, мы имеем  дело с категорией «качества», «тождественной с бытием определенностью». Качественная характеристика бытия неизбежно  тянет за собой «количество», а  их противоречивое единство дает категорию  «мера» (то есть некоторые пределы, внутри которых изменение количества не ведет к смене качества).

Таким образом  строится гегелевская система категорий  диалектики, которые, по его мнению, существуют объективно, составляя некий  духовный каркас или, точнее, русло  развития мироздания в целом, а также  культуры человечества. В понятиях у Гегеля как бы изначально присутствует конкретное содержание всех вещей и  процессов нашего мира, в существовании  которого понятия лишь проявляются, обнаруживаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение

 

В философии  существует два противоположных  метода познания: диалектика и метафизика. В эпоху Античности диалектика понималась как искусство вести беседу, рассуждать и находить истину в споре. Но с  наступлением Нового времени, это понятие  приобрело и другое значение, диалектика стала пониматься как учение о развитии не только человеческой мысли, но также природы и общества.

Антиподом диалектики является метафизика. Этот метод познания заключается в подходе к явлениям действительности без учета их всеобщей взаимосвязи, как существующих отдельно одно от другого. А также без учета их развития и существующих противоречий. В итоге метафизики рассматривают явления как неизменяющиеся и не порождающие ничего нового. 

Однако, несмотря на все, диалектика и  метафизика находятся во взаимной связи друг с другом и представляют собой систему, которая и является общей методологией познания, мира и человека.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список использованной литературы

 

  1. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. 1-3 изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998.
  2. Философия: Монография/ Спиркин А.Г.  – М.: Гардарики, 2001
  3. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004.
  4. Философский энциклопедический словарь. – 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с.
  5. http://ru.wikipedia.org
  6. http://www.philosophy.ru

 

 


Информация о работе Диалектика и метафизика