Диалектика взаимодействия личности и коллектива в советской педагогике
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 13:18, реферат
Описание работы
Цель данной работы: проанализировать диалектику взаимодействия личности и коллектива советской педагогики (на примере С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского). Задачи работы: 1. Рассмотреть учение о коллективе в советской педагогике; 2. Изучить диалектику взаимодействия личности и коллектива в советской педагогике; 3. Рассмотреть коллективное воспитание А.С.Макаренко;
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………….3 Учение о коллективе в советской педагогике…………………………………4 Диалектика взаимодействия личности и коллектива в советской педагогике..7 Коллективное воспитание А.С.Макаренко……………………………………7 «Мудрая власть коллектива» по В.А.Сухомлинскому………………………11 Педагогические взгляды и деятельность С.Т.Шацкого……………………..13 Заключение……………………………………………………………………...15 Список использованной литературы…………………………………………..17
«Мудрая власть коллектива»
по В.А.Сухомлинскому………………………11
Педагогические взгляды
и деятельность С.Т.Шацкого……………………..13
Заключение……………………………………………………………………...15
Список использованной литературы…………………………………………..17
Введение
Вопрос о воспитании молодого
поколения в духе коллективизма был ведущим,
коренным вопросом советской педагогики
с первых же дней ее существования. Принципом
советской системы воспитания было: «Воспитание
в коллективе и через коллектив».
Бурному росту и подъёму коллективное
воспитание было обязано большому количеству
беспризорных детей, чьи родители погибли
в результате затяжной гражданской войны,
а также детей - сирот, и поэтому встала
острая необходимость создания учреждений
для беспризорников. Столкнувшись с такой
ситуацией, советской школе предстояло
строить свою работу с детьми на принципиально
новых, коллективистических началах. Так
как в этих условиях школа становилась
не просто местом, где получают знания,
как это было ранее, но и местом для воспитания
детей, которые были лишены родителей.
Педагоги-практики не заставили
себя ждать, поэтому, практически на всём
протяжении истории советского государства
возникали яркие лица, которые сыграли
ключевую роль в развитии идей коллективного
воспитания: С.Т.Шацкий, В.Н.Сорока-Ростовский,
Ф.Г.Мелихов, М.А.Погребенский, А.С.Макаренко,
В.А.Сухомлинский, И.П.Иванов и т.д. Все
они доказали свои идеи не только на бумаге,
но и на практике.
Цель данной работы: проанализировать
диалектику взаимодействия личности и
коллектива советской педагогики (на примере
С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского).
Задачи работы:
Рассмотреть учение о коллективе
в советской педагогике;
Изучить диалектику взаимодействия личности и коллектива в советской педагогике;
Рассмотреть педагогические взгляды и деятельность С.Т.Шацкого.
Учение о коллективе
в советской педагогике
Можно утверждать, что в советской
педагогике разрабатывались такие проблемы
воспитания, которые были характерны только
для нашей страны, для нашей науки и практики.
К таким областям педагогической науки,
безусловно, относится учение о коллективе.
Широко известны имена ученых, создавших,
развивающих, реализующих теорию и практику
воспитания коллектива и личности в коллективе.
Станислав Теофилович Шацкий
– педагог, организатор системы внешкольного
образования, основанной на уважении к
личности ребёнка и направленной на воспитание
детей в духе коллективизма, развития
их творческих способностей. В своих учреждениях
Шацкий вёл поиск новых форм и методов
воспитательной работы, организовывал
мастерские, клубные занятия.
Принципиально новая идея Шацкого
заключалась в том, что он не просто выделял
ключевые позиции воспитательного процесса,
а определял взаимосвязи как между его
участниками, так и между отдельными элементами,
к которым относил умственный и физический
труд, искусство, игру. Шацкий подчёркивал,
что нарушение связи между компонентами
воспитания личности приводит к одностороннему
развитию ребёнка.
Организующим ядром школьной
жизни Шацкий считал эстетическое воспитание,
которое охватывает весь мир прекрасного
(музыку, живопись, театр, прикладное искусство
и т. д.) и в единстве с трудовым воспитанием
выступает катализатором творческих потенций
личности и коллектива.
Антон Семенович Макаренко
– один из виднейших отечественных педагогов,
всю свою научную деятельность связывал
с воспитательной практикой. Макаренко
смог разработать систему воспитания,
которая могла отвечать задачам строительства
нового общества. Он создал теорию воспитательного
коллектива как формы педагогического
процесса, в котором формируются присущие
объединению людей нормы, стиль жизни,
отношения. Макаренко разработал вопросы
строения и организации коллектива, методов
воспитания в нем, методику формирования
сознательной дисциплины, создания воспитывающих
традиций. Неотделимая часть коллективного
воспитания – индивидуальный подход.
Его педагогические находки:
разновозрастные отряды, советы командиров,
самоуправление, создание мажорного оптимистического
тона в жизни коллектива и другие, которые
имеют свое значение до сих пор. «... в краткой
формуле сущность моего педагогического
опыта можно сформулировать так: как можно
больше требовательности к человеку и
как можно больше уважения к нему», – писал
Макаренко.
Василий Александрович Сухомлинский,
является крупнейшим педагогом нашего
столетия, его педагогические работы переведены
на 40 языков народов мира, он рассматривал
практически все аспекты теории и практики
воспитания, дидактики и школоведения.
Талантливый практик и теоретик,
он всю жизнь проработал в сельской школе.
Основное внимание Сухомлинский уделял
воспитанию у подрастающего поколения
гражданственности. Он продолжил развитие
учения о воспитательном процессе в коллективе,
разработал методику работы с отдельным
учеником в коллективе. Сухомлинский вводит
новое понятие «коллективная духовная
жизнь», «интеллектуальный фон класса».
Взаимодействие разнообразных интересов
и увлечений, обмен духовными приобретениями,
знаниями повышает «интеллектуальный
фон», повышает общий уровень развития
детей, вызывает стремление больше узнать
и тем самым помогает в главном – в учении,
а ведь учение – главный совместный труд
в школьном коллективе.
Воспитание в коллективе –
один из основных принципов советской
системы воспитания, коллектив – главнейшая
форма воспитательной работы, единственный
и главный инструмент воспитания.
«Достойной нашей эпохи и нашей
революции организационной задачей, –
утверждал Макаренко, – может быть только
создание метода, который, будучи общим
и единым, в то же время дает возможность
каждой отдельной личности развивать
свои особенности, сохранять свою индивидуальность».
Знание же психологии детской
души, каждого отдельного человека, указывал
Макаренко, только поможет приложить метод
наиболее удобно в одном случае, несколько
отлично в другом. В этих словах А.С.Макаренко
раскрывается значение и сущность индивидуального
воспитания. «Индивидуальный подход к
ребенку заключается в том, чтобы применительно
к его индивидуальным особенностям сделать
его преданным и достойным членом своего
коллектива, гражданином Советского государства».
Только в коллективном воспитании
индивидуальный подход не связан с риском
воспитать индивидуалистов. Организуя
коллектив так, чтобы у каждого его члена
воспитывались реальные качества личности,
мы создадим условия, при которых индивидуальный
подход будет действовать, по словам Макаренко,
значительно сильнее, красивее и целесообразнее.
В связи с вопросом о коллективе,
который является кардинальным в советской
педагогике, неизменно встает и вопрос
о создании правильного коллектива, правильного
влияния коллектива на личность.
При воздействии на личность
коллектив использует общественное мнение,
которое выступает как инструмент формирования
личности ребёнка. Макаренко придерживался,
как и многие современные педагоги того,
что, общественное мнение одно из наиболее
эффективных средств в воспитании личности.
Он считал, что в каждый момент нашего
воздействия на личность эти воздействия
обязательно должны быть воздействием
на коллектив. И наоборот, каждое наше
прикосновение к коллективу обязательно
будет и воспитанием каждой личности,
входящей в коллектив.
Опыт творческого развития
личности в коллективе принципиально
важен и для современной педагогической
науки.
Диалектика взаимодействия
личности и коллектива в советской педагогике
Важной проблемой педагогической
теории и практики советского периода
были организация и воспитание детского
коллектива. Вопросы формирования детского
коллектива и творческой целеустремленной
личности разрабатывались в трудах практически
всех крупных ученых-педагогов того времени.
Коллективное воспитание
А.С. Макаренко
Самым известным теоретиком,
разработавшим модель «воспитательного
коллектива» стал А.С.Макаренко.
В 20-30-е гг. руководил трудовой
колонией для несовершеннолетних правонарушителей
близ Полтавы и трудовой детской коммуной
им. Ф.Э.Дзержинского в пригороде Харькова.
Макаренко осуществил беспримерный
в педагогической практике опыт массового
перевоспитания детей-правонарушителей.
Внёс большой вклад в теорию и практику
коммунистического воспитания, показал
огромные возможности целенаправленного
воспитательного воздействия.
Макаренко разработал теорию
воспитания в коллективе через коллективную
методику целесообразного в зависимости
от конкретных условий организационного
строения коллектива воспитанников, взаимоотношения
личности и коллектива, самоуправления,
дисциплинирования, формирования обществ,
мнения как регулятора отношений в коллективе,
непрерывного выдвижения перспектив перед
ним, укрепления и развития традиций и
др.
Сущность своего педагогического
опыта Макаренко определял принципом
«как можно больше требования к человеку
и как можно больше уважения к нему». Умея
видеть в каждом человеке его особенности,
индивидуальность, Макаренко вместе с
тем считал, что личность человека нельзя
мыслить вне общества, отдельно от общества.
Он рассматривал личность и общество в
их диалектическом единстве. Только в
нашем, социалистическом обществе, писал
Макаренко, созданы все условия для расцвета
творческих сил личности.
Исходя из этого положения,
Макаренко исключительно большое место
в своей педагогической системе уделил
проблеме воспитания в коллективе и через
коллектив.
Учение А.С.Макаренко содержит
подробную технологию поэтапного формирования
коллектива. Он сформулировал закон жизни
коллектива: движение – форма жизни коллектива,
остановка – форма его смерти; определил
принципы развития коллектива (гласности,
ответственной зависимости, перспективных
линий, параллельного действия); вычленил
этапы (стадии) развития коллектива.
Чтобы стать коллективом, группа
должна пройти нелегкий путь качественных
преобразований. На этом пути А.С. Макаренко
выделяет несколько стадий (этапов).
Первая стадия (педагог как
субъект управления) – становление коллектива.
В это время коллектив выступает, прежде
всего, как цель воспитательных усилий
педагога, стремящегося организационно
оформленную группу превратить в коллектив.
Первая стадия считается завершенной,
когда в коллективе выделился и заработал
актив, воспитанники сплотились на основе
общей цели, общей деятельности и общей
организаций.
На второй стадии усиливается
влияние актива. Теперь уже актив не только
поддерживает требования педагога, но
и сам предъявляет их к членам коллектива.
Таким образом, на второй стадии развития
коллектив уже выступает как инструмент
целенаправленного воспитания определенных
качеств личности. Практически только
теперь коллектив достигает определенного
уровня своего развития как субъект воспитания,
в результате чего и становится возможным
целенаправленно использовать его в целях
индивидуального развития каждого отдельного
ученика. В общей атмосфере доброжелательности
по отношению к каждому члену коллектива,
высокого уровня педагогического руководства,
стимулирующего положительные стороны
личности, коллектив становится средством
развития социально важных качеств личности.
Развитие коллектива на этой
стадии связано с преодолением противоречий:
между коллективом и отдельными учениками,
опережающими в своём развитии требования
коллектива или, наоборот, отстающими
от этих требований; между общими и индивидуальными
перспективами; между нормами поведения
коллектива и нормами, стихийно складывающимися
в классе; между отдельными группами учеников
с различными ценностными ориентациями
и т. д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны
скачки, остановки, движения вспять.
Третья и последующие стадии
характеризуют расцвет коллектива. Они
отличаются рядом особых качеств, достигнутых
на предыдущих этапах развития. На данной
стадии коллектив превращается в инструмент
индивидуального развития каждого из
его членов. Общий опыт, одинаковые оценки
событий – основной признак и наиболее
характерная черта коллектива на третьей
стадии.
Макаренко считал, что воздействовать
на отдельную личность можно, действуя
на коллектив, членом которого является
эта личность. Это положение он назвал
«Принципом параллельного действия».
В этом принципе реализуется требование
коллектива – «один за всех и все за одного».
«Принцип параллельного действия» не
исключает применения «принципа индивидуального
действия» – прямого, непосредственного
воздействия педагога на отдельного воспитанника.
Одним из важнейших законов
коллектива Макаренко считал «закон движения
коллектива». Если коллектив достиг поставленной
цели, а новых перспектив перед собой не
поставил, наступает самоуспокоение, нет
больше стремлений, воодушевляющих участников
коллектива, нет у него будущего. Развитие
коллектива останавливается. Коллектив
всегда должен жить напряжённой жизнью,
стремление к определённой цели.