Диалектика взаимодействия личности и коллектива в советской педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 13:18, реферат

Описание работы

Цель данной работы: проанализировать диалектику взаимодействия личности и коллектива советской педагогики (на примере С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского).
Задачи работы:
1. Рассмотреть учение о коллективе в советской педагогике;
2. Изучить диалектику взаимодействия личности и коллектива в советской педагогике;
3. Рассмотреть коллективное воспитание А.С.Макаренко;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Учение о коллективе в советской педагогике…………………………………4
Диалектика взаимодействия личности и коллектива в советской педагогике..7
Коллективное воспитание А.С.Макаренко……………………………………7
«Мудрая власть коллектива» по В.А.Сухомлинскому………………………11
Педагогические взгляды и деятельность С.Т.Шацкого……………………..13
Заключение……………………………………………………………………...15
Список использованной литературы…………………………………………..17

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 31.85 Кб (Скачать файл)

Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперёд. Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определённой целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, даёт глубокое удовлетворение.

На основе своей модели воспитания в коллективе и через коллектив великий педагог создал метод, который дает каждой личности возможность развивать способности и сохранять свою индивидуальность.

 «Мудрая власть  коллектива» по В.А. Сухомлинскому

Для Сухомлинского детский коллектив – сообщество детей, в котором есть идейная общность, интеллектуальная общность, эмоциональная общность, организационная общность.

В начале 60-х гг. центральной для Сухомлинского стала проблема коммунистического воспитания школьников, в которой автор видел средство формирования «мыслящих личностей» (а не беспрекословно выполняющих партийные команды людей). Это предусматривало отказ от абсолютизации подчинения и контроля со стороны коллектива, которые противоречили принципу свободы личности, препятствовали духовному и нравственному совершенствованию человека. В противовес нивелирующим тенденциям авторитарного воспитания Сухомлинский утверждал гуманистическую педагогику, возвышающую человека над коллективом, апеллирующую к совести, основой воспитания считающую проблему человечности.

Коллектив, по мнению В.А.Сухомлинского должен являться авторитетом для ребёнка, ибо, если он в нём ничего не находил для своей духовной жизни и не приобщался к высшим интересам, он для него переставал быть таковым.

Рассматривая коллектив, как воспитывающую силу, при этом он отмечает: «Коллектив становится воспитывающей силой лишь в том случае, если он одухотворен моральным богатством, интеллектуальной многогранностью, житейской мудростью, коммунистической убеждённостью руководителя школы – директора». При этом он подчёркивает, «чтобы руководить коллективом и давать правильное направление его деятельности, руководитель школы и все воспитатели обязаны хорошо знать психические, духовные, интеллектуальные особенности каждого ребёнка».

Большое значение Сухомлинский уделял духовному обогащению ребёнка. И имея такие взгляды на воспитание, он предлагал строить «всю систему взаимоотношений в ученическом коллективе так, чтобы преобладающая часть усилий каждого воспитанника была направлена на заботу о других людях: о товарищах, о родителях, обо всех тех, кто нуждается в помощи и поддержке».

Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника – к общему «богатству» коллектива, а от него к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного «вклада» в общий фонд, и так до бесконечности, т.е. устанавливаются двусторонние глубокие связи.

Признавая необходимость заботы коллектива о личности, он выступал за правильное духовное взаимодействие коллектива и личности, что предполагает чуткость, тактичность, деликатность коллектива по отношению ко всему сугубо интимному. И в этих отношениях должен играть определённую роль и сам воспитатель: осторожно подходить к решению, о том можно ли посвящать коллектив в то, что воспитанник считает глубоко личным и неприкосновенным.

Также, как и Макаренко, он считал, что свобода личности выражается не в независимости человека от общества, а в гармоничном сочетании личных интересов и интересов общественных. Свобода личности подразумевает ответственность перед коллективом, которая воспитывается не словами, а делами: «Чем больше сделает коллектив для ученика, тем глубже он ощутит свою ответственность перед товарищами».

Сухомлинский рассматривал коллектив с различных сторон, поэтому он не мог не затронуть вопросы интереса личности к коллективу: «жизнь и деятельность и деятельность коллектива удовлетворяет подростка лишь при том условии, когда он находит в коллективе удовлетворение своих разносторонних интересов». А коллектив, в котором ребёнок не находит ничего для своей духовной жизни, который не приобщает его к высшим интересам, для ребёнка теряет всякий авторитет. И для удовлетворения духовной жизни ребёнка, для его активной деятельности в коллективе, он предлагал ему участвовать в нескольких коллективах, каждый из которых перед ним открывал бы что-то своё.

В целостном виде гуманистические педагогические идеи Сухомлинского воплощались в следующих принципах: доверие и уважение к детской личности; превращение учебной деятельности школьников в захватывающий, насыщенный творческими открытиями процесс; ограничение сферы влияния коллектива на личность; воспитание без наказания – признание самоценности и неповторимости каждой отдельной личности; воспитание у школьников свободы выбора.

В.А.Сухомлинский реализовал принцип заботы о каждом члене коллектива, о его здоровье, настроении и индивидуальных задатках. Воспитание любовью, уважением, разумом считал В.А.Сухомлинский главным в превращении ребёнка в полноценного члена общества и гражданина такого общества.

Павлышская школа была научной лабораторией, в которой весь педколлектив участвовал в многолетней опытно-экспериментальной деятельности. Такие инновации, апробированные здесь как «Школа под голубым небом» и «Школа радости» (для 6-летних детей), психолого-педагогические консилиумы, уроки этики и психологии семейной жизни для старшеклассников, родительская школа и др. впоследствии были внедрены в педагогическую практику.

Рассмотрев взгляды В.А. Сухомлинского, мы можем высоко оценить его справедливое понимание сущности коллектива, взаимоотношений личности и коллектива, в уважении к человеку и вере в него.

 Педагогические взгляды и деятельность С.Т. Шацкого

Основное место в педагогическом творчестве Шацкого в начале 20 в. занимала культурно-просветительная, работа с населением, и прежде всего с детьми. Шацкий сплотил группу педагогов-энтузиастов, осуществил опыт постановки внешкольной работы, основанной на уважении к личности ребёнка и направленной на воспитание детей в духе коллективизма, развития их творческих способностей. В своих учреждениях Шацкий вёл поиск новых форм и методов воспитательной работы, организовывал мастерские, клубные занятия.

После 1917 года Шацкий развернул теоретическую и опытно-экспериментальную работу по созданию школы нового типа. Организовал на базе педколлектива Первой опытной станции научную школу.

Станция была комплексом, состоящим из педагогических учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений для детей и культпросвет организаций для взрослых, где на основе единой исследовательской программы разрабатывались и на практике проверялись формы и методы воспитания. В основу концепции Шацкого легла идея организации «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде.

По Шацкому, материальную, дисциплинирующую и опытную канву воспитания составляет физический труд, организует жизнь детей деловое самоуправление, эстетические чувства формируют искусство, а также игра, задающая бодрый тон детской деятельности, направляет же общую жизнь и дух исследования работа ума. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом он считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей.

Шацкий основное внимание уделял развитию детской самодеятельности, считал необходимым всячески поддерживать инициативу и творческую активность ребят.

Шацкий много внимания уделил проблемам воспитания детей в коллективе, в процессе трудовой деятельности. По его мнению, посильный и разумно организованный физический труд способствует организации детской жизни, дает возможность для развития самоуправления. Но при этом он подчеркивал, что жизнь детей должна быть пронизана эстетическими чувствами, положительными эмоциями. В ней должно быть много места для игры и художественной деятельности. Шацкий говорил о необходимости гармонизации всех сфер школьной жизни, где учеба сочеталась бы со свободными занятиями по интересам, где интеллектуальный труд дополнялся бы практической деятельностью детей в разных художественных, спортивных, технических кружках и клубах. Занятия искусством он ставил в центр своей системы, т. к. считал, что через них возможно комплексное воздействие на личность, одновременное развитие ее познавательных и эмоциональных качеств. Решение этой задачи он ставил в зависимость от перехода от нормативной педагогики к демократической.

Педагогический талант Шацкого многообразен. Он внес вклад в теорию и методику внешкольного образования детей разного возраста, а также в развитие детского коллектива, политехнического обучения, социальной и дошкольной педагогики.

Заключение

Таким образом, проблемы воспитательного влияния коллектива, организации коллективной деятельности, поиски и совершенствование форм деятельности, как своеобразное формотворчество – все это может быть оценено как золотой фонд педагогики, ее теории и практики.

Анализ литературы и наблюдение за деятельностью ученических коллективов в современной школе, убеждают нас в том, что коллективная модель воспитания ещё далеко не изжила себя, и может быть применима на практике.

Однако, это не застывшее раз и навсегда данное наследие прошлого, а живой, создаваемый в равных условиях общественного развития итог и результат педагогических поисков, сочетание бесспорных, вечных истин и преходящих, определяемых данной, конкретной ситуацией педагогических идей, утверждений, советов и раздумий.

Перспектива сегодняшнего и завтрашнего развития идеи воспитания в коллективе зависит от правильной оценки всего того, что было накоплено в прошлом, в том числе и в советский период, развития педагогической науки и воспитательной практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Бородин Ю.Ю. Принципы  воспитания в трудах выдающихся  педагогов  / Ю.Ю.Бородин. - М., 2005.

2. Павлова М.П. Педагогические  воззрения А.С.Макаренко. -

3. Трудрезервиздат / М.П.Павлова. - М., 1956.

4. Радина К.С. Учение о коллективе: прошлое и настоящее / К.С.Радина // Развитие личности. - М., 2000. - №1. - С.53-57.

5. Сухомлинский В.А. Методика  воспитания коллектива / В.А.Сухомлинский. - М., 1981.

6. Сухомлинский В.А. Мудрая  власть коллектива / В.А.Сухомлинский. - М., 1975.

 

 


Информация о работе Диалектика взаимодействия личности и коллектива в советской педагогике