Диалектика взаимодействия личности и коллектива в советской педагогике
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 13:18, реферат
Описание работы
Цель данной работы: проанализировать диалектику взаимодействия личности и коллектива советской педагогики (на примере С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского). Задачи работы: 1. Рассмотреть учение о коллективе в советской педагогике; 2. Изучить диалектику взаимодействия личности и коллектива в советской педагогике; 3. Рассмотреть коллективное воспитание А.С.Макаренко;
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………….3 Учение о коллективе в советской педагогике…………………………………4 Диалектика взаимодействия личности и коллектива в советской педагогике..7 Коллективное воспитание А.С.Макаренко……………………………………7 «Мудрая власть коллектива» по В.А.Сухомлинскому………………………11 Педагогические взгляды и деятельность С.Т.Шацкого……………………..13 Заключение……………………………………………………………………...15 Список использованной литературы…………………………………………..17
Развитие детского коллектива,
по Макаренко, должно происходить постоянно;
оно должно направляться педагогическим
коллективом, который творчески ищет наиболее
эффективные пути для его движения вперёд.
Педагог должен уметь увлечь весь коллектив
воспитанников и каждого из его участников
определённой целью, достижение которой,
требующее усилий, труда, борьбы, даёт
глубокое удовлетворение.
На основе своей модели воспитания
в коллективе и через коллектив великий
педагог создал метод, который дает каждой
личности возможность развивать способности
и сохранять свою индивидуальность.
«Мудрая власть
коллектива» по В.А. Сухомлинскому
Для Сухомлинского детский
коллектив – сообщество детей, в котором
есть идейная общность, интеллектуальная
общность, эмоциональная общность, организационная
общность.
В начале 60-х гг. центральной
для Сухомлинского стала проблема коммунистического
воспитания школьников, в которой автор
видел средство формирования «мыслящих
личностей» (а не беспрекословно выполняющих
партийные команды людей). Это предусматривало
отказ от абсолютизации подчинения и контроля
со стороны коллектива, которые противоречили
принципу свободы личности, препятствовали
духовному и нравственному совершенствованию
человека. В противовес нивелирующим тенденциям
авторитарного воспитания Сухомлинский
утверждал гуманистическую педагогику,
возвышающую человека над коллективом,
апеллирующую к совести, основой воспитания
считающую проблему человечности.
Коллектив, по мнению В.А.Сухомлинского
должен являться авторитетом для ребёнка,
ибо, если он в нём ничего не находил для
своей духовной жизни и не приобщался
к высшим интересам, он для него переставал
быть таковым.
Рассматривая коллектив, как
воспитывающую силу, при этом он отмечает:
«Коллектив становится воспитывающей
силой лишь в том случае, если он одухотворен
моральным богатством, интеллектуальной
многогранностью, житейской мудростью,
коммунистической убеждённостью руководителя
школы – директора». При этом он подчёркивает,
«чтобы руководить коллективом и давать
правильное направление его деятельности,
руководитель школы и все воспитатели
обязаны хорошо знать психические, духовные,
интеллектуальные особенности каждого
ребёнка».
Большое значение Сухомлинский
уделял духовному обогащению ребёнка.
И имея такие взгляды на воспитание, он
предлагал строить «всю систему взаимоотношений
в ученическом коллективе так, чтобы преобладающая
часть усилий каждого воспитанника была
направлена на заботу о других людях: о
товарищах, о родителях, обо всех тех, кто
нуждается в помощи и поддержке».
Путь к богатству духовной жизни
коллектива сложен: от индивидуального
вклада каждого воспитанника – к общему
«богатству» коллектива, а от него к влиянию
на индивида и вновь к увеличению частного
«вклада» в общий фонд, и так до бесконечности,
т.е. устанавливаются двусторонние глубокие
связи.
Признавая необходимость заботы
коллектива о личности, он выступал за
правильное духовное взаимодействие коллектива
и личности, что предполагает чуткость,
тактичность, деликатность коллектива
по отношению ко всему сугубо интимному.
И в этих отношениях должен играть определённую
роль и сам воспитатель: осторожно подходить
к решению, о том можно ли посвящать коллектив
в то, что воспитанник считает глубоко
личным и неприкосновенным.
Также, как и Макаренко, он считал,
что свобода личности выражается не в
независимости человека от общества, а
в гармоничном сочетании личных интересов
и интересов общественных. Свобода личности
подразумевает ответственность перед
коллективом, которая воспитывается не
словами, а делами: «Чем больше сделает
коллектив для ученика, тем глубже он ощутит
свою ответственность перед товарищами».
Сухомлинский рассматривал
коллектив с различных сторон, поэтому
он не мог не затронуть вопросы интереса
личности к коллективу: «жизнь и деятельность
и деятельность коллектива удовлетворяет
подростка лишь при том условии, когда
он находит в коллективе удовлетворение
своих разносторонних интересов». А коллектив,
в котором ребёнок не находит ничего для
своей духовной жизни, который не приобщает
его к высшим интересам, для ребёнка теряет
всякий авторитет. И для удовлетворения
духовной жизни ребёнка, для его активной
деятельности в коллективе, он предлагал
ему участвовать в нескольких коллективах,
каждый из которых перед ним открывал
бы что-то своё.
В целостном виде гуманистические
педагогические идеи Сухомлинского воплощались
в следующих принципах: доверие и уважение
к детской личности; превращение учебной
деятельности школьников в захватывающий,
насыщенный творческими открытиями процесс;
ограничение сферы влияния коллектива
на личность; воспитание без наказания
– признание самоценности и неповторимости
каждой отдельной личности; воспитание
у школьников свободы выбора.
В.А.Сухомлинский реализовал
принцип заботы о каждом члене коллектива,
о его здоровье, настроении и индивидуальных
задатках. Воспитание любовью, уважением,
разумом считал В.А.Сухомлинский главным
в превращении ребёнка в полноценного
члена общества и гражданина такого общества.
Павлышская школа была научной
лабораторией, в которой весь педколлектив
участвовал в многолетней опытно-экспериментальной
деятельности. Такие инновации, апробированные
здесь как «Школа под голубым небом» и
«Школа радости» (для 6-летних детей), психолого-педагогические
консилиумы, уроки этики и психологии
семейной жизни для старшеклассников,
родительская школа и др. впоследствии
были внедрены в педагогическую практику.
Рассмотрев взгляды В.А. Сухомлинского,
мы можем высоко оценить его справедливое
понимание сущности коллектива, взаимоотношений
личности и коллектива, в уважении к человеку
и вере в него.
Педагогические взгляды
и деятельность С.Т. Шацкого
Основное место в педагогическом
творчестве Шацкого в начале 20 в. занимала
культурно-просветительная, работа с населением,
и прежде всего с детьми. Шацкий сплотил
группу педагогов-энтузиастов, осуществил
опыт постановки внешкольной работы, основанной
на уважении к личности ребёнка и направленной
на воспитание детей в духе коллективизма,
развития их творческих способностей.
В своих учреждениях Шацкий вёл поиск
новых форм и методов воспитательной работы,
организовывал мастерские, клубные занятия.
После 1917 года Шацкий развернул
теоретическую и опытно-экспериментальную
работу по созданию школы нового типа.
Организовал на базе педколлектива Первой
опытной станции научную школу.
Станция была комплексом, состоящим
из педагогических учреждений, детских
садов, школ, внешкольных учреждений для
детей и культпросвет организаций для
взрослых, где на основе единой исследовательской
программы разрабатывались и на практике
проверялись формы и методы воспитания.
В основу концепции Шацкого легла идея
организации «открытой» школы, центра
воспитания детей в социальной среде.
По Шацкому, материальную, дисциплинирующую
и опытную канву воспитания составляет
физический труд, организует жизнь детей
деловое самоуправление, эстетические
чувства формируют искусство, а также
игра, задающая бодрый тон детской деятельности,
направляет же общую жизнь и дух исследования
работа ума. Эффективным средством организации
свободного творческого взаимодействия
ученика с учителем, коллективом и обществом
он считал самоуправление, способствующее
развитию личности, усвоению общечеловеческих
ценностей.
Шацкий основное внимание уделял
развитию детской самодеятельности, считал
необходимым всячески поддерживать инициативу
и творческую активность ребят.
Шацкий много внимания уделил
проблемам воспитания детей в коллективе,
в процессе трудовой деятельности. По
его мнению, посильный и разумно организованный
физический труд способствует организации
детской жизни, дает возможность для развития
самоуправления. Но при этом он подчеркивал,
что жизнь детей должна быть пронизана
эстетическими чувствами, положительными
эмоциями. В ней должно быть много места
для игры и художественной деятельности.
Шацкий говорил о необходимости гармонизации
всех сфер школьной жизни, где учеба сочеталась
бы со свободными занятиями по интересам,
где интеллектуальный труд дополнялся
бы практической деятельностью детей
в разных художественных, спортивных,
технических кружках и клубах. Занятия
искусством он ставил в центр своей системы,
т. к. считал, что через них возможно комплексное
воздействие на личность, одновременное
развитие ее познавательных и эмоциональных
качеств. Решение этой задачи он ставил
в зависимость от перехода от нормативной
педагогики к демократической.
Педагогический талант Шацкого
многообразен. Он внес вклад в теорию и
методику внешкольного образования детей
разного возраста, а также в развитие детского
коллектива, политехнического обучения,
социальной и дошкольной педагогики.
Заключение
Таким образом, проблемы воспитательного
влияния коллектива, организации коллективной
деятельности, поиски и совершенствование
форм деятельности, как своеобразное формотворчество
– все это может быть оценено как золотой
фонд педагогики, ее теории и практики.
Анализ литературы и наблюдение
за деятельностью ученических коллективов
в современной школе, убеждают нас в том,
что коллективная модель воспитания ещё
далеко не изжила себя, и может быть применима
на практике.
Однако, это не застывшее раз
и навсегда данное наследие прошлого,
а живой, создаваемый в равных условиях
общественного развития итог и результат
педагогических поисков, сочетание бесспорных,
вечных истин и преходящих, определяемых
данной, конкретной ситуацией педагогических
идей, утверждений, советов и раздумий.
Перспектива сегодняшнего и
завтрашнего развития идеи воспитания
в коллективе зависит от правильной оценки
всего того, что было накоплено в прошлом,
в том числе и в советский период, развития
педагогической науки и воспитательной
практики.
Список использованной
литературы
1. Бородин Ю.Ю. Принципы
воспитания в трудах выдающихся
педагогов / Ю.Ю.Бородин. - М., 2005.