Добро и зло в отечественной философии 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:22, реферат

Описание работы

Философия есть не только продукт деятельности чистого разума не только итог изысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры. Синтез философского и исторического знания, ставящей своей целью не описание исторических фактов и событий, а раскрытие их внутреннего смысла. Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места, и роли России в общей жизни и судьбе человечества. И это важно для понимания русской философии, которая действительно обладает своими особенными чертами, как раз благодаря своеобразию исторического развития. ской

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………....3

Глава 1. Особенности русской философии……………………...…..4

1.1.Течения политической мысли ……………………………………7

1.2.Хомяков А.С. Понятие соборности. ………………………..…..10

Глава 2. Русская религиозная философия. …………………………12

2.1.Достоевский М.Ф. …………………………………………………13

2.2. Соловьев В.С. ……………………………………………………..14

2.3. Бердяев Н.А. ……………………………………………….………18

2.4. Флоренский П.А. ………………………………………..…………19

Глава 3. Философские идеи русских революционных демократов….20

Заключение ……………………………………………………………...25

Список литературы……………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

реферат по философии.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

 

Хомяков А.С. Понятие соборности.

 

Решение проблемы сочетания свободы и необходимости, служит у славянофилов важным принципом для разработки ключевого понятия их философских воззрений - понятие соборности. Разработка этого понятия принадлежит Алексею Степановичу Хомякову (1804-1860), который был главой и вдохновителем всего течения возрождение на Руси, форм патриархальной жизни, возврат к идеалам ‘’Святой Руси’’, утверждения православия как высшего начала - такова основа исторической концепции Хомякова. Церковь для него является ‘’первореальностью’’. С этим связана и разработка ‘’соборности’’ (свободной общности). Утверждение принципа ‘’соборности’’ есть не только отрицание индивидуализма, но и коллектива который лишает личной свободы - говорит Хомяков3. Философия Хомякова включающая ‘’культ общины и соборности’’ направлено на преодоление, как индивидуализма, так и казарменного коллективизма на утверждение принципов свободы и любви, которые содержаться в русской православной церкви. Соборность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека: в церкви, в семье, в обществе. Она есть итог взаимодействия свободного человеческого начала (‘’свободы воли человека’’) и божественного начала человека (‘’благодати’’). Славянофилы подчеркивают, что ‘’соборность’’ может быть усвоена только тем, кто живет в православной ‘’церковной ограде’’ т.е. членами православных общин. Для ‘’чуждых и непризванных‘’ же она недоступна. В описании сельскохозяйственной общины славянофилы явно идеализируют ее. Экономическая деятельность общины представляется как гармоничное сочетание личностных и общественных интересов. Но главное достоинство сельской общины славянофилы видели в тех духовно нравственных принципах, которые она воспитывает у своих членов: готовность постоять за общие интересы, членость, патриотизм. По мнению славянофилов, возникновение этих качеств у членов общины происходит несознательно, а инстинктивно путем следования древним религиозным традициям.

Основываясь на принципиальной установке, что община является лучшей формой социальной организации жизни, славянофилы требовали, сделать общинный принцип всеобъемлющим, т.е. перенести его в среду городской жизни. Общинное устройство должно быть так же положено в основу государственной жизни, и способно, по их словам, заменить собой ‘’мерзость административной России’’.

 Славянофилы говорили: По мере  распространения общинного принципа  в российском обществе будет все более укрепляться ‘’дух соборности’’. Ведущим принципом социальных отношений станет ‘’самоотречение каждого в пользу всех’’. Благодаря этому в единый поток сольются религиозные и социальные устремления4. В результате, будет выполнена задача внутренней истории, определяемая славянофилами как ‘’ просветление народного общинного начала общинным, церковным’’.

 Итак, особенности русской философии  рубежа ХIХ-ХХ веков заключались в том, что с самого начала своего возникновения она провозглашала идею самобытности развития России, в ключе исконно русских традиций. Отличительной чертой русской философии явилось и то, что самобытность России видится так называемой ‘’русской идеи’’ - провозглашение особой мессианской роли России, которая должна объединить на основе христианства, в частности православия, весь христианский мир. Другими словами - русская философия развивала идею самобытности и как условие этой самобытности, ее религиозное начало.5

 

Русская религиозная философия

 

Одна из особенностей русской философской мысли - это ее религиозная направленность, идущая еще с Киевской Руси, тесно связанная с процессом христианизации. В дальнейшем, в теории ‘’ Москва - Третий Рим’’. Эта религиозная направленность отчетливо проявилась в идеи русского религиозного мессианства, особой миссии русского царства и народа - идея ‘’Святой Руси’’. В Х1Х начале ХХ веков религиозные мотивы в русской философии были выражены в уже установившейся ‘’Русской идее’’. А так же религиозный мотив проходит через всю философию славянофилов, которые брали на вооружение взгляды Чаадаева, его философии истории основывается на принципе провиденциализма. Определяющим фактором общественного развития является по Чаадаеву «Божественное проведение». Божественная воля, лежащая в основе истории, с наибольшей полнотой воплощается в христианстве. Итак, русская религиозная традиция сложилась не случайно, а в силу особого исторического развития России.

 Славянофилы, выступившие за  самобытность России, за ее принципиальные  отличия в своем развитии от Западной Европы, видели Россию в лоне христианства, православия в первую очередь. Хомяков А.С. - глава и идейный вдохновитель славянофилов ратовал за утверждение православия как вечного начала, выступая за возврат идеологии ‘’Святой Руси’’. Возвращаясь, к философским воззрениям Хомякова, о которых уже шла речь, следует напомнить, что церковь для Хомякова является ‘’первореальностью’’. В этом свете рассуждали все славянофилы, из их взглядов, видно, что религиозная идея выступает у них на первый план.

Продолжателями славянофильства в 60-70 гг. Х1Х века явились почвенники. Главная идея их философских исканий - ‘’национальная почва’’ как основа развития России. Всех почвенников объединял религиозный характер их мировоззрения. Собственно ‘’ национальной почвой ‘’ для них явились идеалы и ценности православия. Основные представители этого направления - А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов, Ф.Н. Достоевский.

 

 

Достоевский М.Ф.

 

Наиболее глубоким мыслителем и главным выразителем идей почвенников был Ф.М. Достоевский (1821-1881), хотя он и не является философом и не создавал чисто философских произведений его философия - это философия переживаний поступков, мыслей созданных им литературных героев. Причем произведения его настолько философичны, что часто не вписываются в рамки литературно-художественного жанра. Именно так обстоит дело с глубокой идеей связанной сущностью и судьбой человека мира и Бога6. По Достоевскому ‘’Истинный путь’’ свободы - это путь, ведущий к Богу-человеку, путь следования Богу. Бог для него является основой всего гарантией нравственности.

Одна из главных проблем, которая пугает Достоевского, - можно ли оправдать мир и действие людей даже во имя светлого будущего, если оно будет построено на слезинке хотя бы одного ребенка. Его ответ тут однозначен - ни какая высокая цель, не может оправдать насилие и страдание невинного ребенка. Таким образом, примирить Бога и Мир, им созданный оказалось Достоевскому не под силу. Высшее национальное предназначение России Достоевский увидел в христианском примирении народов.

 В России Достоевский оказал  большое влияние на все последующие  развития религиозной философии. На Западе его взгляды послужили  одним из источников экзистенциализма - философии, поставившей в центр  своих размышлений проблемы существования  человека в мире.

 Русская религиозная философия конца ХIХ первой половины ХХ веков связана с возникновением философских систем. Мыслителям этого времени следует отнести М.Ф. Федорова, Б.Н. Чичерина, М.О. Лосского. Характерными особенностями философии этого периода являются ее гуманизм и религиозный характер. Еще одна особенность этого периода - связь с развитием естествознания.

 

Соловьев В.С.

 

 Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) крупнейший русский, религиозный, христианский философ, заложивший  основу религиозной русской философии, основоположник всеединства и цельности знаний. Философия В.С. Соловьева в значительной мере определяет собой весь дух и облик религиозной философской традиции. Большинство крупных философов считаются, последователями В. C. Соловьева. К Соловьевскому этапу следует, относить творчество Трубецких, раннего Флоренского, раннего Бердяева.

 Соловьев В.С. попытался создать  целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино  запросы религиозной и социальной  жизни человека. Основой такого мировоззрения, по замыслам Соловьева, должно стать христианство. Религиозные мыслители до и после Соловьева не раз высказывали эту идею, но они, говоря о христианстве, как основой мировоззрения, подразумевали какую-то одну христианскую концессию: православие, католицизм или протестантизм. Особенность подхода Соловьева заключается в том, что он ратовал за объединение всех христианских концессий. Поэтому его учение носит не узконаправленный, а межконцессиальный характер. Другой важной особенностью Соловьева является то, что он попытался включить христианское мировоззрение новейшие достижения естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

 Центральная идея философии  Соловьева - идея всеединства. При  разработке этой идеи он отталкивался от славянофильской идеи соборности, но придает ей всеохватывающее, космическое значение. Низшие и высшие уровни бытия взаимосвязаны, так как низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое Высшее ‘’ вбирает в себя ‘’ низшее. Вот как выступает всеединство у Соловьева: ’’Божественная Троица в ее связи со всеми божественными творениями и главное с человеком. Основной принцип всеединства: ‘’Все едино в Боге’’. Всеединство – это, прежде всего, единство творца и творения’’7.

Окружающий мир, не может рассматриваться как совершенное создание, исходящее из творческой воли одного божественного художника. Для правильного понимания Бога, мало признавать абсолютное существо, необходимо принимать внутреннюю противоречивость. ‘’Абсолютное, чтобы быть всем, требует многого’’,- говорил Соловьев.

 Соловьев был сторонником  диалектического подхода к действительности. По его мнению, действительное  нельзя рассматривать в застывших  формах. Самый общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Для того, чтобы обосновать непрерывную динамику бытия, он наряду с активными идеями, вводит такое активное начало как мировая душа, она выступает субъектом всех изменений в мире. Но она действует не самостоятельно, деятельность ее нуждается в божественном импульсе. Этот импульс проявляется в том, что Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму всей ее деятельности.

 Эта вечная идея в системе  Соловьева получила название  Софии - мудрости. София - ключевое понятие системы Соловьева. Поэтому его учение носит также название софилогия. Понятие Софии вводится Соловьевым для того, чтобы заявить, что мир - это не только творение Бога. Основой и существом мира является ‘’ душа мира’’ - София, которую следует рассматривать как связующее звено между творцом и творением, придающее общность Богу, миру и человечеству.

 Механизм сближения Бога, мира  и человечества раскрывается  в философском учении Соловьева  через концепцию богочеловека. Реальным и совершенным воплощением богочеловечества, по Соловьеву, выступает Иисус Христос, являющийся, согласно христианскому догмату и полным Богом, и полным человеком. Его образ служит не только идеалом, к которому должен стремиться каждый индивид, но и высшей целью развития всего исторического развития исторического процесса.

 На этой цели базируется  история, София Соловьева. Целью  и смыслом всего исторического  процесса является одухотворение  человечества, соединение человека  с богом, воплощение богочеловечества.

Недостаточно, считает Соловьев, чтобы совпадение божественного с человеческим произошло только в лице Иисуса Христа, т.е. через посредство ‘’божественного слова’’. Необходимо, чтобы соединение состоялось практически, притом не в отдельных людях (в ‘’святых’’), а в масштабах всего человечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское обращение, то есть принятие вероучения христианства. Человек, не просветленный божественной истиной, противостоит людям, как чуждая и враждебная сила. Христос открыл человеку всеобщие моральные ценности, создал условия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс занимает весь период жизни человечества. Человечество придет к торжеству мира и справедливости, правды и добродетели, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке Бог.

 Философия нравственности у  Соловьева переходит в философию  любви. По сравнению с высшей  любовью всё является второстепенным, поэтому только любовь нуждается в бессмертии. Через божественную любовь происходит утверждение отдельной индивидуальности.

 Вот мысль Соловьева по  поводу Божественности мира: Божественный  мир - это есть самый, что ни  на есть действительный мир, этот мир и есть сама истина, совпадающая с Богом, это идеальное единство, к которому стремится весь мир. Истинному бытию противостоит вещественное. Задача мирового процесса состоит в том, чтобы сделать естественное бытие сообразным истинному, божественному бытию и всеединству идеи8.

Следует отметить, что Соловьев внес значительный вклад в развитие такого феномена национального самосознания, как ‘’ русская идея’’. О ‘’русской идее’’ уже упоминалось выше, как об идее, в которой выразилась самобытность русской философской мысли. Особенности еще и в том, что эта самобытность видится в Христианстве. Соловьев приходит к выводу, что русская идея и долг России заключается в осуществлении (по аналогии с божественной) социальной Троицы - органического единства церкви, государства и общества. Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить ‘’Вселенской церкви’’. В таком образе ‘’русской идеи’’ Соловьев хорошо соединил, то содержание, которое было выработано в рамках этой концепции на протяжении всей истории России, а именно: идея ‘’Святой Руси’’ (концепция Москва-Третий Рим), идея ‘’Великой Руси’’ связанная с реформами Петра Великого и идея ‘’Свободной Руси’’ (начало которой положили декабристы).

 

Бердяев Н.А.

 

Наиболее типичный философ этого периода Николай Александрович Бердяев (1874-1948). Он является одним из важнейших представителей русской религиозной философии. Суть философии Бердяева - ‘’познание смысла бытия через субъекты’’, т.е. человека. Исходным пунктом его философии является превосходство свободы над бытием. В одном ряду с ней находятся такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог. Бытие раскрывается в человеке через человека. Он есть микрокосмос, сотворенный по образу и подобию Бога, а потому является существом беспредельным и творческим. Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность - с его природной стороной. При этом сам Бог понимается им не как природная сила, а как смысл и истина мира. Поэтому, человек без Бога, по мнению Бердяева, не является существом самодостаточным. Если нет Бога, нет и смысла и высшей правды и цели. Если же человек есть Бог. То это самое безнадежное и ничтожное. Таким образом, Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращает в отрицание Бога и самообожествление человека.

Информация о работе Добро и зло в отечественной философии 20 века