Добро и зло в отечественной философии 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:22, реферат

Описание работы

Философия есть не только продукт деятельности чистого разума не только итог изысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры. Синтез философского и исторического знания, ставящей своей целью не описание исторических фактов и событий, а раскрытие их внутреннего смысла. Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места, и роли России в общей жизни и судьбе человечества. И это важно для понимания русской философии, которая действительно обладает своими особенными чертами, как раз благодаря своеобразию исторического развития. ской

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………....3

Глава 1. Особенности русской философии……………………...…..4

1.1.Течения политической мысли ……………………………………7

1.2.Хомяков А.С. Понятие соборности. ………………………..…..10

Глава 2. Русская религиозная философия. …………………………12

2.1.Достоевский М.Ф. …………………………………………………13

2.2. Соловьев В.С. ……………………………………………………..14

2.3. Бердяев Н.А. ……………………………………………….………18

2.4. Флоренский П.А. ………………………………………..…………19

Глава 3. Философские идеи русских революционных демократов….20

Заключение ……………………………………………………………...25

Список литературы……………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

реферат по философии.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

 Для социального переустройства общества, по Бердяеву нужно, прежде всего, не техническое переустройство, а духовное возрождение. Для России она связано с утверждением ‘’Русской идеи’’, взгляды на которую у него во многом совпадали с взглядами Соловьева. Главной отличительной чертой русской идеи является, согласно по Бердяеву, религиозный мессианизм, пронизывающий всё общество. Суть ‘’русской идеи’’ - осуществление царства божье на земле. Таковы основные положения философии Бердяева.

Соловьев, ряд его последователей, о которых речь шла выше, выражая в русской религиозной философии интеллектуальную тенденцию. Они стремились поставить разум на службу вере, дать возможность религии опереться на рациональное начало человеческого сознания, привлечь к обоснованию религиозного мировоззрения достижения науки и аппарат философии.

 

Флоренский П.А.

 

Павел Александрович Флоренский (1882-1937). Он развивал свои философские взгляды в пределах религиозного сознания. Пытаясь обосновать цельность, единство и гармонию бытия, разрабатывал (вслед за Соловьевым) метафизику всеединства. Мысль Флоренского движется по линии ‘’восхождения’’ от космоса к его основе в Абсолюте, утверждая ‘’единство всей твари в Боге’’. Для понимания этого единства от обращается к софиологии: София – ‘’богозаданное’’ единство идеальных определений твари, ‘’премирное ипостасное собрание божественных первообразов - есть корень гармонии бытия космоса. Позиция ипостасности Софии критикуется ортодоксальными православными богословами, ибо встает проблема четвертой ипостаси в Троице. Вызывает затруднение и другая точка зрения Флоренского: если София, как, ‘’корень’’ твари, то откуда зло и страдание?

 Много внимания уделял Флоренский  разработке идей символизма, посвятив  им исследования в области  лингвистики, искусствознания, метафизики иконы.

 Заметную роль в обосновании  методологии религиозного антиинтеллектуализма  православными богословами Булгаковым  и Флоренским играет принцип  антиномизма. С помощью этого  принципа они пытаются оправдать, сделать состоятельным неприемлемое. Единство Бога в трех лицах, по убеждению Флоренского, это противоречие Антиномизм обнаруживает, по мнению Булгакова, недостаточность сил человеческого разума. Невозможность познать природу Бога, существование божественной тайны - это одно из главных принципов всего христианского иррационализма.

 Итак, на рубеже ХIХ-ХХ вв. имела место религиозная философская мысль, обосновывающая как развитие России в ключе христианизации поступать, так и развитие человека с точки зрения религиозного обоснования. Имели место два направления: интеллектуализм - возможность религии опираться на религиозное начало, антиинтеллектуализм - невозможность понять природу Бога, законы мирового развития. Как можно заметить, политические и правовые взгляды прослеживались и в религиозной философии.9

 

Философские идеи русских революционных демократов

 

 Славянофилы развивали идею  о самобытном развитии России, она должна идти своим путем, отличным от пути избранного  Западной Европой. Одна из особенностей  самобытного развития России - это её христианство, которым проникнут весь российский дух, это в частности её православные корни. Из среды славянофилов вышел ряд религиозных философов.

 Западничество - течение противоположное  славянофильству. Западники считали, что Россия в своем развитии должна ориентироваться на Западную Европу. Из среды западников вышли русские революционные демократы. Например, такие как А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский. Они ориентировались на революционные преобразования общества на ‘’русский социализм’’. Один из наиболее ярких представителей русской революционной демократии - Александр Иванович Герцен (1812-1870). Важная часть его творчества - социальная проблематика и тема личности. Он много размышлял о судьбе русского народа и постоянно подчеркивал различие между крепостным и помещиком, Русью помещичьей и Русью крестьянской. Разрабатывая теорию ‘’русского социализма’’, Герцен писал, что борьба крестьян неизбежно приведет Россию к победе социализма, минуя капитализм. Весь русский вопрос, по его мнению, заключается в вопросе о крепостном праве, и его решение возможно только через крестьянскую общину.

 Так же как и Герцен, на  ‘’русский социализм’’ и революционное  преобразование общества ориентировался  Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). Как революционный демократ  он выражал интересы угнетенного  крестьянства и рассматривал  народные массы как главную движущую силу истории, Чернышевский был оптимистом и верил в прогресс человечества, хотя прекрасно понимал, что исторический путь идет через пыльные и грязные поля, по его выражению, а не через тротуар Невского проспекта. Эта вера в творческие силы народа сочеталась у него с идеей классовой борьбы. Свою философскую концепцию Чернышевский сознательно ставил на службу революционной демократии. В области философии он стоял на позиции материализма, полагая, что природа существует вне сознания, подчеркивал неуничтожимость материи.

 Следует отметить, что идеи  Чернышевского были им сформированы  и положены в основу такого  идеологического течения как  народничество. Чернышевского считают  родоначальником этого течения. Народничество пропагандировало  и отстаивало ‘’российский’’ (некапиталистический) путь развития к социализму. Экономической и нравственно0духовной основой русского, или крестьянского, социализма (в отличие от социализма западного - машинно-индустриального) признавалась сельская община. Основной чертой идеологии народничества было желание прийти к социализму, минуя капитализм. Расцвет идеологии народничества приходится на 60-70-е гг. ХIХ в. Основными выразителями этого мировоззрения были А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.К. Михайловский, П.Л. Лавров, П.А. Ткачев, М.А. Бакунин. В вопросах политической программы общественной борьбы различные течения внутри народничества объединял общий лозунг - ‘’земля и воля’’, стремление к социалистической революции в России и общественному строю, основанному на коллективной собственности и коллективном труде. Хотя философско-методологическая основа ведущих идеологов народничества была различной: непоследовательный позитивизм (Михайловский, Бакунин, Лавров), материализм (Ткачев).

‘’Исторические письма’’ П.Л. Лаврова опубликованные в 1866-1869 было первый и наиболее значительным произведением, в котором мировоззрение народничества получило философско-социологическое обоснование. С выходом в свет этой работы народничество обрело собственную теоретическую базу. Лавров исходит в понимание исторического прогресса не из объективных перемен, а из изменения самостоятельной человеческой деятельности. В ‘’Исторических письмах’’ Лавров говорит, что личность должна развивать в себе общественные интересы, она должна направлять свою деятельность в общественные формы. Индивидуализм, по мнению Лаврова, может быть оправдан, когда он становится осуществлением общего блага. Революционное дело требует не подчинение общественного элемента личностному и не поглощение личности обществом, а слияние общественных и частных интересов.

 Николай Константинович Михайловский (1842-1904) лидер либерального народничества. Он является главным создателем  субъективного метода в социологии. Его теория выражалась в конструировании идеального общества, в котором должно обеспечиваться всестороннее развитие способностей личности. Михайловский выступает в этом вопросе как великий гуманист, так как действительно, любое общественное явление должно быть оценено с точки зрения человека, с позиции нравственной, с позиции общественного идеала. А таковым у Михайловского выступает идеал социализма, общинного коллективизма.

 Таким образом, в центре социально-философской  концепции Михайловского (как Лаврова  и Герцена) находится идея личности, развитие которой является целью  и идеалом исторического прогресса. Поэтому отчуждение личности, превращение ее в придаток общества, антагонизм между личностью и обществом должны быть преодолены. Это может быть достигнуто в кооперации с другими, при социализме, при котором осуществляется ‘’тождество личного начала при посредстве начала общинного’’.

 Главным теоретиком революционного  народничества 70-х годов был М.А. Бакунин (1814-1876) . Главным в его  теории было учение о государстве, которое он понимал как ‘’исторически  необходимое зло, так как в 60-е годы Х1Хв. Являлся одним из идеологов анархизма. Бакунин выступал против всякой государственной власти, ожидая, что грядущая революция должна привести к разрушению любых форм государственного устройства. Решающую роль в борьбе за переустройство мира он отводил народу, ‘’на Западе - фабричным и городским рабочим, в России и в других славянских землях - крестьянам. Народам, полагал Бакунин, присущ инстинкт свободы, который толкает их на борьбу. Сущность революции он понимал упрощенно: считая основной целью революции уничтожение неравенства между людьми.10

 Наиболее полно - взгляды Бакунина  на задачи русского революционного  движения изложены в ‘’ Прибавлении  А’’ к книге ‘’ Государственность  и анархия. Обличая самодержавие, Бакунин предлагал русским революционерам путь, в который он верил и от которого ждал Спасения ‘’путь боевой, бунтовской’’. Молодежь должна взять на себя функции организатора народной революции, идти в народ, объединять самых активных крестьян.

 Бакунинская программа социальной  революции была утопичная, но она нашла отклик в кругах демократической молодежи.

 Итак, в целом русские революционные  демократы делают упор опять  таки на самобытность России, полагая, что она может прийти  к социализму, минул капитализм  именно на основе русской самобытности. Признавалась сельская община, которая и должна в первую очередь впитать в себя идеи социализма, т.е. ставка в переходе к социализму делалась опять таки на крестьянскую общину.

 Русская философия ХIХ-ХХ вв. отличается тем, что философские воззрения этого периода строились как раз на самобытности России и как один из критериев этой самобытности, её религиозность и это не случайность. Философский процесс в России, не есть отдельный автономный процесс, а один из аспектов существования российской культуры, поэтому духовным истоком цельного процесса является Православие, во всей совокупности своих сторон: как вера и как Церковь, как учение и как институт, как жизненный и духовный уклад.

 Русская философия сравнительно  молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции европейской и мировой философии. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира (что свойственно западноевропейской традиции), так и самого человека (что свойственно восточной традиции). Вместе с тем это очень самобытная философия, включающая в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противостояние мнений, школ и направлений. Тут соседствуют и вступают между собой в диалог западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм, материализм и идеализм, религиозная философия и атеизм. Из её истории и ее целостного содержания нельзя исключать никакие фрагменты - это ведет лишь к обеднению её содержания.

Русская философия - это неотъемлемая часть мировой культуры. В этом её значение, как для философского познания, так и для общекультурного развития.

 

 

 

Заключение

Это было время короткого и блестящего расцвета русской мысли, обещавшие хорошие плоды. Как известно, философия есть самосознание эпохи. Она создается особым слоем людей, имя которых - интеллигенция. Связанная тысячью нитей с обществом, государством и народом, питаемая прошлым и наличным культуры, интеллигенция выделяет из своих рядов совсем небольшую группу мыслителей философов и через них выражает свое видение мира.

В русских условиях другой стороной интеллигентского сознания было народолюбие, искреннее стремление помочь освобождению народа, пробудить дремлющие в нем силы, она считала себя ходатаем за интересы народа пред царем и Богом и вела себя в соответствии с таким представлением. Народ был почвой, которую следовало неустанно возделывать, чтобы на ней могли вырасти и расцвести общечеловеческие идеалы. Интеллигенты взывали к народу, шли к нему, “волновали” и просвещали его, ожидая от него встречи шагов.

Решительно оспаривая творческие возможности революционного социализма, русские либералы достаточно критично оценивали перспективы классического буржуазного развития страны. Поэтому либеральная русская интеллигенция была вынуждена искать некоторый третий не социалистический в понимании революционных марксистов, и не классический буржуазный - путь развития, учитывающий живые традиции отечественной культуры, народного быта и приспосабливающий к ним новый технический, экономический и правовой западнический фундамент обновленного развития.

В реальной истории России конца XIX - начала XX в., когда косность старого слоя и нетерпение революционеров подводили страну к революционному развитию, этот третий путь был возможной альтернативой грядущему октябрю.

Столкновение приверженцев особого пути и сторонников революционного социализма - вот основное социокультурное противоречие, отражение которого образовало богатый спектр содержания русской мысли этого периода.

В своей работе автор постарался указать, какие главные идейные мысли этого периода сделали огромный вклад в историю России, были рассмотрены взгляды и идеи многих знаменитых людей, писателей, политиков, историков, религиозных деятелей и многих других. На основе этого, на мой взгляд, работа дает и показывает все основные политико-правовые взгляды русских философов этого периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии. 1991г.- № 8.
  2. Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии 1994г.- №1.
  3. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В.С. Соловьева// Вопросы философии. 1994г.- №6.
  4. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: интерпретации отечественной философии.// Вопросы философии 1994г.- №1.
  5. Пантин И.К. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке.- М.: Политиздат, 1973.- 358 с.
  6. Полторацкий Н.Т. Русская религиозная философия.// Вопросы философии 1992г.- №2.
  7. Радугин А.А. Философия. Курс Лекций.-  2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2004. - 336 с.
  8. Скэнлан Дж. П. Нужна ли России русская философия // Вопросы философии 1994г.- №1.
  9. Современная философия: словарь и хрестоматия.- Ростов на Дону.- 1995г.
  10. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы в русской философии // Вопросы философии 1990г.- №5.
  11. Философия. / Под редакцией В. Н. Лавриненко.- 2-е изд., испр. и доп. -  М.: Юристъ, 2004.- 511 с.
  12. Хоружий С.С. Философский процесс в России, как встреча философии и православия // Вопросы философии. 1991г.- №5.

Информация о работе Добро и зло в отечественной философии 20 века