Доказательства существования Бога Фомы Аквинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:38, реферат

Описание работы

Характерной чертой философии этого периода является авторитаризм, т.е. принятие богословских положений на веру как абсолютно истинных, не подлежащих критике.
Цель данной работы – раскрыть сущность аргументов средневековых философов в пользу доказательства существования Бога.
Исходя из цели, задачами работы являются:
1.Раскрыть понятие «средневековая философия» и ее место в истории философской мысли.
2. Рассмотреть сущность отнологического доказательства бытия Бога в средневековой философии
3. Проанализировать сущность доказательств Фомы Аквинского.

Содержание работы

Введение 3
1.Средневековая философия как этап развития философской мысли 4
2. Онтологическое доказательство бытия Бога в средневековой философии 7
3. Доказательства существования Бога Фомы Аквинского 12
Заключение 18
Литература: 20

Файлы: 1 файл

Реферат - доказательства существования Бога в средневековой философии.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Доказательство  третье: Все предметы мира находятся во взаимосвязи и взаимоотношении друг с другом, и их существование возможно только во взаимосвязи и взаимоотношении. Однако бесконечный поиск предшествовавших друг другу взаимоотношений и взаимосвязей бессмыслен. Следовательно, должно существовать нечто, абсолютно независимое и совершенно самодостаточное. Это и есть Бог.

Доказательство  четвертое, онтологическое: В окружающем нас мире наблюдается последовательное иерархическое возрастание сложности строения предметов и организмов (например, от насекомого до человека), бесконечно всеобщее стремление к совершенству. Следовательно, должно существовать что-то абсолютно совершенное, являющееся источником любого совершенства. Это нечто и есть Бог [3, c.98].

Доказательство  пятое, телеологическое: В окружающем нас мире наблюдаются определенный порядок и стройность, происхождение которых невозможно приписать самому миру. Этот порядок заставляет нас предположить существование некоего разумного и организующего начала, установившего этот порядок. Именно это и есть Бог.

Телеологическое доказательство - один из основных в западном богословии аргументов, призванных разумом подкрепить веру в Бога. Телеология (от греч. telos, род. п. teleos - цель, завершение) - учение о конечных причинах мира, целесообразности его устройства. Согласно Аристотелю, природе внутренне присуща способность к целеполаганию, а X. Вольф считал, что эта способность установлена Богом. Наблюдения за явлениями природы, живыми или косными, подталкивают наш ум к индуктивному выводу об удивительной целесообразности всего существующего, так что мир как бы предстает пред нами единой книгой, в которой все ее знаки-вещи взаимоувязаны; но многие сочетания ее знаков нам сегодня непонятны, и многое в этой книге для нас остается тайной.

Телеологическое доказательство, на наш взгляд, предельно просто по своей сути: поскольку мир целесообразен, то необходимо бытие Устроителя мира. Высшего Разума; наблюдаемый нами мир порожден целевой причиной. Только Создатель знает конечные цели  Своего творения, но не люди. Вместе с тем, глядя на мир и удивляясь ему, люди догадываются о сверхразумной природе конечных целей мироздания.

Телеологическое доказательство может строиться и по другой схеме - как размышление над деятельностью людей и сравнение искусственного с естественным. Созидание искусственного мира предваряется разумным человеческим целеполаганием. Вначале люди составляют план какого-либо сооружения, а затем осуществляют свой план в материале. Но человеку пока не по силам глобальные творения. По чьей же целенаправленной воле возникли галактики, наша Земля, земная жизнь и сам человеческий род? Коль скоро, как известно, кирпичи без строителя сами по себе не складываются в жилище, то тем более невероятно, чтобы без цели и плана вырос из хаоса первоэлементов архисложный универсум [5, c.109].

Такого рода суждения высказывались еще Сократом, Платоном, римскими стоиками, Цицероном и многими другими крупными мыслителями Античности. Возражения их оппонентов сводились к оспариванию всеобщего характера гармонии и красоты в мире, к поиску примеров нецелесообразности тех или иных процессов или явлений природы, бесполезности некоторых реалий ("Зачем болота, пустыни, чертополох, комары да мухи?"). Приводимые в недавнем прошлом "контрпримеры" по большей части уже отведены современной наукой, а теологическое доказательство подкреплено учением В. И. Вернадского о ноосфере. Экологи обосновали важную роль болот, пустынь и подобных им "бесполезных" участков земной поверхности в функционировании биогеоценоза.

Более серьезный  контраргумент связан с указанием на неизбежное в мире зло: если в мире все целесообразно, а Бог есть добро, то откуда в мире зло? Г Лейбниц в своей "Теодицее" оправдывает Бога: зло целесообразно, ибо без зла невозможно оценивать добро; страдания людей ("физическое зло") и их нравственные пороки и преступления ("моральное зло") суть "теневые" элементы совершеннейшего порядка вещей - они всегда оттеняют добро. По мнению Лейбница, зло лишь "попущено" всеблагим Богом, но не создано Им. Противники Лейбница (в особенности Вольтер с его "Кандидом") подчас остроумно, но, как правило, неглубоко пытались опровергнуть его "Теодицею". Существует также множество других религиозно-философских доктрин, оправдывающих сосуществование добра и зла в мире. Например, в учении бахаи есть трактовка "зла" как отсутствия добра: зла нет, люди принимают за "зло" либо дефицит добра, либо непонимаемое ими добро. С распространением теории эволюции Ч. Дарвина сложилось мнение, будто наука опровергла Т. д., однако в наши дни сам дарвинизм подвергается мощной атаке со стороны научного креационизма и в ряде отношений признан несостоятельным. Выводы научного креационизма подкрепляют и дополняют телеологический аргумент [7, c.203 - 204].

Эти пять доказательств  существования Бога, сформулированные Фомой Аквинским, традиционно используют католические богословы в качестве подтверждения факту Его существованию. На протяжении веков доказательства бытия Бога формулировались не только богословами, таким как Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Мальбранш и др., но и философами – Платон, Аристотель, Декарт, Лейбниц и т.д.

Для доказательства Фома Аквинский использует элементы теории пределов (за 200 с лишним лет  до появления теории как таковой!). Так, в четвертом доказательстве он рассматривает иерархию восходящих форм, в которой бог является пределом совершенства, идеальным состоянием, своеобразной «конечной точкой», формой, в которой представлено ВСЕ. В пятом доказательстве он рассматривает бога как конечный результат (или цель), к достижению которого стремится ВСЕ. Философ исходит из понятия «дурная бесконечность» – это бесконечность, уходящая в неопределенность. Такая дурная (актуальная) бесконечность бессмысленна, а значит, невозможна! Следовательно, должен существовать предел бесконечности. Это и есть бог. Спустя 300 лет И. Ньютон использует этот подход в формулировках своих законов: «Всякое движение вызывается внешним толчком, который, в свою очередь, так же вызван каким-то движением. Значит, в основе движения лежит некий первотолчок»:

С течением времени  наблюдается повышение степени  сложности и степени совершенства объектов, т.е. прогресс. Самым совершенным  является Господь Бог.

Таким образом, пять доказательств существования  Бога, сформулированные в духе схоластики Фомой Аквинским в XIII в., и сегодня являются основанием католической богословской доктрины. Следует также отметить, что учение Аквинского представляет интерес как для философии, так и для науки.

 

Заключение

 

Итак, цель данной работы можно считать достигнутой: раскрыта сущность аргументов средневековых философов в пользу доказательства существования Бога.

Для достижения цели работы в ней были поставлены и решены следующие основные задачи; раскрыто понятие «средневековая философия» и ее место в истории философской мысли; рассмотрена сущность отнологического доказательства бытия Бога в средневековой философии; проанализирована сущность доказательств Фомы Аквинского.

Из всего  вышесказанного можно сделать следующие  выводы: средневековая  философия  поставила  актуальную проблему  соотношения  веры  и  знания, формирования концепции «двойственной истины». В средневековой философии различают два больших периода – патристику и схоластику. Патристика - это совокупность  основных учений Отцов Церкви (от лат. рater, отец), которые опирались на античную философию, прежде всего Платона, для обоснования христианства.

Таким образом, средневековая философия охватывает период от падения Западной Римской  империи до эпохи Возрождения. Философские воззрения мыслителей этого периода неразрывно связаны с католическим богословием. Средневековая философия положила начало философии эпохи Ренессанса и Нового времени.

Онтологическое  доказательство существования, получившее широкое распространение в средневековой философии, строится на основе той простой идеи, что Бог есть Существо абсолютно совершенное и необходимое. Онтологическое доказательство впервые сформулировано Ансельмом, хотя он и не назвал его так. Оно подвергалось интенсивной критике как сторонниками (Фома Аквинский), так и противниками (Кант и Юм) теистической аргументации. Иммануил Кант (1724 — 1804) первым назвал это доказательство онтологическим, ибо считал, что в нем совершается незаконный переход от мышления к бытию (ontos) [8, c.200]

Великий итальянский богослов Фома Аквинский сформулировал пять доказательств бытия Бога.

1. «От движения  – к Перводвигателю».

2. «От связи  причин и следствий – к Первопричине».

3. «От случайности  – к Необходимому Существу».

4. «От несовершенств  в мире – к Абсолютному совершенству».

5. «От целесообразности  в мире – к Устроителю мира».

Эти пять доказательств  существования Бога Фомы Аквинского традиционно используют западные теологи в качестве подтверждения факта Его существованию. На протяжении многих веков доказательства бытия Бога формулировались не только богословами, таким как Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Мальбранш и др., сколько также и философами – Платон, Аристотель, Декарт, Лейбниц и т.д. В наши дни эта доктрина является официальной для всей Католической церкви.

Таким образом, пять доказательств существования  Бога, сформулированные в духе схоластики Фомой Аквинским в XIII в., и сегодня  являются основанием католической богословской доктрины. Следует также отметить, что учение Аквинского представляет интерес как для философии, так и для науки.

 

Литература:

 

1. Бандуровский К. В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского // Вопросы философии. — 2007. — № 9. — С. 156—162.

2. Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. — М.: Наука, 2009.

3. Дмитриев С. Н. К вопросу об онтологическом доказательстве // Вопросы философии. – 2009. - №. 7. – С. 88 – 100.

4. Зайцев А.Н.  Пять доказательств существования Бога Фомы Аквинского // Гилея. – 2011. - № 44. – С. 404 – 409.

5. Коваленко А.А. Проблемы периодизации средневековой философии. – М.: Наука. – 2009. – 209 с.

6. Ламзюк В.Д.  Особенности развития философской  мысли в эпоху Средневековья  // Вопросы философии. – 2008. - №  5.

7. Петрова Н.В. Телеологическое доказательство существования Бога // Вестник Саратовского университета. Серия «Философия». – 2012. - № 1.

8. Хоменко О.Г. Влияние  философии Фомы Аквинского на  развитие богословской мысли  в Европе // Вопросы философии.  – 2012. - № 5.


Информация о работе Доказательства существования Бога Фомы Аквинского