Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 18:23, реферат
Древнегреческая философия выросла и развивалась в благоприятных социально-экономических условиях, связанных с переходом от раннерабовладельческого к зрелому рабовладельческому обществу. Она формировалась в процессе качественного преобразования мифологического мировоззрения под воздействием становящейся науки. В отличие от мифологии философия не признавала первенства надприродного по отношению к природному, она подчиняла или растворяла его в природном и натуралистически объясняла мир. Противоречие между философским и мифологическим мышлением способствовало развитию философских идей древности. Это противоречие оставалось основным до тех пор, пока сама философия (в Греции это произошло в V в.) не разделилась на два лагеря: материализм и идеализм.
Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи форму - Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего Космоса.
Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. «Первый двигатель» для своей деятельности не нуждается в существовании других тел, он сам есть энергия, чистая деятельность. Будучи энергией, первый двигатель не обладает материей, в нем нет косного, он есть чистая форма - цель.
Так же как и у Платона аристотелевское учение о человеке направлено на то, чтобы поставить на службу государству личность. Согласно Аристотелю, человек есть политическое животное. Человек родился политическим существом и носит в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Поскольку Аристотеля занимали, прежде всего, добродетели, применяемые и осуществляемые в общественной жизни, постольку центральное место он отводил понятию справедливости. Справедливым можно быть лишь по отношению к другому человеку. Забота о другом, в свою очередь, есть проявление заботы об обществе. В справедливости человек обнаруживает себя, прежде всего, политическим общественным существом. Справедливость рассматривается Аристотелем в связи с понятием «равенство». Он строго различал проявление справедливости среди равных и среди неравных.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы: в философской системе Платона уже четко можно выделить все четыре основные части философского знания того времени: онтологию, гносеологию и этику.
Платон, также как и элеаты, характеризует бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом. Но в отличие от элеатов, бытие у Платона множественно. И здесь он близок Демокриту. Но, в отличие от Демокрита, это множество бытии Платон называет видами, идеями (эйдос) или сущностями. Вид, идея, сущность часто употребляются Платоном как тождественные понятия.
Итак, бытие у Платона есть вид, идея, сущность. Платон впервые в истории философии проводит четкое различие между сущностью и явлением. По его учению, отдельные предметы создаются, разрушаются и воспроизводятся потому, что в умопостигаемом мире имеется причина, которая делает вещь именно этой вещью. Например, деревья существуют потому, что есть идея дерева, стол - потому, что существует идея стола. Предметы искусства создаются потому, что имеется идея прекрасного.
С учением о бытии в системе Платона тесно связана космология. Здесь Платон развивает учение о творении божеством Космоса из первобытного Хаоса. Теория познания Платона опирается на его учение и о душе. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по Платону, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере.
Аристотель - мыслитель-энциклопедист, оставил сочинения по всем важным областям знания. Ему принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для каждой из них специальные области исследований, и установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками.
Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в «Метафизике». Аристотель сохраняет характерное для элеатов и Платона понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако Аристотель не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. В результате Аристотель дает понятию бытия иное, чем Платон, толкование.
Сущность - это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими. Душа является формой по отношению к материи, однако, по Аристотелю, присуща лишь живому существу. Душа - это проявление активности живительной силы. Ею обладают только растения, животное и человек. Но в каждом проявлении душа носит своеобразный характер. «Растительная душа» ведает функциями питания, роста и размножения, общими для живых существ. У животных к функциям души прибавляется способность желания, то есть стремление к приятному и избеганию неприятного.
Заключение
Испокон веков человечество смущает множество жизненных проблем. Глубоко и всесторонне они решаются с помощью научных знаний. Однако среди важных проблем человеческого существования есть и такие, которые не раскрываются ни одной наукой.
Это так называемые "вечные вопросы". Ведь люди задумываются не только над тем, как им жить, но и для чего они живут, куда направляются и что их ждет впереди. Над их объяснением рассуждало не одно поколение лучших мыслителей всех народов. Однако до наших дней завершенного и однозначного ответа не найдено.
Жизненный опыт показывает, что на упомянутые и другие подобные вопросы можно найти ответы лишь при условии понимания мира как целостного системного образования во всей его многомерности и разнообразия. Это не может осуществить ни научное познание, ни другие типы миропонимания: мифологический, религиозный, художественно-образный, повседневный подобное.
Только философия способна сформировать целостное представление о бытии всего природного, социального, духовного и индивидуального человеческого. Философ, строя концепцию, претендует, по крайней мере, на две вещи: во-первых, он надеется быть понятым, и во-вторых, он стремится к тому, чтобы его концепция не была воспринята как пересказ взглядов предшественников. Для тех, кто интересуется философией, эти две претензии оборачиваются поиском доступного нового в философской концепции. То новое, которого обычно ждут от философа, к чему философа понуждают и на основании чего, наконец, его оценивают и понимают - это те выводы и умозаключения ("результаты"), которые предлагаются в его концепции.
От философа требуют обоснованных результатов.
Список использованных источников
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. – М.: ТЕИС, 1996. – 504
2. Лурье С. Я. «Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования», Л., 1970 г.
3. Островский Э. В.«Основы философских знаний», М, «К. и С.»,1998г.
4. Богомолов А.С. Античная философия – М.: Издательство МГУ, 1985.
5. Б.Б. Виц “Демокрит”, Москва “мысль” 1979 г.
6. История античной диалектики. Под ред. М. А. Дынника и др. М., 1972.
Соколов В. В. Античная философия. М., 1958.
7. А.Ф.Лосев. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. - М., "Искусство", 1969.
8. А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи. Платон. Аристотель. - М., 1993.
9. Философия. Энциклопедический словарь. - М., 2004.
10. Алкиной. Учебник платоновской философии // Учебники платоновской философии. - М.; Томск, 1995.
11. Гадамер Х.-Г. Диалектическая этика Платона. - СПб., 1999.