Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 18:42, реферат
1. Материалистами называются философы, которые признают лишь существование материальных вещей и тел « /Вольф Х./ Можно ли согласиться с этим определением?
Существует точка зрения, что можно. Потому материалисты и зовутся материалистами, что признают только материю. Кроме материи ничего нет и быть не может. Все, что за пределами материи (если точнее и честнее - все, что придумано воображением людей, склонных бесконечно усложнять бытие), есть предмет и пища для Идеализма и религий.
Вольф, Христиан фон – знаменитый немецкий учёный-энциклопедист, философ, юрист и математик, один из наиболее заметных философов. Вследствие обвинения
РАЗДЕЛ 1 3
РАЗДЕЛ 2 (Глава 1 и Глава 2) 8
РАЗДЕЛ 2 (Глава 3) 19
РАЗДЕЛ 2 (Глава 4) 23
РАЗДЕЛ 2 (Глава 5) 27
2. Некоторые культурологи предлагают понимать под культурой такое поведение человека, которому он научился, а не наследовал генетически. Можно ли принять такое определение?
Определение можно принять, т.к. у взрослого человека весь объём информации, которая определяет его поведение в окружающем мире (в том числе и в обществе людей), состоит из двух объёмов:
1. Объём генетически наследуемой информации.
2. Объём внегенетической информации.
«Внегенетическую» информацию, которая определяет поведение человека, можно иначе назвать «социальная» информация, поскольку человек живёт и работает в общности людей. «Социум» (лат. socium – «общее, совместное») – человеческая общность определённого типа.
Исходя из этого, можно говорить о неком «информационном модуле» человека, который определяет его поведение. «Модуль» (лат. modulus – «мерка», modus) – обособленная часть системы, устройства, компьютерной программы, выполняющей отдельную функцию.
3. О. Тоффлер писал, что наука (ее гипотезы, теории, модели) формируются под влиянием экономических, политических и культурных факторов, действующих за стенами лаборатории, она не представляет собой независимую переменную. Насколько можно согласиться с суждением Тоффлера?
Не соглашусь. Тоффлер рисует картину мира науки как приводимую в действие своей собственной внутренней логикой и развивающуюся по своим собственным законам в полной изоляции от окружающего мира. В этой связи нельзя не заметить, что многие научные гипотезы, теории, метафоры и модели (не говоря уже о решениях, принимаемых учеными всякий раз, когда перед ними встает проблема выбора: стоит ли заняться исследованием той или иной проблемы или предпочтительнее оставить ее без внимания) формируются под влиянием экономических, культурных и политических факторов, действующих за стенами лаборатории.
Я отнюдь не утверждаю, что
между экономическим и
4. В чем специфика науки по сравнению с искусством, моралью, религией и философией?
Проблема "философия и наука" – это, прежде всего, вопрос о научности или истинности самой философии. Надо сказать, что ответ на вопрос "наука ли философия?" зависит от того, как мы понимаем науку и как оцениваем саму философию.
Науку, как правило, отождествляют с системой истинного знания, но это явное преувеличение.
Во-первых, основания любой науки (той же математики - символа научной строгости) являются весьма неопределенными, по сути постулативными: только принимаемыми в качестве истинных, но не доказанных в этом своем качестве.
Во-вторых, и на "верхних этажах" науки есть свои "неоднородности": теории, содержащие противоречия, недоказанные теоремы, чисто гипотетические построения, спекулятивные прогнозы, парадоксы, жестко конкурирующие друг с другом идеи и концепции и прочие не строго научные образования.
В-третьих, наука - это общественный институт, т.е. социальное пространственно-временное многообразие, заполненное людьми, их исследовательскими и иными ролями, в которых находится место всему, вплоть до заблуждений, предрассудков и слухов.
В-четвертых, принято думать, что наука увеличивает нашу уверенность в собственных силах. Что ж, она действительно делает это, но только, подчеркнем, в очень узком спектре, определяемым логикой и эмпирически удостоверяемым знанием. При этом сразу же обозначаются границы и выявляются пределы - знаний и индуцируимой ими уверенности. Наука безжалостно расправляется с часто дорогими нам убеждениями и утешительными видимостями. Именно с ее помощью мы лишились всякой надежды на вечный двигатель, на философский камень, на молниеносную переделку человека и общества. Таким образом, наука с успехом разрушает иллюзии, видимости, мнимости - словом, наше всезнание, часто запаздывая – и надолго – с постройкой нового здания на месте разрушенного, в котором мы чувствовали себя вполне уверенно.
6. Классики марксизма отмечали, что в классовом обществе культура поляризуется, приобретает классовый характер. Каково соотношение классового и общечеловеческого в культуре?
Сегодня проблема общечеловеческого и классового в культуре является весьма актуальной. Подлинная культура – это социально-прогрессивная творческая деятельность, носитель общечеловеческих ценностей, направленных на выявление и развитие сущностных сил человека, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности: добропорядочность, трудолюбие, скромность, добро, милосердие, дружба, любовь, справедливость, истина, красота и др.
В то же время в классовом
обществе по отношению к любым
духовным ценностям проявляются
социально-классовые
Социально-классовое начало проявляется в культуре в форме идеологии, которая оказывает на культуру деформирующее влияние, если она, обслуживая и защищая интересы своей социальной группы или своего класса, выдает их за интересы всего общества.
7. Каково соотношение понятий "культура" и "цивилизация"?
Самым крупным комплексом
выступает цивилизация, которую
часто отождествляют с
В первом случае
цивилизация обозначает
Слово цивилизация произошло от латинского civilis – гражданский, государственный, в средневековье носившего юридический смысл, относящийся к судебной практике.
Затем его значение
расширилось. «Цивилизованным»
Долгое время культуру
и цивилизованность