Древнегреческие политики и философы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 18:42, реферат

Описание работы

1. Материалистами называются философы, которые признают лишь существование материальных вещей и тел « /Вольф Х./ Можно ли согласиться с этим определением?
Существует точка зрения, что можно. Потому материалисты и зовутся материалистами, что признают только материю. Кроме материи ничего нет и быть не может. Все, что за пределами материи (если точнее и честнее - все, что придумано воображением людей, склонных бесконечно усложнять бытие), есть предмет и пища для Идеализма и религий.
Вольф, Христиан фон – знаменитый немецкий учёный-энциклопедист, философ, юрист и математик, один из наиболее заметных философов. Вследствие обвинения

Содержание работы

РАЗДЕЛ 1 3
РАЗДЕЛ 2 (Глава 1 и Глава 2) 8
РАЗДЕЛ 2 (Глава 3) 19
РАЗДЕЛ 2 (Глава 4) 23
РАЗДЕЛ 2 (Глава 5) 27

Файлы: 1 файл

8981 Философия.docx

— 61.66 Кб (Скачать файл)

 

 

РАЗДЕЛ 2 (Глава 5)

2. Некоторые культурологи предлагают понимать под культурой такое поведение человека, которому он научился, а не наследовал генетически. Можно ли принять такое определение?

Определение можно принять, т.к. у взрослого человека весь объём информации, которая определяет его поведение в окружающем мире (в том числе и в обществе людей), состоит из двух объёмов:

1. Объём генетически наследуемой  информации.

2. Объём внегенетической информации.

«Внегенетическую» информацию, которая определяет поведение человека, можно иначе назвать «социальная» информация, поскольку человек живёт и работает в общности людей. «Социум» (лат. socium – «общее, совместное») – человеческая общность определённого типа.

Исходя из этого, можно  говорить о неком «информационном модуле» человека, который определяет его поведение. «Модуль» (лат. modulus – «мерка», modus) – обособленная часть системы, устройства, компьютерной программы, выполняющей отдельную функцию.

 

3. О. Тоффлер писал, что наука (ее гипотезы, теории, модели) формируются под влиянием экономических, политических и культурных факторов, действующих за стенами лаборатории, она не представляет собой независимую переменную. Насколько можно согласиться с суждением Тоффлера?

Не соглашусь. Тоффлер рисует картину мира науки как приводимую в действие своей собственной внутренней логикой и развивающуюся по своим собственным законам в полной изоляции от окружающего мира. В этой связи нельзя не заметить, что многие научные гипотезы, теории, метафоры и модели (не говоря уже о решениях, принимаемых учеными всякий раз, когда перед ними встает проблема выбора: стоит ли заняться исследованием той или иной проблемы или предпочтительнее оставить ее без внимания) формируются под влиянием экономических, культурных и политических факторов, действующих за стенами лаборатории.

Я отнюдь не утверждаю, что  между экономическим и политическим строем общества и господствующим научным  мировоззрением, или «парадигмой», существует тесная параллель. Еще в  меньшей степени я считаю, как это делают марксисты, науку надстройкой над общественно-экономическим базисом. Вместе с тем было бы неверно рассматривать науку как своего рода независимую переменную. Наука представляет собой открытую систему, которая погружена в общество и связана с ним сетью обратных связей.

 

4. В чем специфика науки по сравнению с искусством, моралью, религией и философией?

Проблема "философия и  наука" – это, прежде всего, вопрос о научности или истинности самой философии. Надо сказать, что ответ на вопрос "наука ли философия?" зависит от того, как мы понимаем науку и как оцениваем саму философию.

Науку, как правило, отождествляют  с системой истинного знания, но это явное преувеличение.

Во-первых, основания любой  науки (той же математики - символа  научной строгости) являются весьма неопределенными, по сути постулативными: только принимаемыми в качестве истинных, но не доказанных в этом своем качестве.

Во-вторых, и на "верхних  этажах" науки есть свои "неоднородности": теории, содержащие противоречия, недоказанные теоремы, чисто гипотетические построения, спекулятивные прогнозы, парадоксы, жестко конкурирующие друг с другом идеи и концепции и прочие не строго научные образования.

В-третьих, наука - это общественный институт, т.е. социальное пространственно-временное  многообразие, заполненное людьми, их исследовательскими и иными ролями, в которых находится место  всему, вплоть до заблуждений, предрассудков  и слухов.

В-четвертых, принято думать, что наука увеличивает нашу уверенность  в собственных силах. Что ж, она  действительно делает это, но только, подчеркнем, в очень узком спектре, определяемым логикой и эмпирически  удостоверяемым знанием. При этом сразу  же обозначаются границы и выявляются пределы - знаний и индуцируимой ими уверенности. Наука безжалостно расправляется с часто дорогими нам убеждениями и утешительными видимостями. Именно с ее помощью мы лишились всякой надежды на вечный двигатель, на философский камень, на молниеносную переделку человека и общества. Таким образом, наука с успехом разрушает иллюзии, видимости, мнимости - словом, наше всезнание, часто запаздывая – и надолго – с постройкой нового здания на месте разрушенного, в котором мы чувствовали себя вполне уверенно.

 

6. Классики марксизма отмечали, что в классовом обществе культура поляризуется, приобретает классовый характер. Каково соотношение классового и общечеловеческого в культуре?

Сегодня проблема общечеловеческого  и классового в культуре является весьма актуальной. Подлинная культура – это социально-прогрессивная творческая деятельность, носитель общечеловеческих ценностей, направленных на выявление и развитие сущностных сил человека, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности: добропорядочность, трудолюбие, скромность, добро, милосердие, дружба, любовь, справедливость, истина, красота и др.

В то же время в классовом  обществе по отношению к любым  духовным ценностям проявляются  социально-классовые пристрастия, интересы. По мере прогресса ценности общества получают приоритетное значение перед  классовыми ценностями. Мы этот приоритет  общечеловеческого над классовым не признавали ни в теории, ни в практике. Это вело к подавлению творческого начала в культуре, идеологической узости мышления, нетерпимости к любому инакомыслию.

Социально-классовое начало проявляется в культуре в форме  идеологии, которая оказывает на культуру деформирующее влияние, если она, обслуживая и защищая интересы своей социальной группы или своего класса, выдает их за интересы всего общества.

 

7. Каково соотношение понятий "культура" и "цивилизация"?

Самым крупным комплексом выступает цивилизация, которую  часто отождествляют с культурой. В каких-то случаях так оно  и есть, но не всегда они выступают  синонимами. Цивилизация понимается учеными в двух значениях.

 В первом случае  цивилизация обозначает историческую  эпоху, пришедшею на смену варварству.  Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например восточную и западную цивилизации. Они различаются экономическим укладом и культурой, куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости судьбы, роли труда досуга. Восточная и западная цивилизации различаются именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.

Слово цивилизация произошло  от латинского civilis – гражданский, государственный, в средневековье носившего юридический смысл, относящийся к судебной практике.

 Затем его значение  расширилось. «Цивилизованным» стали  называть человека, умеющего хорошо  себя вести, а «цивилизовывать» означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным.

 Долгое время культуру  и цивилизованность отождествляли.  Первым разграничил два понятия  немецкий философ Иммануил Кант, а в начале ХХ века другой немецкий философ, Освальд Шпенглер, в своем знаменитом труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок.


Информация о работе Древнегреческие политики и философы