Древнейшие философские учения востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 01:12, реферат

Описание работы

Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ВОСТОКА……..4
2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ………………………………………………………….5
2.1 Предпосылки индийской философии……………………………………............................5
2.2 Джайнизм……………………………………………………………………………………..6
2.3 Буддизм……………………………………………………………………………………….7
3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ………………………………………………………...8
3.1 Особенности развития философии в Китае………………………………………………...8
3.2 Даосизм……………………………………………………………………………………….9
3.3. Конфуцианство…………………………………………………………………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:…………………………………………...12

Файлы: 1 файл

древнейшие философские учения востока.docx

— 49.51 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3

1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ВОСТОКА……..4

2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ………………………………………………………….5

2.1 Предпосылки индийской философии……………………………………............................5

2.2 Джайнизм……………………………………………………………………………………..6

2.3 Буддизм……………………………………………………………………………………….7

3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО  КИТАЯ………………………………………………………...8

3.1 Особенности развития философии в Китае………………………………………………...8

3.2 Даосизм……………………………………………………………………………………….9

3.3. Конфуцианство…………………………………………………………………………….10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:…………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие теоретического мышления и становление философии  представляют длительный процесс, предпосылки  которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти  ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились  же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений.

Условия прогресса  теоретического мышления, а в его  рамках и первые проявления философского мышления складывались неравномерно. Различались между собой отдельные  регионы с разными социально-экономическими условиями. Развитие философского мышления в странах Востока не составляло прямой линии. И хотя не исключается  на некоторых этапах и в некоторых  областях взаимное влияние, все три  исследуемых региона – Ближний  Восток,  Индия и Китай – представляют самостоятельные, культурные целостности.

Ближний Восток не создал в древности философской  традиции в подлинном смысле слова. Однако он был областью, где в  отличие от других регионов мира преобладали  оседлые земледельцы, и развитие социально-экономических отношений  происходило весьма интенсивно. Этому  динамичному развитию соответствовала  и накопленная  сумма знаний  и опыта.

Они воздействовали также на религиозные представления, на идеологию и культуру в  целом. Все эти различные сферы  человеческой  мыслительной активности выступали  в древних ближневосточных цивилизациях как единое целое. Древнейшие   культуры Ближнего Востока   имели контакты с Индией. Однако здесь развитие мысли с самого начала протекало более или менее самостоятельно. Предпосылки и начальные формы  философского мышления в Индии постепенно кристаллизовались в цельные философские системы, развитие которых можно проследить на длительных временных отрезках.

Древнюю и средневековую  китайскую философию также нельзя отделять от развития духовной жизни  китайского общества в целом. Она  развивалась самостоятельно, и только буддизм существенно повлиял  на нее, однако в течение нескольких веков он был приспособлен к местной  традиции и духовной жизни. Китайскую  философию можно характеризовать  как единое целое, развитие которого определялось способностью интегрировать  в себе различные новые внешние  влияния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ВОСТОКА

 

Философия начала формироваться  в первой половине первого тысячелетия  до нашей эры (VII–VI вв. до н.э.) одновременно в Греции, Индии и Китае. К числу  причин, приведших к подобному  интеллектуальному расцвету – рождению философии, ученые относят: 
1. Скачок в развитии производительных сил,

2. Появление товарно-денежных отношений,

3. Перестройка родовой организации общества,

4. Возникновение первых государств,

5. Рост оппозиции традиционной религии,

6. Критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний (характерный для древнегреческой философии).

Безусловно, процесс развития философии происходил в различных  странах не одинаково. При всей специфике  индийской и китайской предфилософии, обусловленной культурным фоном и различием в языках у обоих народов, в целом она обусловлена общекультурными закономерностями.

Существуют общие закономерности развития древнеиндийской и древнекитайской  философии. Во-первых, самосознание древних  индийцев и древних китайцев конструируется по типу родовых связей. Род объективирует  свое сознание в природе, но себя из нее не выделяет. Такое соотношение  природы, человека и сознания в первоначальной или первой индийской и китайской  философии реализуется в мировоззренческих  концепциях о духовном и телесном единстве человека и природы. Во-вторых, род выступает движущим основанием структурно-функциональных трансформаций  родового сознания. Геометрия и стереометрия космического времени, пространства и  пластики сознания древних индийцев и китайцев содержат в себе возможность  числовой абстракции философской категории, которая затем проявляется в  философских учениях. В-третьих, телесно-духовные оппозиции категорий верха и  низа предваряют активную познавательную работу мышления во всех сферах возникающей  философии. Выбор предфилософского типа фиксации сознания - мифа, ритуала или табу - в качестве исходной основы и философского направления диктуется не произволом философа, а его социальными условиями и классовыми интересами. В частности, у китайцев даосизм избирает миф, конфуцианство - ритуал, легизм - табу; у индийцев веданта избирает миф, миманса - ритуал и т.д.

Первая философия закладывает  прочные основания традиционализма  в сознании. Тем самым она начинает обслуживать устойчивые социально-экономические  системы, сохранившиеся в Индии  и Китае вплоть до ХХ в. На каждом историческом этапе развития индийского и китайского обществ духовная древность тесно соседствовала с современностью.

Общность генезиса не исключала  своеобразия путей формирования систематизированного философского знания. Если в Индии многочисленные философские  школы, так или иначе, соотносились главным образом с брахманизмом и буддизмом, то в Китае - преимущественно с конфуцианством. В Индии размежевание на отдельные школы не привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, а в Китае конфуцианство во II в. до н.э. добилось официального статуса государственной идеологии, сумев сохранить его до начала ХХ в.

 

 

 

 

 

2.ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

2.1 Предпосылки индийской философии

 

В Древней Индии еще  на ранних этапах очень высокого развития достигла философия. При  этом правильный в целом подход к  миру в них был скорее результатом непосредственного  созерцания природы, нежели глубокого  и конкретного изучения действительности в подробностях и  частностях. Научное изучение природы делало свои первые шаги.

Индийская философия - это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей  нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести.

В Древней Индии развитые философские воззрения содержатся в ведической литературе, зарождение которой относят к середине II тыс. до н.э. и которая представляет собой собрания гимнов персонифицированным  силам природы, религиозных ритуалов и т.п.

Характерная черта древнеиндийского общества – распадение его на четыре варны. Это брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Санскритское слово «варна» означает «покров, оболочка, цвет, окраска». Каждая варна имела свой цветовой символ: брахманы – белый, кшатрии – красный, вайшьи – желтый, шудры – черный. Каждая варна – замкнутая группа людей, она занимает строго определенное место в обществе. Варна эндогамна – браки заключаются лишь внутри варны. Принадлежность к варне определяется рождением и  наследуется. Члены варны имеют  свою традиционную профессию. Умственный труд стал монополией высшей варны жрецов – брахманов, воинское поприще – варны кшатриев, земледельческий, ремесленный и торговый труд – варны вайшьев («вайшья» - принадлежность, зависимость), самый низменный труд – варны шудры.

Первые три варны были арийскими, они резко отмежевывались от низшей варны шудр, состоящей, по-видимому, из основного населения Индии. Мужчины первых трех варн проходили обряд посвящения и приобщались к знанию, а потому назывались «дважды рожденными». Шудрам и женщинам всех варн это приобщение было запрещено, поэтому, согласно законам, они ничем не отличались от животного. Шудра – «слуга другого, он может быть по произволу изгнан, по произволу убит».

Физическая власть находилась в руках у кшатриев, моральная  – у брахманов. Только брахманы могли  учить священным текстам, совершать  усложненные ими обряды. Вайшьи –  основная масса населения – земледельцы, скотоводы, торговцы. Это также податное сословие, они содержали своим  трудом брахмаов и кшатриев, и являлись общинниками. Сельские общины – незыблемый фундамент индийского общества.

Для древнеиндийской философии  характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: первая группа -этоортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед: Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до н.э.). Вторая группа - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед: Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чарвака-Локаята. Самостоятельные учения в Индии появляются в VII-VI вв. до н.э. в форме философии локаята (чарвака), крупнейшими представителями которой считаются Брихаспати и Дхишан, и философии санкхья (основатель Капила). Наиболее известная школа древнеиндийских материалистов была Локаята. Локаятники выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного «освобождения» и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Признавая естественность и вечность бесконечно многообразного мира, древнеиндийские мыслители отвергали сверхъестественность природных явлений и процессов, отрицали, бессмертие души, выступали против языческих обрядов, религиозных учений джайнизма и буддизма.

Первым памятником мысли  древних индийцев были "Веды", буквально означающие в  переводе с санскрита "знание, ведение". Веды, возникнув

между вторым и первым тысячелетием до нашей эры, сыграли огромную, определяющую pоль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской мысли.

Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жеpтвенных

фоpмул. В них  впеpвые делается попытка философского толкования окpужающей человека сpеды.

Веды делятся на четыpе гpуппы (или части). Дpевнейшая из них -

Самхиты (гимны). Самхиты, в свою очеpедь, состоят  из четыpех сбоpников. Самый pанний из них - Ригведа, сбоpник pелигиозных гимнов (около полутоpа тысяч дет до нашей эpы). Втоpая часть Вед - Бpахманы (сбоpник pитуальных текстов). На них опиpалась pелигия бpахманизма, господствовашая до возникновения буддизма. Тpетья часть Вед - Аpаньяки ("лесные книги",  пpавила поведения для отшельников). Четвеpтая часть Вед – Упанишады – и есть собственно философская часть, возникшая около тысячи лет до нашей эpы. Уже в это вpемя возникли пеpвые элементы философского сознания, началось фоpмиpование пеpвых философских учений (и pелигиозно-идеалистических и матеpиалистических).

Брахманизм – религия  древних индийцев, являвшаяся дальнейшим развитием ведической религии в  период становления рабовладельческого общества. В священную литературу брахманизма входят Веды и обширные комментарии к ним («брахманы», «араньяки» и «упанишады»), составленные в 8-6 вв. до н.э. Брахманизм давал религиозное обоснование социальному неравенству, строгому кастовому делению, освящал привилегированное положение профессиональных жрецов, составлявших варну (сословие) брахманов. Членам каждой из четырех варн (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры) предписывались особые правила поведения, права, гражданские и религиозные обязанности (дхарма). Брахманизм учил, что наряду с ведическими богами существует высший абсолют – бог-творец Брахма, к слиянию с которым  должны стремиться бессмертные души всех живых существ, являющиеся частицами Брахмы. Но на пути к этой конечной цели стоит бесконечный ряд переселений душ, которая может воплощаться в самых разнообразных формах – начиная от растений и животных и кончая брахманами, царями и даже небожителями.

 

2.2 Джайнизм

Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эры на основе развития учений (мудрецов) одновременно с буддизмом как оппозиция брахманизму, освящавшему кастовый строй. Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии. Джайнизм выражал интересы прогрессивных слоев индийского рабовладельческого общества. Последователи джайнизма  поклоняются 24 пророкам, последним из которых якобы был легендарный основатель джайнизма Махавира Вардхамана, по прозванию Джина (санскр. - победитель), отсюда название джайнизм. Рассказы о Джине и его учениках составили каноническую религиозную литературу джайнизм (синддханта). Джина проповедовал, согласно джайнизму, 5 истин: не убивай, не лги, не воруй, не привязывайся к земным вещам, будь целомудрен (для монахов). Он вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ и воздаяния за поступки. Наряду с этим он проповедует еще более строгие правила не причинения вреда любым живым существам.

Информация о работе Древнейшие философские учения востока