Древнейшие философские учения востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 01:12, реферат

Описание работы

Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ВОСТОКА……..4
2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ………………………………………………………….5
2.1 Предпосылки индийской философии……………………………………............................5
2.2 Джайнизм……………………………………………………………………………………..6
2.3 Буддизм……………………………………………………………………………………….7
3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ………………………………………………………...8
3.1 Особенности развития философии в Китае………………………………………………...8
3.2 Даосизм……………………………………………………………………………………….9
3.3. Конфуцианство…………………………………………………………………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:…………………………………………...12

Файлы: 1 файл

древнейшие философские учения востока.docx

— 49.51 Кб (Скачать файл)

Главным признаком души у  человека джайнизм считает развитие сознания. Степень сознательности людей  различна. Это оттого, что душа склонна  отождествлять себя с телом. И, несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности ее безграничны, в том числе безграничны возможности познания; душа (скованная телом) несет в себе также и бремя прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души - в ее привязанностях и страстях. И здесь огромна роль знания, только оно способно освободить душу от привязанностей, от материи. Освобождение от страстей достигается с помощью аскетизма.    

 Джайнизм сохранил  ряд элементов брахманизма: веру  в перевоплощение душ, учение  о карме, о периодическом появлении  пророков. Джайнизм и буддизм  отрицают кастовый строй, учение  об индивидуальном избавлении  от страданий, святость Вед,  брахманистские обряды.  

2.3 Буддизм

Буддизм – одна из трех мировых  религий, возникшая в Индии в  середине I тысячелетия  до н.э. Позже буддизм распространился  в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, а также Дальнего Востока. Буддисты утверждают, что буддизм появился в результате земной проповеди Будды Шакья-Муни. В действительности же появление новой религии связано с разрушением родоплеменных связей и институтов, складыванием крупных рабовладельческих государств и усилением классового гнета. Буддизм учит, что жизнь во всех ее проявлениях есть зло, несущее страдания всему живущему. Причина зла и страданий – привязанность человека к чувственному миру перерождений (сансара), все человеческие чувства, страсти, желания. Преодолев их, поняв суетность и зло мира, можно прекратить «круговорот бытия», создав себе такуюкарму, которая приведет к небытию, нирване. Это «спасение» достигается вступлением на «восьмеричный путь» праведной жизни, под которой подразумевается отказ от всех человеческих интересов, семьи, имущества, от всего  светского, подавление в  себе любого интереса к земному путем  самососредоточения.

Практически такая  жизнь возможно только в монашеской общине. Мирянин мог рассчитывать на «лучшее перерождение», лишь щедро жертвуя монахам и соблюдая 5 моральных требований: воздержание от нанесения зла, лжи, кражи, от чувственных излишеств и алкоголя. Учение буддизма было выгодно господствующим классам, т.к. обвиняло во всех земных страданиях самого человека, якобы создавшего себе в прежних перерождениях такую судьбу, и представляло кротость и смирение главными добродетелями, несущими избавление от страданий земного бытия.

Дзен, дзен-буддизм – одна из разновидностей буддизма. Берет начало в распространившемся в 6 в. чань-буддизме. Исходя из признания  общих принципов буддизма, дзен-буддизм своеобразно толкует вопрос о соотношении земного и божественного мира, не ставя между ними преграды, а, напротив, утверждая, что они находятся в неразрывном единстве между собой. Дзен-буддизм учит, что с божеством можно соединится в земной жизни, обнаружив его  «в собственном духе, собственной природе». Так в дзен-буддизме вводится понятие «сатори» - внезапного просветления в момент сильного переживания, знаменующего «обнаружение Будды в своей природе». Для дзен-буддизма характерны крайний индивидуализм, иррационализм, безразличие к окружающему, ибо верующий призван всю жизнь стремиться лишь к слиянию с божеством, что является высшей целью его существования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО  КИТАЯ

3.1 Особенности развития философии в Китае

 

Китайская философия создала  самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Начало китайского философского мышления, подобно тому, как это было позже  в Древней Греции, уходит своими корнями в мифологическое мышление. В китайской мифологии мы встречаемся  с обожествлением неба, земли и  всей природы как реальностей, образующих среду человеческого существования. Из этой мифологизированной среды выделяется наивысший принцип, который

правит миром, сообщает существование вещам. Этот принцип иногда понимается персонифицированно как наивысший правитель (шан-ди) но чаще он представляется словом «небо» (тянь).

История Древнего Китая распадается (не считая неолита) на шесть периодов:

1) Шан-Инь (18-12 вв. до н.э.);

2) Чжоу – Западное  Чжоу (12-8 вв. до н.э.);

3) Чжоу – Восточное  Чжоу – Лего (т.е. «отдельные  государства»);

4) Чжоу – Восточное  Чжоу – Чжаньго (т.е. «сражающиеся  государства»);

5) империя Цинь (221-206 гг. до н.э.);

6) Хань (конец  III в. до н.э. – II в. н.э.).

В Древнем Китае  мифология была развита слабо. Древние  китайцы были для этого слишком практичными людьми.

Философия в  Китае возникает в конце III периода  в истории Древнего Китая и получает свой наивысший расцвет в следующий период Чжаньго. Этот период «борющихся государств, царств» был также тем, что часто называют «золотым веком китайской философии». Действительно, в те времена свободно и творчески существовало шесть основных философских школ: конфуцианство; моизм; школа закона («фа-цзя»), по-европейски – легизм; даосизм; школа «инь-ян» (натурфилософы); школа имен («мин-цзя»).

При этом в большинстве  школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской  мудрости, нравственности, управления. Это почти целиком относится  к конфуцианству, моизму, легизму, мировоззренческие основания политико-этических учений которых были или слабы, или заимствованы из других школ, например из даосизма – наиболее философичной из шести школ древнекитайской философии.

Философы Древнего Китая  в VII-VI вв. до н.э. тоже стремились объяснять  мир, исходя из него самого, путем рационального  исследования действительности, подвергая  сомнению утверждения о власти неба, божества над ходом всех процессов. Пытаясь раскрыть материальные первоначала  всего сущего, некоторые из древнекитайских  философов считали таковым дерево, огонь, металл, воду.

Рассматривая  все сущее как единство противоположных  начал – мужского – янь и женского – цинь, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Древнекитайский философ Лао Цзы , живший в VI в. до н.э., известен своим учением о естественном движении – дао, который обуславливает существование вещей и жизнь людей. В противовес идеалистам, рассматривавшим небо как сферу божественного разума, сторонники Лао Цзы утверждали, что закону дао подчиняется не только земля, но и небо. В учении Лао Цзы нашли свое отражение атомистические представления о строении мира. Он считал, что все  вещи состоят из мельчайших неделимых  частиц – ци.

Продолжателем данной традиции был Мо Цзы (V-IV в. до н.э.). Он известен также как критик учения Конфуция (VI-V в. до н.э.). Идеи первых философов Китая  Лао Цзы и Конфуция положили начало двум основным направлениям всей последующей китайской философии – даосизму и конфуцианству.

Два основных этапа развития философской мысли в Древнем  Китае: этап зарождения философских  воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э., и этапу расцвета философской мысли - этапу соперничества “100 школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.

Специфика китайской философии  непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в  многочисленных государствах Древнего Китая периодов “Весны и осени” и “Сражающихся Царств”.

Другая особенность развития китайской философии связана  с тем, что естественнонаучные  наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания. Пожалуй, единственным исключением в этом роде является школа моистов и школа натурфилософов, которые, однако, после эпохи Чжоу прекратили свое существование. 

Философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись  друг от друга непроходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб. Тем самым китайская философия  лишила себя надежного источника  для формирования цельного и всестороннего  мировоззрения, а естествознание, призираемое  официальной идеологией, испытывая  трудности в развитии, оставалась уделом одиночек и искателей эликсира бессмертия. Единственным методологическим компасом китайских естествоиспытателей оставались древнее наивноматериалистические идеи натурфилософов о пяти первостихиях.     

 Таким образом, оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузило ее предмет. В силу этого натурфилософские концепции, объяснения природы, а также проблемы сущности мышления, вопросы природы человеческого сознания, логики не получили в Китае большего развития. Обособленность древнекитайской философии от естествознания и не разработанность вопросов логики являются одной из главных причин того, что формирование философского понятийного аппарата шло весьма медленно. Наконец, для китайской философии была характерно тесная связь с мифологией. 

 

3.2 Даосизм

Даосизм возник в чжоуском Китае практически почти одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается философ Лао-Цзы, который современными исследователями считается фигурой легендарной, т.к. о нем нет достоверных исторических и биографических сведений. Согласно легенде, он ушел из Китая, но согласился оставить смотрителю пограничной заставы свое сочинение Дао-дэ-цзин (IV-III век до н.э.). В этом трактате излагаются основы даосизма, философия Лао-Цзы.

В центре доктрины-учение о великом Дао, всеобщем законе и абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создавал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется же Дао через свою эманацию – через Дэ, и если Дао все порождает, то Дэ все вскармливает.

Из этого видно, что  даосизм ставит перед собой цель раскрыть перед человеком тайны  мироздания, вечные проблемы жизни  и смерти и становится понятно, почему он возник.

Одним из самых привлекательных  пунктов в учении Дао как для простого народа, так и для знати была проповедь долголетия и бессмертия для людей, познавших Дао. Эта идея настолько увлекала, что императоры даже снаряжали экспедиции за эликсирами бессмертия и финансировали работы даосских магов  по их изготовлению. Таким образом даосизм смог выжить и укрепиться в условиях господства конфуцианства. При этом даосизм довольно сильно изменился, идея о Дао и Дэ была отодвинута на задний план, а на передний выдвинулись многочисленные маги, знахари, шаманы, примкнувшие к даосизму, которые умело синтезировали некоторые идеи даосизма с крестьянскими суевериями, и таким образом получившие над ними (крестьянами) очень большую власть.

 

3.3. Конфуцианство

Основателем конфуцианства  является Кун Фу-цзы (Конфуций) (551-479 гг. до н.э). Конфуций полагал, что главный долг мудреца – передавать прошлое культурное наследие. Однако это культурное наследие Конфуций по-своему интерпретировал.

Небо, говорил Конфуций, есть высшая сила: оно следит за справедливостью  на земле, стоит на страже социального  неравенства. Небо – судьба, рок, дао. Небо управляет нашей жизнью, оно дает нравственные принципы, которым мы должны следовать. Небо хочет, чтобы люди были доброжелательны друг к другу, т.е. назначение человека состоит в служении другим людям. 

Проблема взаимоотношения  между людьми, проблемы воспитания, проблемы управления – это центральные  проблемы философии Конфуция. В решении  этих проблем он исходит из осмысления опыта предков. Конфуций идеализирует прошлое, сравнивая с ним нравы  современного общества. В древности, говорил Конфуций, на мелочи не обращали внимания, люди вели себя достойно, отличались прямотой, учились, чтобы совершенствовать себя, избегали людей с грубыми выражениями и некрасивыми манерами, сторонились общества, где нет порядка.

Теперь же «людей, понимающих мораль, мало», принципам долга не следуют, недоброе не исправляют, учатся ради известности, а не ради самосовершенствования, занимаются обманом, срывают свой гнев на других, устраивают ссоры, не умеют и не хотят исправить свои ошибки.

Вообще, конфуцианство –  это, прежде всего, учение о нравственности. Конфуций сформулировал основные этические  понятия, которые в целом составляли «правильный путь», т.е. дао: 
1. «взаимность» (шу) - забота о людях,

2. «золотая середина» (чжун юн) - середина в поведении людей между крайностями,

3. «человеколюбие» - его основа – жэнъ (почтительность и уважение).

Также Конфуций разработал концепцию «благородного мужа» (цзюнь-цзы – нравственно совершенного человека), который противопоставлялся «низкому человеку» (сяо-жэнь).

Таким образом, управление в  обществе должно основываться на нравственном воспитании и примере вышестоящих нижестоящим. Если верхи следуют «дао», то народ не ропщет. «Если государь должным образом относится к родственникам, в народе процветает человеколюбие. Если государь не забывает о друзьях, в народе нет подлости».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение всего вышесказанного можно сделать некоторые выводы относительно особенностей развития философии  на Древнем Востоке. На развитие философии  на Древнем Востоке значительное влияние оказал так называемый «азиатский»  способ производства. Философия носила патриархальный и консервативный характер. Философия Древней Индии возникла и развивалась в условиях кастовой социальной структуры, патриархальных традиции и власти деспотичного государства. Сильной стороной древнеиндииской философии является ее обращенность к душе человека, к его сложным психическим состояниям.

Специфика китайской философии  непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в  многочисленных государствах Древнего Китая. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными  группами, между царствами - вот что  преимущественно интересовало философов  Древнего Китая. 

Информация о работе Древнейшие философские учения востока