Древнекитайская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Основные проблемы, поставленные древнекитайскими мыслителями.
Социально-этические проблемы были главенствующими в философских размышлениях китайцев. В Китае в отличие от Древней Греции космогонические теории выдвигались не столько для объяснения происхождения бесконечного многообразия природных явлений, земли, неба, сколько для объяснения первоосновы государства и власти правителя.

Файлы: 1 файл

Документ философия.docx

— 118.92 Кб (Скачать файл)

 

 

Шифр     4159

АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

г. АХТУБИНСК

ул. ВОЛГОГРАДСКАЯ, д.13, кв.13

 

 

 

 

 

Контрольная работа №1

по дисциплине: «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

студента (ки) группы  1-СРЗ

КАУНОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА

 

 

 

 

Фамилия, имя, отчество

Преподавателя

Номер варианта

Результаты проверки

ШЕПЕЛЕВА

ЕЛЕНА

АЛЕКСАНДРОВНА

№ 9

 


 

 

 

п/п

Фамилия, имя, отчество студента

Номер группы

Шифр студента

№ к/р

Дата поступления контрольной работы на проверку

Дата передачи контрольной работы преподавателю

Подпись преподавателя

Дата возврата контрольной работы с проверки

Результат проверки

Дата возврата контрольной работы студенту на доработку

Подпись студента

Примечание


 

ВАРИАНТ № 9

№1 «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ»

№ 2 «СОЗНАНИЕ: ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ»

№ 3 «ФИЛОСОФИЯ А.ШОПЕНГАУЕРА»

 

мысли: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период 8 – 6 вв. до н.э., и этапу расцвета философской мысли - этапу соперничества «школ», который традиционно относится к 6 - 3 вв. до  н.э.

Основные проблемы, поставленные древнекитайскими мыслителями. 
Социально-этические проблемы были главенствующими в философских размышлениях китайцев. В Китае в отличие от Древней Греции космогонические теории выдвигались не столько для объяснения происхождения бесконечного многообразия  природных явлений, земли, неба, сколько для объяснения первоосновы государства и власти правителя.

Одно из главных мест в социально-политических и этических воззрениях древнекитайских мыслителей занимала проблема умиротворения общества и эффективного управления государством.          

Одновременно история становления и развития философии неразрывно связана с классовой борьбой в обществе. Противостояние философских идей отражало борьбу различных классов в обществе, борьбу между силами прогресса и реакцией, цеплявшейся за все старое, освящавшее авторитетом традиции нерушимость и вечность своего господства.

 Древнекитайская   философия весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т.е.редукцией к так называемой практической философии. Вопросы этики, ритуала , управления страной, построения идеального общества упорядочения отношений между "верхами" и "низами" и т.п. были  не доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и должностным. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами. "Знание - действие - нравственность" - эта цепочка в Древнем Китае составляла одну из главных линий философии.

Философия в Китае возникает в конце III периода в истории Древнего Китая и получает свой наивысший расцвет в следующий период Чжаньго . Этот период “борющихся государств, царств” был также тем, что часто называют“золотым веком китайской философии”. Действительно, в те времена свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:

 -конфуцианство;

-моизм;

-школа закона (“фа-цзя”), по-европейски - легизм

-школа “даосизм;

-школа “инь-ян” (натурфилософы);

-школа имен (“мин-цзя”).

При этом в большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Древнекитайская философия была мало системна. Это объясняется тем, что она была слабо связана даже с той наукой, какая существовала в Китае, а также слабым развитием древнекитайской логики. Сам древнекитайский язык без суффиксов и флексий затруднял выработку абстрактного философского языка, а ведь философия - мировоззрение, пользующееся философским языком.

Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой в многочисленных государствах Древнего Китая периодов «Весны и осени» и «Сражающихся государств». Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Это привело к тому, что вопросы управления страной, отношений между различными классами и социальными группами населения в обществе, регламентации отношений между «верхами» и «низами», а также внутри господствующего класса, вопросы этики, ритуала заняли господствующее место в китайской философии и определили сугубо практический, можно сказать, утилитарный подход к жизни общества. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами - вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая. Поэтому китайские мыслители и древности и средневековья уделяли много внимания проблемам управления страной, построению различных социальных утопий, выработке планов идеального общества, причем эти утопии, как правило, основывались на идеализации глубокой древности, на призывах возврата к «золотому веку» совершенно мудрых правителей - Яо, Шунь и Вэнь-вана.

Становление древнекитайской философии, как и древнеиндийской, связано с ломкой  традиционных общинных отношений, вызванной экономическим прогрессом, появлением денег. Другая особенность развития китайской философии связана с тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватно выражения в философии, так как философы, как правило, не считали нужными обращаться к материалам естествознания.  
Оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузила ее предмет. В силу этого натурфилософские концепции, объяснение природы, а так же проблемы сущности мышления, вопросы природы человеческого сознания, логики не получили в Китае большого развития. Они лишь были поставлены в общем виде представителями материалистического направления, прежде всего представителями школы «инь - ян», или натурфилософами, моистами и в известно мере даосизмов.

Древневосточная философия представляет собой большую культурную ценность для всего человечества. Её идеи были интегрированы в духовную среду Запада. Известные литераторы Европы и. России неоднократно обращались к ней исключительно в положительном смысле. Одна из ветвей ведической философии - Веданта оказала влияние на французского писателя Романа Роллана, английского писателя Олдос Хаксли, немецкого писателя Германа Гессе; обращение к идеям буддизма мы встречаем у Л. Толстого, Вл. Соловьева, Н. Бердяева, П. Флоренского и др. Известны и такие деятели культуры как Николай и Константин Рерихи, а также Елена Рерих, вдохновлявшиеся этими идеями и много сделавшие для их распространения. Таким образом, можно утверждать, что философская культура Древнего Востока не замкнулась в себе и проложила дорогу на Запад и в Россию

Древнекитайская философия не потеряла своей жизненности и сегодня. Заветы древних китайских мудрецов обращены к каждому, кто желает познать загадку истоков всего происходящего, кто не удовлетворяется условностями цивилизаций, морали, идеологий, но ищет истинно великое и вечное, кто имеет мужество отказаться от мелочных приобретений ради того, чтобы вместить в себя весь мир.

Китайская философия внесла смысл в жизнь не только китайского народа, но и многих народов в мире. Сейчас многие страны «болеют» Востоком, не исключая и Россию: изучают их языки, историю , культуру, традиции, боевое искусство, йогу и многое другое. В поисках свободы, спокойствия, гармонии человек современного общества окунается в мир китайской философии во множестве ее проявлений и получает ту частичку света, которой ему так не хватает в жизни, наполненной условностями, ограниченностями, предрассудками. И, конечно, остается надеяться, что великие учения китайских мудрецов не канут в лету и будут нравственными заветами еще на многие годы

   
№2.  Сознание – это вторая после материи предельно широкая философская категория. Ф.М Достоевский считал, что человек есть тайна. Столь же таинственно сознание человека. И сегодня, когда человек проник во многие тайны мироздания, тайны его собственного бытия, а следовательно, и тайны его сознания во многом остаются еще загадочными и вызывают всеобщий интерес. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением пост - реализма своего времени. Споры о сущности сознания длятся  уже  много веков и не утихают по сей день . В идеализме сознание, идеальное истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая. Для материалистов сознание - способность идеального воспроизведения действительности.  
Материалистическая философия и психология исходят их трех кардинальных принципов: 1) признание сознания функцией мозга; 2) признание сознания как активного отражения внешнего мира в ходе практики; 3) понимание сознания как продукта общественного развития. Важнейшими свойствами сознания являются активность и способность к целеполагающей деятельности (а не просто приспособительные реакции как у животных).

  Структура сознания включает  в себя следующие компоненты:  
1)  телесно – перцептивные способности и получаемые на их основе первичные знания об окружающем мире и о самом себе;  
2)  логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе; они дают возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей, связей 
3)  эмоциональные составляющие сознания, они не связаны непосредственным образом с внешним миром; это сфера личностных переживаний, воспоминаний     
4)  ценностно-смысловые составляющие содержат в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию. 
5) Самосознание – это знание самого себя, ориентированность на отражение и осмысление своих внутренних чувств, интересов, мотивов поведения, действий и т.д. Здесь внутренний мир человека выступает объектом его собственного познания. Благодаря самосознанию человек осознает себя в конечном счете как личность. Ряд авторов высказывают мысль, что самосознание – это не самостоятельный элемент сознания, а личностное. Благодаря труду и членораздельной речи сформировалась вторая сигнальная система, имеющая место только у человека, только в обществе. Сознание и речь не просто сосуществуют, они образуют неразрывное единство: сознание отражает действительность, а речь обозначает и выражает сознание, мысли. Возникает социальный уровень материи и формируется высшая форма отражения – сознание, прежде всего теоретическое.

Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая до конца не разгадана. Единства в понимании этого вопроса нет, отсюда множество различных теорий антропогенеза. Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин  теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д. Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса - то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами. Продолжает существовать и даже успешно развиваться и теистическая концепция происхождения человека в акте божественного творения. Материалистическая теория происхождения человека - эволюционная. Здесь тоже есть расхождения и деления:  
1)  трудовая теория (Ч.Дарвин) - важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью;

2)  человек - результат «генетической ошибки», сбоя эволюционной программы развития природы;

 3)  человек возник в результате бифуркации, мощного качественного скачка в природе, в ходе в ходе которого появилось сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного – homо sapiens. Именно трудовая деятельность (орудийная) приводит к качественному изменению приматов. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующая орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания 
Для формирования сознания важны два момента, характерные для создания орудий труда:

1) в конце процесса труда получается  результат, который уже в начале  этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т.е идеально;

2) регулярное использование орудий  труда и с их систематическое  изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению. Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, сущность которой заключается в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека, его взаимоотношений с природной и общественной средой.

Сознание социально не только с точки зрения генезиса, происхождения. Оно всегда имеет социальную сущность. Что это значит?

1. Сознание человека имеет биологический  носитель, но у него нет генов  наследственности, а потому оно биологически не наследуемо. Новорожденный имеет мозг, нервную систему, но не имеет сознания, если его изъять из социальной среды, из общества, сознание у него не появится.

Информация о работе Древнекитайская философия