Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:15, курсовая работа
Основные проблемы, поставленные древнекитайскими мыслителями.
Социально-этические проблемы были главенствующими в философских размышлениях китайцев. В Китае в отличие от Древней Греции космогонические теории выдвигались не столько для объяснения происхождения бесконечного многообразия природных явлений, земли, неба, сколько для объяснения первоосновы государства и власти правителя.
Фамилия, имя, отчество Преподавателя |
Номер варианта |
Результаты проверки |
ШЕПЕЛЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА |
№ 9 |
№ п/п |
Фамилия, имя, отчество студента |
Номер группы |
Шифр студента |
№ к/р |
Дата поступления контрольной работы на проверку |
Дата передачи контрольной работы преподавателю |
Подпись преподавателя |
Дата возврата контрольной работы с проверки |
Результат проверки |
Дата возврата контрольной работы студенту на доработку |
Подпись студента |
Примечание |
№1 «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ»
№ 2 «СОЗНАНИЕ: ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ»
№ 3 «ФИЛОСОФИЯ А.ШОПЕНГАУЕРА»
мысли: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период 8 – 6 вв. до н.э., и этапу расцвета философской мысли - этапу соперничества «школ», который традиционно относится к 6 - 3 вв. до н.э.
Основные проблемы, поставленные древнекитайскими
мыслителями.
Социально-этические проблемы были главенствующими
в философских размышлениях китайцев.
В Китае в отличие от Древней Греции космогонические
теории выдвигались не столько для объяснения
происхождения бесконечного многообразия
природных явлений, земли, неба, сколько
для объяснения первоосновы государства
и власти правителя.
Одно из главных мест в социально-политических и этических воззрениях древнекитайских мыслителей занимала проблема умиротворения общества и эффективного управления государством.
Одновременно история становления и развития философии неразрывно связана с классовой борьбой в обществе. Противостояние философских идей отражало борьбу различных классов в обществе, борьбу между силами прогресса и реакцией, цеплявшейся за все старое, освящавшее авторитетом традиции нерушимость и вечность своего господства.
Древнекитайская философия весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т.е.редукцией к так называемой практической философии. Вопросы этики, ритуала , управления страной, построения идеального общества упорядочения отношений между "верхами" и "низами" и т.п. были не доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и должностным. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами. "Знание - действие - нравственность" - эта цепочка в Древнем Китае составляла одну из главных линий философии.
Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой в многочисленных государствах Древнего Китая периодов «Весны и осени» и «Сражающихся государств». Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Это привело к тому, что вопросы управления страной, отношений между различными классами и социальными группами населения в обществе, регламентации отношений между «верхами» и «низами», а также внутри господствующего класса, вопросы этики, ритуала заняли господствующее место в китайской философии и определили сугубо практический, можно сказать, утилитарный подход к жизни общества. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами - вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая. Поэтому китайские мыслители и древности и средневековья уделяли много внимания проблемам управления страной, построению различных социальных утопий, выработке планов идеального общества, причем эти утопии, как правило, основывались на идеализации глубокой древности, на призывах возврата к «золотому веку» совершенно мудрых правителей - Яо, Шунь и Вэнь-вана.
Древневосточная философия представляет собой большую культурную ценность для всего человечества. Её идеи были интегрированы в духовную среду Запада. Известные литераторы Европы и. России неоднократно обращались к ней исключительно в положительном смысле. Одна из ветвей ведической философии - Веданта оказала влияние на французского писателя Романа Роллана, английского писателя Олдос Хаксли, немецкого писателя Германа Гессе; обращение к идеям буддизма мы встречаем у Л. Толстого, Вл. Соловьева, Н. Бердяева, П. Флоренского и др. Известны и такие деятели культуры как Николай и Константин Рерихи, а также Елена Рерих, вдохновлявшиеся этими идеями и много сделавшие для их распространения. Таким образом, можно утверждать, что философская культура Древнего Востока не замкнулась в себе и проложила дорогу на Запад и в Россию
Древнекитайская философия не потеряла своей жизненности и сегодня. Заветы древних китайских мудрецов обращены к каждому, кто желает познать загадку истоков всего происходящего, кто не удовлетворяется условностями цивилизаций, морали, идеологий, но ищет истинно великое и вечное, кто имеет мужество отказаться от мелочных приобретений ради того, чтобы вместить в себя весь мир.
Китайская философия внесла смысл в жизнь не только китайского народа, но и многих народов в мире. Сейчас многие страны «болеют» Востоком, не исключая и Россию: изучают их языки, историю , культуру, традиции, боевое искусство, йогу и многое другое. В поисках свободы, спокойствия, гармонии человек современного общества окунается в мир китайской философии во множестве ее проявлений и получает ту частичку света, которой ему так не хватает в жизни, наполненной условностями, ограниченностями, предрассудками. И, конечно, остается надеяться, что великие учения китайских мудрецов не канут в лету и будут нравственными заветами еще на многие годы
№2. Сознание – это
вторая после материи предельно широкая
философская категория. Ф.М Достоевский
считал, что человек есть тайна. Столь
же таинственно сознание человека. И сегодня,
когда человек проник во многие тайны
мироздания, тайны его собственного бытия,
а следовательно, и тайны его сознания
во многом остаются еще загадочными и
вызывают всеобщий интерес. Сознание состоит
из чувственных образов предметов, являющихся
ощущением или представлением пост - реализма
своего времени. Споры о сущности сознания
длятся уже много веков и не утихают
по сей день . В идеализме сознание, идеальное
истолковывается как первичная субстанция,
будто бы стоящая над материальным миром
и его порождающая. Для материалистов
сознание - способность идеального воспроизведения
действительности.
Материалистическая философия и психология
исходят их трех кардинальных принципов:
1) признание сознания функцией мозга;
2) признание сознания как активного отражения
внешнего мира в ходе практики; 3) понимание
сознания как продукта общественного
развития. Важнейшими свойствами сознания
являются активность и способность к целеполагающей
деятельности (а не просто приспособительные
реакции как у животных).
Структура сознания включает
в себя следующие компоненты:
1) телесно – перцептивные
способности и получаемые на их основе
первичные знания об окружающем мире и
о самом себе;
2) логико-понятийные способности
и знания, получаемые на их основе; они
дают возможность выйти за пределы непосредственно
чувственно данного, достичь сущностного понимания
объектов, закономерностей, связей
3) эмоциональные составляющие
сознания, они не связаны непосредственным
образом с внешним миром; это сфера личностных переживаний, воспоминаний
4) ценностно-смысловые составляющие
содержат в себе высшие мотивы деятельности,
ее духовные идеалы, способности к их формированию
и пониманию.
5) Самосознание – это знание самого себя,
ориентированность на отражение и осмысление
своих внутренних чувств, интересов, мотивов
поведения, действий и т.д. Здесь внутренний
мир человека выступает объектом его собственного
познания. Благодаря самосознанию человек
осознает себя в конечном счете как личность.
Ряд авторов высказывают мысль, что самосознание
– это не самостоятельный элемент сознания,
а личностное. Благодаря труду и членораздельной
речи сформировалась вторая сигнальная
система, имеющая место только у человека,
только в обществе. Сознание и речь не
просто сосуществуют, они образуют неразрывное
единство: сознание отражает действительность,
а речь обозначает и выражает сознание,
мысли. Возникает социальный уровень материи
и формируется высшая форма отражения
– сознание, прежде всего теоретическое.
Тайна происхождения сознания есть тайна
происхождения человека, которая до конца
не разгадана. Единства в понимании этого
вопроса нет, отсюда множество различных
теорий антропогенеза. Представители
концепции абиогенеза настаивают
на спонтанном возникновении жизни из
неживой природы вследствие разных причин
теплового стресса, сильного геомагнитного
излучения и т.д. Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась
не на Земле, а привнесена из Космоса -
то ли случайно, то ли после посещения
земли инопланетянами. Продолжает существовать
и даже успешно развиваться и теистическая концепция
происхождения человека в акте божественного
творения. Материалистическая теория
происхождения человека - эволюционная. Здесь тоже
есть расхождения и деления:
1) трудовая теория (Ч.Дарвин)
- важнейшим условием возникновения
человека в ходе эволюции явилась совместная
орудийная деятельность, опосредованная
речью;
2) человек - результат «генетической ошибки», сбоя эволюционной программы развития природы;
3) человек возник в результате бифуркации, мощного качественного
скачка в природе, в ходе в ходе которого
появилось сознание (сразу!) и абсолютно
новый вид животного – homо sapiens. Именно
трудовая деятельность (орудийная) приводит
к качественному изменению приматов. Активно
действующая рука учила голову думать,
и совершенствующая орудийная деятельность
людей вела к совершенствованию их сознания
Для формирования сознания важны два момента,
характерные для создания орудий труда:
1) в конце процесса труда
2) регулярное использование
Сознание социально не только с точки зрения генезиса, происхождения. Оно всегда имеет социальную сущность. Что это значит?
1. Сознание человека имеет