Древнекитайская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Основные проблемы, поставленные древнекитайскими мыслителями.
Социально-этические проблемы были главенствующими в философских размышлениях китайцев. В Китае в отличие от Древней Греции космогонические теории выдвигались не столько для объяснения происхождения бесконечного многообразия природных явлений, земли, неба, сколько для объяснения первоосновы государства и власти правителя.

Файлы: 1 файл

Документ философия.docx

— 118.92 Кб (Скачать файл)

2. Вне связи с конкретными  социальными условиями сознание  человека и групп людей объяснить  также невозможно. Мысли, взгляды, интересы, стремления, чувства людей в разные  исторические эпохи очень отличаются. Причина этого кроется не в  самом мозге, а в изменениях  общественных условий жизни и деятельности людей.

3. Сама по себе физиологическая  основа сознания не отвечает  и на вопрос: почему в одну  и ту же историческую эпоху  в одном и том же обществе  сознание людей разное? Это объясняется тем, что люди занимают разное положение в социально- экономических отношениях. Поэтому и существует сознание раба и рабовладельца, патриция и плебея, крепостного и феодала, бизнесмена и пенсионера.

4. Вступающее в жизнь человеческое  существо лишь в том случае  может стать действительным человеком, если постоянно будет находиться  в мире людей и созданных  ими вещей. Сознание ребенка формируется  в его предметно-практической деятельности: он сталкивается и осваивается мир вещей, в которых уже воплощен человеческий разум, человеческое сознание. Постигая мир вещей, он через них постигает, осваивает и разум человека и сам приобретает его.

5. Благодаря языку, неразрывно связанному  с человеческим сознанием, человек осваивает, овладевает не только настоящим , но и историческом прошлым. Именно социальная природа человека обеспечивает ему осознание прошлого, истории науки, культуры, В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия , объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только необъяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма истории Родины, человечества и природы. А без этого нет сознания.

Таким образом, ни происхождение, ни сущность сознания нельзя объяснить из него самого. Нужно видеть материальные истоки сознания, понимать сущность отражения и видеть его эволюцию, и четко представлять роль социального фактора в возникновении сознания и его формировании в различные исторические эпохи

 №3.  Философия Артура Шопенгауэра - это огромный вклад в развитие человечества. Его труды не исчезли бесследно .Огромное значение философии Шопенгауэра заключается также в ее влиянии на общий ход философской мысли, на образование новых систем и направлений. А. Шопенгауэр обычно считается основоположником иррационалистического направления в буржуазной философии XIX в. и прямым  предшественником «философии жизни». Однако , хотя он был одним из тех мыслителей, которые положили начало новому - по сравнению с классическим - типу философствования и его учение знаменует полный отказ от традиций классической буржуазной философии, теоретические истоки его доктрины коренятся именно в идеях и взглядах представителей немецкой классической идеалистической философии [1, с.245].

Его высказывания о воле, жизни, смерти, истине стали формироваться как человеческая мудрость, которую необходимо познать, понять, донести до всего человечества. Артур Шопенгауэр в трудах западных ученых 20 века упоминается гораздо чаще, чем философы его современности. Объясняя свои понятия, философ пытался сеять в окружающем мире разумное, вечное, доброе и хотел, чтобы каждый человек был по-своему счастлив. Шопенгауэр - один из самых ярких представителей пессимистического . Социальная сущность сознания человека проявляется в том, что он сознательно воздействует на природу и собственное бытие.

Теоретические источники идей Шопенгауэра - философия Платона, трансцендентальная философия Канта и древнеиндийский трактат Упанишады. Это одна из первых попыток слияния западной и восточной культур. Трудность этого синтеза в том, что западный стиль мышления - рационален, а восточный - иррационален [10]. Шопенгауэр был философом иррационализма, критиковал идеализм.

В Его учении слились или были использованы идеи и мотивы, заимствованные у многих философов. Философия Шопенгауэра не состоит из отдельных клочков, а представляет собой как бы сплав, элементы которого хотя и могут, всё же соединены в единую, по-своему последовательную, целостную систему, не исключающую, впрочем, многочисленных бросающихся в глаза противоречий. Но, как показывает история философии, ни одно философское учение и до Шопенгауэра не было свободно от противоречий. [1, с.249].

Значение философии Артура Шопенгауэра заключается не в том влиянии, которое Шопенгауэр оказал на ближайших учеников и последователей своего учения, как Фрауэнштедт, Десен, Майдер, Бильгарц и другие. Эти ученики были лишь полезными комментаторами учения своего учителя. Огромное значение философии Шопенгауэра заключается в ее влиянии на общий ход философской мысли, на образование новых систем и направлений. Ново кантианство в известной степени обязано своим успехом философии Шопенгауэра : Лиман находится под влиянием Канта в шопенгауэровском освещении (особенно в вопросе об отношении интуиции к понятию). Гельмгольц также является кантианцем в духе Шопенгауэра (учение о врожденности закона причинности, теории зрения), А. Ланге подобно Шопенгауэру, считает  в не примиренной форме материализм и идеализм. Из слияния шопенгауэровских идей с другими мыслями зародились новые системы так, гегельянство, скомбинированное с шопенгауэровским учением и другими элементами, породило "Философию бессознательного" Гартмана, дарвинизмами шопенгауэровские идеи вошли в состав философии Ницше, учение о "ценности жизни" Дюринга выросло по контрасту из шопенгауэровского пессимизма [2, с.319].

В заключение хочется отметить, что Артур Шопенгауэр был и по сей день остаётся великим философом, чьи взгляды заслуживают внимания и уважения. Именно он считается основоположником иррационального направления в философии. Именно его взгляды и идеи в дальнейшем развивали многие философы. Это его учение знаменует полный отказ от традиций классической буржуазной философии. Бросая вызов тогдашним философам, он неустанно отстаивал своё мнение. Однако в силу некоторых причин, исследование которых будет далее, его философия поначалу не приобрела популярности. Истинная известность пришла к Шопенгауэру только в последние годы его жизни. Однако, прожив долгую жизнь, философ понял, что его труды не напрасны и в будущем окажут огромное влияние на развитие европейской философии.

Артур Шопенгауэр внёс неоценимый вклад в развитие европейской философии. Он считается основателем иррационального направления в философии. Его взгляды и идеи в дальнейшем развивали многие философы. Бросая вызов тогдашним философам, он неустанно отстаивал своё мнение. Однако в силу вышеописанных причин, его философия поначалу не приобрела популярности. Истинная известность пришла к Шопенгауэру только в последние годы его жизни. Однако, прожив долгую жизнь, философ понял, что его труды не напрасны и в будущем окажут огромное влияние на развитие европейской философии.

Шопенгауэр все свои идеи и взгляды изложил в своём самом большом труде «Мир как воля и представление». В нём автор затрагивает многие аспекты нашей жизни, заставляет задуматься над различными философскими проблемами. В своей философии он придерживался пессимистических взглядов, не призывал к самоубийству

Философия Шопенгауэра не получила популярности в обществе в основном из-за того, что в его работах практически полностью отсутствовали исторические знания и оценка факт

Литература

1. Ильин, В.В. История философии./ В.В. Ильин - СПб: Питер, 2005.

2. Переломов, Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба/ Л.С. Переломов - М.: Наука, 1993

3.Титаренко, М.Л. История китайской философии: Пер. с кит./М.Л. Титаренко М : Прогресс, 1989

4. Ясперс, К. Великие философы. Будда, Конфуций, Лао-Цзы, [Текст] / К. Ясперс - М.: ИФРАН, 2007

5. Нарский, И.С. Западноевропейская философия XIX в. / И.С. Нарский. - Москва: Наука, 1976.

6. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. - Минск: Современное слово, 1998.

7. Фишер К. Артур Шопенгауэр / пер. с нем.; примеч. и послесл .- А.Б. Рукавишникова / К. Фишер. - Санкт-Петербург: Лань, 1999.

8.Спиркин, А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов./ А.Г. Спиркин - М.:Плитиздат,1998.

9. Иванов А.В. Сознание и мышление. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

10.Башкалова В.А. Хрестоматия по истории философии. Часть 1. М., Владос 1997

11.Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебник для студ. Вузов. М., 2001.

12.Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1993.

13.Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2 т. М., 1972.

14.Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии. М., 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Древнекитайская философия