Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 16:17, реферат
Описание работы
Философия (греч. phileo -- люблю и sofia -- мудрость; буквально -- любовь к мудрости) -- форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………3 1. Периодизация китайской философии………………………………………4 2. Становление китайской философии………………………………………..5 3. Школы и течения в древнекитайской философии…...............................7 3.1 Философия древнего даосизма…........................................................7 3.2 Философия древнего конфуцианства………………………..................9 3.3 Воззрения школы легистов..............................................................11 Заключение……………………………………………………………….12 список литературы………………………
1. Периодизация китайской
философии………………………………………4
2. Становление китайской
философии………………………………………..5
3. Школы и течения в
древнекитайской философии…...............................7
3.1 Философия древнего
даосизма…........................................................7
3.2 Философия древнего
конфуцианства………………………..................9
3.3 Воззрения школы легистов..............................................................11
Заключение……………………………………………………………….12
список литературы………………………………………………….......13
Введение
Философия (греч. phileo
-- люблю и sofia -- мудрость; буквально -- любовь
к мудрости) -- форма духовной деятельности,
направленная на постановку, анализ и
решение коренных мировоззренческих вопросов,
связанных с выработкой целостного взгляда
на мир и на место в нем человека.
В отличие от иных форм
мировоззренческого сознания, предшествующих
философии, - мифологии и религиозного
мировоззрения, -- философское сознание
избрало своим ориентиром не авторитет
и традицию, не слепую веру, не апелляцию
к сверхъестественным силам, а свободное,
основанное на принципах разума, критическое
осмысление мира и человеческой жизни.
Философия противопоставила
антропоморфизму мифологии представление
о мире как о сфере действия безличных
объективных сил, а традиционности и непосредственности
мифа -- сознательный поиск альтернативных
вариантов подобных представлений, их
взаимную критику и принятие этих вариантов
на основе логической аргументации.
Это же стремление
к выработке целостной системы миропонимания
на основе интеллекта отличает философию
от религиозного сознания, с которым она
в течение многих веков находилась в тесном,
порой весьма противоречивом, сложном
взаимодействии, и для которого характерно
преимущественное внимание к эмоциональной
сфере мировоззрения, к тревогам и надеждам
человека, к поиску веры, к стремлению
к личностному общению с абсолютом.
Философия, таким образом,
выступает как рационально-теоретическая
форма мировоззрения. Напряженность творческих
поисков философской мысли связана, прежде
всего, со стремлением теоретически осмыслить
проблемы взаимоотношений человека и
мира, “вписанности” человека в мир, выработать
такое целостное понимание мира, которое
давало бы возможность включить в него
человека и при этом рассматривать человека
с точки зрения универсума в целом, понять
его место и предназначение в природном
и социальном мире.
1. Периодизация
китайской философии
Китайская философия
сложилась в 7-6 вв. до н.э. на рубеже эпох
Чуньцю (8-5 вв. до н.э.) и Чжаньго (5-3 вв. до
н.э.) во время правления династии Чжоу
(11-3 вв. до н.э.). Свое начало китайская философия
ведет от учений Лао-цзы (6 в. до н.э.), Конфуция
(551-479 гг. до н.э.) и «Книги перемен» (8-4 вв.
до н.э.).
Вследствие отсутствия
единого критерия, периодизация китайской
философии осуществляется в историко-философской
науке по различным основаниям.
1) По порядку
смены правящих династий. Например,
философия периода Чуньцю - Чжаньго,
философия периода двух династий Хань
и т.д.
2) По европейской
линейной матрице со смещением
хронологических вех. Выделяют четыре
периода:
ѕ древний (11-3 вв. до
н.э.);
ѕ средневековый (3
в. до н.э. - 19 в. н.э.);
ѕ новый (середина 19
в. - 4 мая 1919г.);
ѕ новейший (с 1919 г.
по настоящее время).
3) По основным
направлениям, каждое из которых
подразделяется на периоды в
зависимости от изменения содержания.
Например, раннее конфуцианство, ортодоксальное
конфуцианство, сунское неоконфуцианство,
современное конфуцианство и т.д.
Относительно древнего
периода развития китайской философии
у исследователей нет принципиальных
разногласий. По любым критериям он устанавливается
в рамках 7-3 вв. до н.э.
2. Становление
китайской философии
Все школы и направления
китайской философии вырастают из общей
основы, которую можно назвать культурой
Дао. В социально-историческом и теоретическом
срезах становление китайской философии
охватывает два периода: родовой и переходный
от рода к государству с соответствующими
типами родового и переходного мировоззрений.
Культура Дао сложилась в первый период.
Дао понимается как
сущность жизни. Геометрически Дао изображают
в виде сферы с вписанным в нее кубом. Жизненные
функции Дао поддерживаются вселенскими
ритмами инь и ян. Ян воспринимается извне
и генерируется внутри Дао сферой, инь
- кубом. Организм Дао наполнен пустотой,
в которой растворены идеальное, духовное
и телесное качества. Пустота пронизана
системой энергетических полей. Пять иньских
полей располагаются по горизонтали, они
взаимодействуют по кругу и в такой же
последовательности поочередно заходят
в центр. Пять янских полей располагаются
вертикально и взаимодействуют по траектории
в виде восьмерки и тоже в определенной
последовательности входят в центр. Все
энергетические поля являются парными
аналогами друг друга. В центре - противоположные
поля инь и ян сливаются в единство и образуют
новый ритм цзы. Вместе с инь и ян он составляет
генетическую триаду культуры Дао: инь-цзы-ян.
В полном цикле сопряжения поля сплетают
25-частную спираль Дао.
С началом разрушения
рода и зарождением государства культура
Дао деформировалась. Элементы инь и ян
сходят со своих спиральных орбит, в центробежной
направленности разрывают объем Дао, а
в центростремительной сталкиваются в
противоборстве. В результате Дао ввергается
в хаос.
Движимый трагическими
обстоятельствами хаоса человек сознательно
берет на себя заботу о восстановлении
гармонии культуры Дао. Это делают отдельные
способные к тому личности. Они ставят
себя на место центрального элемента цзы
в системе архетипа у чан - у син, восстанавливают
генетическую триаду инь-цзы-ян и реставрируют
Дао. Их теоретическое творчество и проповедуемый
ими образ жизни в каждом реставрируемом
ими типе культуры Дао принимает статус
философии. Такие люди получают имя цзы
и потому все древнекитайские философы
называются цзы: Лао-цзы, Кун-цзы, Мэн-цзы,
Чжуан-цзы, Ле-цзы, Моцзы, Сюнь-цзы и другие.
Философы направляются
в центр дао как ставленники природных
и социальных верхов и низов: от широкой
Земли и народа (минь), от высокого Неба
и правителя (цзюнь). Соответственно они
реставрируют Дао на горизонтальной и
вертикальной составляющих архетипа у
чан/ у син. В китайской философии рождаются
два основных направления - даосизм и конфуцианство,
между которыми помещается призванное
интегрировать их учение «Книги перемен».
Каждое из направлений
вырабатывает свой термин и понятие философии.
В конфуцианстве философия называются
хаосюэ, что является аналогом греческого
слова «философия». Дословно хаосюэ, как
и в греческом языке, означает любовь к
мудрости: хао - любить, сюэ - мудрость,
учение.
В даосизме философия
называется цзюэсюэ - отрицание мудрости:
цзюэ - отрицать, сюэ - мудрость. Однако
это только отрицание иллюзорной человеческой
самости и утверждение подлинной всеобщей
самости человека, входящей в даосизме
в понятие цзыжань - естественность. В
качестве любви даоская цзюэ сопоставима
с другим греческим словом, означающим
любовь. Даоская философия цзюэсюэ, противоположная
конфуцианской хаосюэ, в греческой транскрипции
может быть названа агапософия.
Учение «Книги перемен»
вырабатывает свой термин и понятие философии,
которые не изрекаются в слове, но выражаются
символически в триграммах и гексаграммах.
Таким образом, китайская
философия вводит в мировую философскую
культуру не один, а сразу три термина
и соответственно три идеи философии.
Реставрация культуры
Дао конфуцианством, даосизмом начинается
с духовной сущности. Этим определяются
исходные характеристики древнекитайской
философии:
1) В своих истоках
и эволюции китайская философия
есть философия дао (в аналогах инь
и ян - это философия Дао и Дэ).
2) Китайская философия
начинается с решения духовно-нравственной
проблематики.
3) Китайская философия
сознает и именует себя в
специальных терминах, понятиях
и идеях, стоит вровень с мировой
философией и открывает путь
историко-философской компаративистики.
3. Школы
и течения в древнекитайской
философии
Первую классификацию
философских школ представил Сыма Тань
(2-1 вв. до н.э.) в трактате «Основные указания
о шести школах». Сыма Тань условно выделил
шесть школ:
ѕ «натурфилософы»
(инь-ян цзя);
ѕ «ученые конфуцианцы»
(жу цзя);
ѕ «моисты» (мо цзя);
ѕ «школа имен» (мин
цзя);
ѕ «законники» (фа цзя);
ѕ «даосисты» (дао дэ
цзя).
Его сын, знаменитый
историк Сыма Цянь, включил трактат в свои
«Записки историка».
Классификацию продолжил
Лю Синь (2 в. до н.э.). Она сохранилась в
повторении ее Бань Гу (32-92 гг. н.э.) в «Истории
ранней династии Хань». К названным выше
Лю Синь добавил еще четыре школы:
ѕ «дипломаты» (цзун
хэн цзя);
ѕ «эклектики» (цза
цзя);
ѕ «аграрники» (нун
цзя);
ѕ «литераторы» (сяо
шо цзя).
Последняя не имела
самостоятельного значения и общее число
школ, таким образом, равнялось девяти.
С позиций историко-философской
науки классификации философских школ
Сыма Таня и Лю Синя имеют выраженный библиографический
характер и во многом условны. В них нет
единого мировоззренческого основания:
одни школы называются по имени основоположника
(моисты - последователи философа Моцзя),
другие - по профессии и составу (ученые-конфуцианцы),
третьи - по основной категории или символу
(даосисты - по Дао, законники - по категории
фа - закона).
3.1 Философия
древнего даосизма
Древний даосизм представлен
учениями Лао-цзы (6 в. до н.э.), Лец-зы (6 в.
до н.э.), Ян Чжу (ок. 440-334 гг. до н.э.), Чжуанцзы
(ок. 369- ок. 286 гг. до н.э.) в сочинениях, названных
их же именами: «Лао-цзы» (впоследствии
«Дао дэ цзин»), «Ян Чжу» (сочинение утрачено,
сохранилась лишь одна глава в «Лец-зы»),
«Лец-зы» и «Чжуан-цзы». Основоположником
даосизма считается Лао-цзы.
Даосизм базируется
на горизонтальной (иньской) составляющей
архетипа у чан/ у син, мировоззренчески
обращен на родовое прошлое, в котором
усматривает природно-социальный идеал.
Даоский идеал человека - совершенномудрый
человек (шэн жэнь). Он выдвигается в центр
Дао на место цзы в качестве духовного
наставника Поднебесной. Совершенномудрый
центрирует Поднебесную и во всех жизненных
значениях превращает ее в единую семью
и дом.
Лао-цзы отрицательно
оценивает тогдашнее настоящее и называет
его хаосом. Причину хаоса он усматривает
в нарушении цивилизацией естественного
миропорядка Дао, в результате чего человек
утрачивает подлинную самость. В пределе
космических истоков Дао есть вселенская
пустота, пронизанная натяженностью сил
инь и ян. Свою философскую задачу Лао-цзы
видит в том, чтобы вывести Поднебесную
из трагических границ цивилизации, вернуть
ее по эволюционному духовному маршруту
к вселенской пустоте и оттуда провести
по пути естественной генерации без цивилизационных
помех. Все это Лао-цзы описывает как инволюционно-эволюционный
космогенез Дао.
В даосизме существует
несколько путей вхождения в Дао. Одних
из них пролегает через естественность
(цзыжань), которой следует и само Дао:
«Человек берет за образец Землю, Земля
- Небо, Небо - Дао, Дао - естественность».
Естественность уравновешивает через
среднее звено цзы борющиеся противоположности
инь и ян и задает матрицу гносеологических,
психологических, онтологических и социологических
принципов даосизма: деяние недеяния,
движение недвижения, учение неучения,
служение неслужения, знание незнания,
говорения неговорения и др. Эти принципы
отливаются в философское суждение о Дао
в виде парадокса: светлое Дао подобно
темному Дао, наступающее Дао - отступающему,
совершенное Дао - ущербному Дао.
В учении о познании
ключевой предмет - Дао. Оно постигается
человеком не по частям, а открывается
ему в самопознании (цзы чжи) полностью
в акте мгновенного просветления разума
(сердца) при достижении состояния естественности.
В психологии Лао-цзы
восстанавливает духовный архетип у чан/
у син в форме пяти духовных качеств дао-дэ-жэнь-и-синь
и запускает его в горизонтальное круговращение
в ритме инь естества (цзы жань).
Говоря об обществе,
Лао-цзы отвергает управленческий аппарат
государства, право и силовые структуры.
Он выступает за расселение людей Поднебесной
по родовым площадкам, где роды, свободные
от цивилизационных сетей, через исконные
формы саморегуляции - миф, ритуал и табу
обратятся в естество Дао.
Ян Чжу, Ле-цзы и Чжуан-цзы
конкретизируют учение Лао-цзы и в зависимости
от исторической динамики придают даосизму
новую стилистику философствования. Особенности
их стиля заключаются в онтологизации
идеи Дао в природной вещи, отчего Дао
эстетизируется и при соприкосновении
вещи с любым искусством человека выражается
в художественной форме. Это нисколько
не мешает философам строить чисто понятийные
гносеологические и онтологические конструкции.
Ян Чжу в основу своего
учения положил принцип естественного
бытия и наслаждения жизнью: это реакция
на неестественность цивилизации. Ян Чжу
берет человека в конечных пределах его
физического, духовного и интеллектуального
существований и открывает выход его чувственным
потребностям, которые поглощают все,
что производит цивилизация. При этом
Ян Чжу критикует конфуцианство: он выражает
сомнение в ценности деяний идеальных
правителей древности и учит мудрой апатии
относительно прижизненных славы и позора.
Ле-цзы в эпоху Тан
(7-10 вв.) был титулован как «прорвавшийся
в пустоту истинный человек». Он детально
доработал космологию Лао-цзы. В качестве
исходной субстанции Ле-цзы полагал первоперемену
(тай и). Ее генетическая пульсация выражается
в числовом круге 1-7-9, что указывает на
внутреннюю упорядоченность первоперемены
и ее предрасположенность к порождению
множественности. Далее первоперемена
внутренне дифференцируется в три начала: