Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 16:17, реферат
Описание работы
Философия (греч. phileo -- люблю и sofia -- мудрость; буквально -- любовь к мудрости) -- форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………3 1. Периодизация китайской философии………………………………………4 2. Становление китайской философии………………………………………..5 3. Школы и течения в древнекитайской философии…...............................7 3.1 Философия древнего даосизма…........................................................7 3.2 Философия древнего конфуцианства………………………..................9 3.3 Воззрения школы легистов..............................................................11 Заключение……………………………………………………………….12 список литературы………………………
Из них развивается
космос Неба и Земли, насыщенный животворной
энергией (цзин). В космосе рождается человек,
существование которого оптимизируется
вечным хождением из небытия в бытие (рождение)
и обратно (возвращение).
Чжуан-цзы, как и Ле-цзы,
подает философские идеи в виде художественно
отточенной притчи. Он в подробностях
производит диалектическую логическую
модель даоского мышления в системе архетипа
у чан/ у син с проекцией на природный космос.
Эта модель состоит из пятиэлементного
подвижного небесного круга, пятиэлементного
статичного земного квадрата и соединяющей
их оси тождества противоположностей
«да» и «нет». В центральной точки оси
находится безфункциональный предел -
место разума (сердца) совершенномудрого
человека. Парные категории в противоположностях
инь и ян курсируют по этой модели («располагаются
по кругу и постепенно переходят в квадрат»),
в момент их встречи в центре оси происходит
духовное просветление разума совершенномудрого
человека, т.е. проявляется истина Дао.
3.2 Философия
древнего конфуцианства
Древнее конфуцианство
представлено творчеством Конфуция (551-479
гг. до н.э.), Мэн-цзы (ок. 372 - ок. 289 гг. до
н.э.), частично Сюнь-цзы (ок. 313 - ок. 238 гг.)
и отражено в их сочинениях «Лунь юй»,
«Ли цзи», «Мэн-цзи», «Сюнь-цзы».
Конфуцианство базируется
на вертикальной составляющей архетипа
у чан/ у син, мировоззренчески обращено
в будущее. Конфуцианский идеал человека
- благородный муж или сын правителя (цзюньцзы).
Он выдвигается в центр архетипа Дао на
место цзы как ставленник верхов. Благородный
муж центрирует Поднебесную и превращает
ее в одну социальную семью. Основная задача
благородного мужа пробудить у народа
веру к себе и повести его по пути духовно-нравственного
совершенствования к новому цивилизованному
Дао.
Подобно Лао-цзы, Конфуций
отрицательно оценивает наличное состояние
Поднебесной. «Великое Дао сокрылось во
мраке», общество «Великого единения»
(да тун) разрушилось и теперь нужно было
через построение общества «Малого процветания»
(сяо кан) идти к обществу «Великого процветания».
Выход к нему Конфуций видит в цивилизационных
духовно-нравственных началах.
Мудрец избирает в
качестве путеводной нити духовный архетип
у чан/ у син. Поднебесная считается одной
семьей. Все ее звенья соединяются отношениями
сыновней почтительности и братской любви.
Эти отношения образуют корень конфуцианской
добродетели (дэ), из которого взращивается
человеколюбие (жэнь), а из него - цивилизационное
Дао. Связи между верхами и низами общества
ритуализуются (ли) и скрепляются справедливостью/
долгом (и), доверием (синь) и почитанием
предков. Созданная таким образом система
проецируется на космос и становится социоприродной.
Космос антропоморфизируется и духовно-нравственные
нормы архетипа у чан/ у син начинают действовать
на человека с силой естественной необходимости.
Аналогично тому, как
Лао-цзы считает себя носителем естественности
(цзы жань) в Поднебесной, так и Конфуций
полагает себя единственным носителем
культуры (вэнь). В силу этого Лао-цзы и
Конфуций критически относятся друг к
другу, что отразилось в текстах «Дао дэ
цзин» и «Лунь юй» и положило начало историко-философской
традиции в китайской философии.
Мэн-цзы воспринял
конфуцианское учение и стиль философского
диалога. Его учение легло в основу конфуцианской
концепции политической организации общества,
сердцевину которой составляет доктрина
«человеколюбивого правления» (жэнь чжэн).
В основе доктрины лежат принципы:
ѕ разделение всех
людей Поднебесной на тех, кто управляет
(благородные мужи), и тех, кем управляют
(простолюдины);
ѕ обеспечение зажиточной
жизни народу;
ѕ обучение народа.
В контексте конфуцианской
задачи нравственного совершенствования
личности Мэн-цзы, определяя нравственное
достоинство человеческой природы, пришел
к выводу, что она добра. Согласно Мэн-цзы,
высшая нравственная сила и предмет нравственного
познания - Небо, Дао Неба - искренность,
Дао человека - размышление об искренности
и обучение других. Первым из конфуцианцев
Мэн-цзы поставил вопрос о соотношении
чувств и разума (сердца) в процессе познания.
Сюнь-цзы, будучи конфуцианцем,
испытал значительное влияние даосизма,
легизма и моизма. За обширнейшие знания
современные ученые называют его «энциклопедистом
Древнего Китая».
Мировоззренчески
Сюнь-цзы основывался на понимании природы
как естественной реальности и источнике
всего сущего. Он отрицал раннеконфуцианское
положение о божественности воли Неба.
Первым в истории китайской философии
Сюнь-цзы поставил проблему о соотношении
процессов, происходящих в природе, и деятельности
человека и дал оптимистическое решение:
познав естественное пространство в Дао,
человек может подчинить себе Небо и Землю
и заставить служить себе вещи. Однако
познать Дао может только совершенный
человек - благородный муж. Дао познается
в природном естестве, первая ступень
- восприятие чувствами, вторая - размышление,
третья - претворение Дао в жизни.
Сюнь-цзы отчетливо
подразделял природное Дао и социальное
Дао. Сущность последнего составляют ритуал
и долг/ справедливость, которые необходимы
для выправления злой природы человека.
Именно в этом аспекте разворачивается
философское учение Сюнь-цзы.
3.3 Воззрения
школы легистов
Легизм зародился в
6 в. до н.э., окончательно оформился к 3
в. до н.э. Название школы происходит от
понятия фа - закон. Основные представители
легистской школы Гуань Чжун, Шан Ян, Хань
Фэй, Шэнь Дао, Шэнь Бухай.
Легисты разработали
концепцию государства, в основу которой
положили принцип равенства всех перед
законом. Главная цель учения легистов
заключалась в построении сильного государства
через укрепление государственного аппарата,
прежде всего силовых структур и армии,
и развитие земледелия.
Легизм подразделяется
на три направления соответственно трем
легистским принципам:
ѕ управление с помощью
законов (фа) (Шан Ян);
ѕ власти, силы, авторитета
(ши) (Шэнь Дао);
ѕ метода, искусства
власти (шу) (Шэнь Бухай).
Хань Фэй-цзы (3 в. до
н.э.) объединил эти принципы в единой теории
деспотической власти, оставив в качестве
центрального принцип фа. Он подвел итог
концептуальной разработке легизма на
пороге образования первой китайской
империи во главе с Циньши Хуанди, который
утвердил легизм в качестве господствующей
идеологии.
Древнекитайская философия
Дао в составе даосизма, конфуцианства
и школы легистов выработала собственные
понятия и идеи философии и оказала определяющее
влияние на развитие всей духовной культуры
Китая.
Заключение
Из всего вышесказанного
можно выделить следующие отличительные
черты древнекитайской философии:
1. Специфической
чертой китайской философии был
принцип рассмотрения мира (природа,
человек и его общество) как
единого универсума, все элементы
которого взаимосвязаны и находятся
в динамичном равновесии.
2. Практичность, ориентированность
не на поиск и выработку
идеала, в соответствии с которым
следовало бы изменить реальность,
а на поддержание реальности
такой, какая она есть. Отсюда
отсутствие сколько-нибудь серьезных
апелляций к сверхъестественному,
базирование на вполне достижимом идеале
социальной, этической и политической
системы. Этот идеал, конечно, освещен
благословением Неба, но для его воплощения
в жизнь не требовалось ничего невозможного.
Все теории должны просто ориентировать
народ на поддержание порядка. Поэтому
в китайских письменных памятниках очень
подробно рассматриваются способы управления
государством и способы самоусовершенствования
человека.
3. Специфичность
древнекитайской философской мысли
обусловлена также употреблением
в письменной речи образно-символических
знаков -- иероглифов. Пиктографическое
письмо вырабатывало эстетико-филологическое
отношение к тексту. Это неизбежно сказалось
на содержательных особенностях представлений
о мире и человеке, на культуре мышления
древнекитайских философов вообще.
4. Внутренне китайская
философия необычайно стабильна.
Основой такой стабильности было
постоянное подчеркивание исключительности
китайского способа мышления. Следствием
его явилось постепенное появление
и закрепление чувства превосходства
китайского национального умозрения,
его нетерпимости ко всем другим
философским взглядам.
Древневосточная философия
представляет собой большую культурную
ценность для всего человечества. Ее идеи
были интегрированы в духовную среду Запада.
Известные литераторы Европы и России
неоднократно обращались к ней исключительно
в положительном смысле.
Таким образом, можно
утверждать, что философская культура
Древнего Востока не замкнулась в себе
и проложила дорогу на Запад и в Россию.