Древний Китай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 12:43, реферат

Описание работы

Экономическим основанием древнекитайской цивилизации было прежде всего земледелие. Землей владела сельская община, она же и распределяла эту землю в соответствии с так называемой «колодезной системой». Это означало, что вся земля делилась на девять частей, по форме напоминавших квадрат. Восемь периферийных частей поступали в распоряжение отдельных семей или родовых кланов, из которых состояла община, а вот центральный, срединный надел земли считался общественным.

Содержание работы

Общая характеристика философии Древнего Китая
Конфуцианство
Даосизм

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).docx

— 29.58 Кб (Скачать файл)

В даосизме исторически впервые (в  Китае) даны философские ответы на мифологические вопросы: откуда взялось сущее? Каков источник происхождения мироздания? Можно предполагать, что, называя Дао небытием, пустотой, даосы утверждали первичность небытия. Лао-цзы говорит об этом так: «Все вещи в Поднебесной рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии».

Даосы стремились к соединению двойственного понимания мира. С одной стороны, наши органы чувств и просто здравый смысл требуют воспринимать окружающую реальность (чувственную картину мира) как состоящую из множества раздельных между собой предметов (стол не есть дом; цветок не есть ящерица и т.д.). Мир как «тьма вещей». С другой стороны, мир – это единство, целостность, постигаемая лишь в мышлении, разумом (умопостигаемая, теоретическая картина мира). Все связано со всем. Мироздание с точки зрения даосов, во-первых, имеет единый источник происхождения: все и вся произошло или сотворено из единого материала-первосущности; во-вторых, имеет в своей основе единую первичную субстанцию: все возникает из всего и во все уходит; в-третьих, подчинено действию одних и тех же закономерностей.

Дэ – это состояние мира, разделенного на «тьму вещей», конкретизация, проявление Дао в вещах и человеческом существовании. При этом Дэ несет  на себе еще одну очень важную смысловую  нагрузку: Дэ – это добродетель, благодать, культура.

Проявление мира, его возникновение  из «корня» Дао оценивается даосами как благодать, добродетель, гармония. Жизнь, существование, телесность есть благо, и добродетельны сами по себе, просто в силу своей естественности. Добро и благо изначально вписаны в мироздание, заложены уже в самих основах бытия Неба, Земли и Человека. Поэтому главными нормами поведения человека даосы объявляли следование естественности и недеяние (у-вэй). В самом деле, если в Космосе разлита добродетель, а Природа благоухает благодатью, то все, что требуется от человека, – не разрушить уже данной, существующей гармонии, не навредить своим вмешательством. Любое человеческое действие, выпадающее из разряда «естественного следования природе», будет исполнено демонизма и зла. Познание Дао возможно лишь для тех, кто провозгласил принципом своей жизни слияние с Дао через следование и подражание Дао. Дао не имеет никаких желаний, оно свободно от страстей. «Нужно сделать свое сердце предельно бесстрастным, твердо сохранять покой…» («Даодэцзин», гл. 16.). Общественным идеалом для даосов было родоплеменное общество, когда люди жили малочисленными общинами, «плели узелки и употребляли их вместо письма». Таким людям практически не нужен правитель, поэтому главными качествами царя должны быть бесстрастие и недеяние.

Знание, мудрость в Китае – это  не творчество, не созидание нового, не результат напряженной мыслительной деятельности, а образ жизни, основанный на вслушивании, созерцании потока изменчивого  бытия. Причем для этого совсем необязательно  совершать путешествия в дальние  земли или, пытаясь понять, что  есть человек, встречаться со многими  людьми. «Не выходя за ворота, можно  знать о делах Поднебесной. Не выглядывая в окно, можно видеть естественное Дао. Поэтому совершенномудрый не ищет знаний, но познает все; не выставляет себя на показ, но всем известен; не действует, но добивается успеха». И далее: «По себе можно познать других; по одной семье можно познать остальные, по одному царству можно познать другие; по одной стране можно познать Вселенную».


Информация о работе Древний Китай