Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 13:44, доклад
Описание работы
Духовность – сложное понятие. Дух (лат. spiritus, буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) – в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию. Оно использовалось, прежде всего, в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии.
Здесь оно выступало в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб мира и человека. В диалектико-материалистической философии понятие духовной жизни приобрело более широкий смысл как умственная деятельность.
Религиозное сознание представляет собой
отражение действительности в фантастических
образах. По определению Ф. Энгельса в
работе «Анти-Дюринг», «…религия является
не чем иным, как фантастическим отражением
в головах людей тех внешних сил, которые
господствуют над ними в их повседневной
жизни, – отражением, в котором земные
силы принимают форму неземных».
Религия – это особое видение
мира и оценка происходящих в нём явлений
на основе представлений о всех естественных
силах, о божественном разуме. На уровне
социальной психологии религия проявляется
в виде религиозных чувств и в выполнении
культовых обрядностей. На уровне обыденного
сознания формируются религиозные понятия,
представления, религиозные образы и вера
в Бога. На уровне теоретическом формируется
религиозное учение – теология (учение
о божестве) и функционирует религиозная
идеология.
Философия как особая форма общественного
сознания представляет собой видение
мира сквозь призму всеобщих свойств,
связей и отношений, всеобщих закономерностей,
проявляющихся во всех сферах деятельности.
На уровне обыденного сознания философия
предстаёт в виде народной мудрости (т. е.
знаний, полученных в обыденной жизни,
но концентрирующих в себе житейский опыт
людей). На уровне теоретическом развиваются
различные философские системы (религиозная,
религиозно-идеалистическая философия,
материалистическая).
Политическое сознание – это система
взглядов на политическую жизнь общества,
на формы государства и формы власти, на
принципы их устройства и направление
деятельности. На уровне социальной психологии
политическое сознание проявляется как
эмоциональное отражение политических
отношений. На уровне обыденного сознания формируется
обыденное представление о власти, о государстве,
о политических отношениях. На уровне
теоретического сознания формируются
различные политические теории и политическая
идеология. На уровне научного теоретического
мышления формируется политическая наука.
Правовое сознание представляет собой
систему взглядов на природу и на значение
правовых отношений, норм правового поведения.
Естественнонаучное сознание (наука)
представляет собой систему естественнонаучных
знаний о мире. Наука как форма общественного
сознания существует в виде системы эмпирического
и теоретического знания. Ее отличает
стремление к производству нового, логичного,
максимально обобщенного, объективного,
закономерного, доказательного знания.
Наука ориентирована на критерии разума
и рациональна по своей природе и используемым
механизмам и средствам. Развитие ее находит
свое выражение не только в возрастании
суммы накапливаемых положительных знаний,
но и в изменении всей ее структуры. На
каждом историческом этапе научное познание
использует определенную совокупность
познавательных форм – фундаментальных
категорий, принципов, схем объяснения,
т. е. стиль мышления. Наука имеет огромное
значение для развития социума, особенно
для становления современного общества
на его постиндустриальной и информационной
стадии.
Каждая из названных форм является особым
видом духовного производства. Они отличаются
друг от друга по предмету и способам отражения
действительности, а также по присущим
им социальным функциям.
Мораль – форма общественного сознания,
представляющая совокупность принципов,
норм, правил поведения, призванных регулировать
отношения между людьми, опираясь на общественное
мнение и на сложившиеся в данном обществе
представления о добре и зле. Мораль или
нравственное сознание – это видение
мира сквозь призму добра и зла, это отражение
мира, связанное с оценкой человеком отражаемых
явлений как хороших или плохих, добрых
или злых. Мораль на уровне социальной
психологии проявляется в виде нравственных
чувств и проявляется в виде нравов, особых
норм нравственного поведения. На уровне
обыденного сознания мораль представляет
собой этнические знания о правилах общежития,
обычаях и нравах, которые проявляются
во всех сферах жизнедеятельности общества.
На уровне теоретическом формируется
теоретическая форма знаний о нравственных
отношениях, обычаях (формы действий) и
нравов (норма поведения), а также создаётся
наука об этике.
Важными философскими вопросами морали
являются вопросы происхождения и сущности
морали. «Две вещи наполняют всегда новым
и все более сильным удивлением и благоговением,
– говорил И. Кант, чем чаще и продолжительнее
мы размышляем о них, – это звездное небо
надо мной и моральный закон во мне».
Выполняя наряду с появившимся позднее
правом роль регулятора поведения людей,
мораль в то же время принципиально отличается
от него по ряду существенных моментов:
1. Мораль – такая регулятивная
система, которая обязательна для
каждой формационной и цивилизационной
ступени развития общества. Право
же является атрибутом только
«государственных» формаций, в которых
мораль сама по себе не может
обеспечить соответствующее данному
общественному порядку поведение
людей.
2. Нравственные нормы поведения
поддерживаются лишь общественным
мнением, правовые нормы – всей
силой государственной власти. Соответственно
и нравственная санкция (одобрение
или осуждение) имеет идеально-духовный
характер: человек должен осознать
оценку его поведения общественным
мнением, принять ее внутренне
и скорректировать свое поведение
на будущее. Юридическая же санкция
(награда или наказание) принимает
характер принудительной меры
общественного воздействия.
3. Принципиально отличаются друг
от друга и категории правовых
и моральных систем. Если основными
категориями права выступают
законное и незаконное, правомерное
и неправомерное, справедливое и
несправедливое, то основными оценочными
категориями морали и этики
являются: добро, зло, долг, совесть, честь,
достоинство, счастье, смысл жизни.
4. Моральные нормы распространяются
и на такие отношения между
людьми, которые не регулируются
государственными органами (дружба,
товарищество, любовь и др.).
Из данного сравнительного анализа нетрудно
вывести следующие особенности морали:
1. Всеобъемлющий характер морали.
2. Внеинституционнальность морали.
3. Императивность морали.
Всеобъемлющий характер морали означает,
что моральные требования и оценки проникают
во все сферы человеческой жизни и деятельности.
Любая политическая декларация не упустит
случая апеллировать к нравственным ценностям,
любое произведение изящной словесности
обязательно содержит в себе моральную
оценку, никакая религиозная система не
найдет последователей, если не включит
в себя достаточно строгую мораль и т. д.
Любая житейская ситуация имеет свой моральный
срез, который позволяет проверить действия
участников на человечность.
Внеинституциональность морали означает,
что в отличие от других проявлений духовной
жизни общества (наука, искусство, религия),
она не является сферой организованной
деятельности людей. Проще говоря, не существует
в обществе таких организаций и учреждений,
которые бы обеспечивали функционирование
и развитие морали.
Императивность состоит в том, что большинство
моральных требований апеллирует не к
внешней целесообразности (поступай так-то,
и добьешься успеха или счастья), а к моральному
долгу (поступай так-то, потому что этого
требует твой долг), т. е. носит форму императива,
прямого и безусловного повеления.
Сущность морали выражается в ее функциях.
Среди множества выполняемых моралью
функций основными принято считать следующие:
регулятивную, оценочно-императивную,
познавательную
Главная функция морали – регулятивная.
Мораль выступает как способ регулирования
поведения людей в обществе и саморегулирования
поведения индивида.
Следующая функция морали – оценочно-императивная.
Нравственное освоение человеком действительности
предполагает разделение всех социальных
явлений на «добро» и «зло». С помощью
этих основополагающих категорий морали
дается собственно оценка любому проявлению
общественной жизни. А уже из утвержденной
оценки того или иного факта логично вытекает
и соответствующее повеление (императив)
индивиду: поступай таким-то конкретным
образом, ибо это добро, и наоборот, воздерживайся
от таких-то поступков, потому что это
зло.
Познавательная функция морали в известной
степени производна от оценочной. В принципе,
историческое развитие морали можно интерпретировать
как своеобразный поиск человечеством
наиболее гуманных, достойных и перспективных
путей развития и совершенствования как
всего общества, так и каждого человека.
Мораль выполняет и множество других
функций: воспитательную, ориентирующую,
прогностическую, коммуникативную.
Основными моральными ценностями являются
– совесть, справедливость. Совесть –
категория, стоящая в центре духовной
жизни человека. Истинно нравственный
человек ценит «чистую совесть» превыше
всего и страдает, если на ней появляются
пятна. Такое состояние души А. С. Пушкин
выразил строкой: «Да, жалок тот, в ком
совесть нечиста».
Совесть – это самооценка человеком
своих поступков с точки зрения общепринятой
или корпоративной этики. Проснувшуюся
в человеке совесть можно сравнить с судом,
где индивид выступает сразу в роли подсудимого,
прокурора, судьи и защитника. Решения
этого «суда» могут быть различными, и
не всегда они подчиняются формуле «или
– или».
Интересно высказывание Ф. М. Достоевского,
который говорил: «Вот, например, человек
образованный, с развитой совестью, с сознанием,
сердцем. Одна боль собственного сердца
прежде всяких наказаний убьет его своими
муками. Он сам себя осудит за свое преступление
беспощаднее, безжалостнее самого грозного
закона». Однако человеку становится совестно
только тогда, когда он не лишен стыда,
этого замечательного, трудно определяемого,
но, безусловно, необходимого качества.
Лишенный его, человек не может считаться
психологически полноценным.
Совесть тесно связана с другими моральными
ценностями и прежде всего с честью, в
содержание которой входит безупречная
честность, умение держать слово и выполнять
свой долг, доблесть, благородство души
и т. п. Честь – это осознание индивидом
своей значимости и признание его значимости
окружающими. Понимание чести определяется
положением человека в конкретной среде,
историческими особенностями этой среды.
Поэтому нет единого, равнозначного для
всех кодекса чести.
Важнейшая моральная ценность – нравственный
долг – требование безусловного выполнения
нравственных норм, принятых в данной
социальной среде. Личность должна не
только сознавать свой нравственный долг,
а прилагать все усилия для его воплощения
в реальность. Нравственный долг выражает
необходимость поступать в соответствии
с совестью и всеми нравственными принципами.
В структуре духовной жизни человека
и общества значительными являются политическое
и правовое сознание. Политическое сознание
– это отражение политических отношений
и деятельности политических институтов,
всей политической жизни общества в сознании
людей. Политическое сознание – совокупность
чувств, устойчивых настроений, традиций,
идей и цельных теоретических систем,
отражающих коренные интересы больших
социальных групп, их отношение друг к
другу и к политическим институтам общества.
Важными особенностями политического
сознания являются: многомерность, внутренняя
противоречивость, рациональность.
Политическое сознание лежит в основе
политического поведения классов, социальных
групп и личностей. Выделяются массовое,
групповое и индивидуальное политическое
сознание. Кроме того, выделяются в политическом
сознании обыденный и теоретический уровень.
Обыденное политическое сознание – это
довольно аморфное, подверженное эмоциональному
воздействию и вместе с тем достаточно
инертное образование, формирующееся
на основе житейского опыта и в значительной
мере – в итоге манипулирования со стороны
средств массовой информации. Оно представляет
собой совокупность житейских взглядов
людей на политические процессы, роль
государства в обществе, деятельность
политических партий и т. д., подход к ним
на основе здравого смысла.
Теоретическое политическое сознание,
составляющее содержание политической
идеологии, предстает как система взглядов,
основанная на определенной политической
концепции и отражающая политические
интересы тех или иных социальных групп.
В этой связи выделяют консервативное,
радикальное, либеральное, демократическое,
реформистское и т. д. политическое сознание.
Право, правоотношения, правовая деятельность
естественно отражаются в сознании людей
в виде неких знаний и оценок, чувств и
привычек, в совокупности образующих особую
форму общественного сознания – правосознание.
В нем выражены представления какой-либо
социальной группы или индивида не только
о самом праве, но также об обеспечивающих
существование права институтах – государстве,
правосудии, законности.
Правосознание имеет два уровня: обыденный,
практический, и теоретико-идеологический.
В обыденном правовом сознании выражено
определенное фактическое знание индивидами
права, проявляющееся в стремлении следовать
правовым стандартам поведения. Любопытно,
что индивид может и не подозревать о том,
что он является обладателем некой суммы
правовых знаний. Но, выполняя принятые
в обществе правила поведения, типа соблюдения
договоренностей, предоставления взаимных
услуг, возмещения ущерба, совершения
актов купли и продажи и пр., индивид тем
самым демонстрирует «практическое знание»
правовых нормативов, которые могут и
не выделяться сознанием именно как правовые.
Такие, фактически являющиеся правовыми
навыки, знания по существу несут на себе
главную нагрузку по регулированию повседневных
взаимоотношений отдельных людей.
На теоретико-идеологическом уровне
правосознания осуществляется осмысление
самой сущности права, его возможностей
и границ, анализ опыта правовой жизни,
деятельности правовых институтов и реальной
отдачи правовых норм и т. д. Это уже – сфера
действия профессионалов, т. е. теоретиков,
идеологов. К их компетенции относятся:
разработка системы правовых наук, научно-практические
рекомендации законодательным и правоприменительным
органам, обучение правовым знаниям, навыкам
и т. д. Поскольку здесь речь идет о теории,
т. е. научном уровне освоения права, то,
конечно же, эта деятельность относится
к духовному производству со всеми вытекающими
отсюда последствиями.