Духовно-нравственные ценности молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 16:21, реферат

Описание работы

Уховно-нравственное воспитание сегодня – это, прежде всего, формирование и защита духовно-нравственных ценностей в молодежной среде. Статистические и социологические данные позволяют сделать вывод о наличии в молодежной среде серьезных девиаций, ведущих к разрушительным социальным последствиям:
- заметно снизился уровень общей культуры и нравственности детей и молодежи: согласно исследованию Института социологии РАН 55% из них готовы переступать через моральные нормы для того, чтобы добиться успеха, з

Содержание работы

Введение…………………………………3
Понятие и природа ценностей…………6
Теории ценностей в философии……….
Нравственные ценности…………………….9
Классификация
ценностей в современном мире…..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..16
ЛИТЕРАТУРА…………………………17

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ НА ТЕМУ.docx

— 30.53 Кб (Скачать файл)

 

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ НА ТЕМУ:

 

«Духовно-Нравственная ценность среди современной молодёжи »

 

 

Доклад  подготовила:

 

учащиеся гр.9102

Климова .Л.Е

 

 

Казань 2013

План доклада:

 

Введение…………………………………3

 

Понятие и природа ценностей…………6

 

Теории ценностей в  философии……….7

 

Нравственные ценности…………………….9

 

Классификация

 

ценностей в современном  мире…..12

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..16

 

ЛИТЕРАТУРА…………………………17

 

 

 

1.Введение

 

 

Общество представляет собой  сложную систему различных общественных отношений. Общественные отношения  подразделяются на материальные и духовные. Материальные отношения складываются вне нашего сознания и существуют независимо от него. Духовные же отношения  формируются, предварительно проходя  через сознание людей. Связь между  ними носит опосредованный характер: материальные отношения, отражаясь  в общественном сознании, порождают  определенные духовные ценности, которые  являются основой духовных отно­шений.

 

Духовная жизнь может  быть наполнена богатым содержа­нием, что создает благоприятную общественную атмосферу, хо­роший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловырази­тельной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность.

 

Основные элементы духовной жизни — духовные потребности  людей, духовная деятельность по созданию духовных ценностей, духовное потребление  и духовные отношения между людьми.

 

Основу духовной жизни  общества составляет духовная деятельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают  определенные мысли и чувства, обра­зы и представления о природных и социальных явлениях. Резуль­татом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и рели­гиозные воззрения.

 

Особым видом духовной деятельности является распростра­нение духовных ценностей с целью их усвоения возможно боль­шим числом людей. Результатом такой деятельности является формирование духовного мира людей, а значит, обогащение духовной жизни общества.

 

Побудительными силами духовной деятельности выступа­ют духовные потребности  — внутренние побуждения челове­ка к духовному творчеству. Они объективны по содержанию, т.е. обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни лю­дей и выражают необходимость духовного освоения ими окру­жающего их социоприродного мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как прояв­ления внутреннего мира людей, их сознания и самосознания.

 

Существенной стороной духовной жизни является духовное потребление. Предметы духовного потребления, будь то произ­ведения искусства или моральные и религиозные ценности, формируют соответствующие потребности.

 

Производство и потребление  духовных ценностей опосреду­ется духовными отношениями. Выделяются такие виды духовных отношений, как поз­навательные, нравственные, эстетические и другие. Духовные отношения — это, прежде всего отношения интеллекта и чувств человека к тем или иным ценностям и, в конечном сче­те — ко всей действительности. Установившиеся в обществе духовные отношения проявляются в повседневном общении лю­дей, в том числе семейном, производственном, национальном и т.д. Они создают как бы интеллектуальный и эмоциональный фон межличностного общения и во многом обусловливают его содержание.

 

Прежде чем говорить о  проблеме ценностей, следует, хотя бы кратко остановится на феномене свободы  человека, как базового понятия, определяющего  суть ценностного подхода.

 

Свобода – это способность  человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями. В русском языке термин «свобода» употребляется, прежде всего, в значении «свобода от», т.е. отсутствие внешнего принуждения, гнёта, ограничений и т.д. Понятие «воля» имеет более широкое значение, которое оформилось примерно в 15-16вв. в Московском государстве. С одной стороны, «вольница» отнюдь не означала автономии личности, а напротив, заменяла её авторитетом группы, что является в определённом смысле несвободой. С другой стороны, в воле есть и своё желание, и повеление природы, степи, дали, что так характерно для русского восприятия мира. Понятие свободы закрепилось в христианстве как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможности для человека свободного выбора на пути к Богу. Однако реализация этой идеи оказалась в противоречии с идеалами равенства и справедливости.

 

Вместе с тем очевидно, что игнорирование необходимости чревато произволом и вседозволенностью, анархией и хаосом, что вообще исключает свободу. Следовательно, свобода есть нечто большее, чем учёт объективной необходимости и устранение внешних ограничений. Гораздо более существенна внутренняя свобода, «свобода для», свобода в выборе истины, добра и красоты. В рамках «свободы от» вполне резонна формула: «Разрешено всё, что не запрещено». Но по сути дела – это логика раба, оставшегося без надсмотрщика.

 

Существеннейшей характеристикой  свободы является её внутренняя определённость. Человек не имеет никакое общественное устройство, если оно не учтёт выгоды его быть личностью и иметь  свободу для её реализации.

 

 

^ 2.Понятие и природа  ценностей.

 

 

Философское учение о ценностях  и их природе называется аксиологией (от греч. axios — цен­ность и logos — учение). Но прежде чем сло­житься в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась.

 

В античной, а затем и  средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики вклю­чались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись отбытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии.

Уже в античной философии  имелись разные подходы к вопросу  об абсолютном и относительном характере  ценностей. Если, на­пример, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов, все ценности индивидуальны  и относительны. Это вытекало из их основного те­зиса: «человек есть мера всех вещей». Попытка дифференцирован­ного подхода к ценностям содержится в философии Аристотеля, который, с одной стороны, признает самодостаточные ценности, или «самоценности», к которым, в частности, относится человек, счастье, справедливость и т.д. Но вместе с тем он утверждает и от­носительный характер большинства ценностей, ибо разные веши кажутся ценными детям и мужам, добрым и мудрым людям.

 

Различные исторические эпохи  и разные философские системы  накладывают свой отпечаток на понимание  ценностей. В Средние пека они  связываются с божественной сущностью, приобретают ре­лигиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых обще­ственных отношения во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

 

Впервые понятие «ценность» в специальном, узком смысле употребил  И. Кант. Предпосылкой аксиологии у нею является раз­ведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности — это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед чел о пеком; значимость тех или иных факторов для личности. Особое внимание Гегель уделяет разграничению ценностей на экономические (утили­тарные) и духовные. Первые выступают как товары и характеризу­ются со стороны их «количественной определенности». Эти ценности всегда относительны, т.е. зависят от спроса, «от продажи, от вкуса публики». Во втором смысле ценности связыва­ются со свободой духа, и все, «что имеет ценность и значимость, — духовно по своей природе».

 

 

^ 3.Теории ценностей в  философии.

 

 

После выделения аксиологии в самостоятельную область философских  исследовании сформиро­валось несколько типов теорий ценностей. От­метим лишь некоторые из них.

 

^ 1. Натуралистический психологизм  (представлен трудами Дж. Дьюи, 1S59—1952) рассматривает ценности как объективные факторы ре­альности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связы­вает с биологическими и психологическими потребностями челове­ка. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

 

^ 2. Аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд, 1848—

1915; Г. Риккерт, 1863—1936). Здесь ценность — не объективная ре­альность, а идеальное бытие. Ценности рассматриваются как не зави­симые от человеческих желаний. Это добро, истина, красота, кото­рые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценность, таким образом, — это не реальность, а идеал, носителем которого является «сознание вообще, т.е. трансцендентальный (потусторон­ний, запредельный) субъект. Кроме того, ценности рассматриваются в этой концепции как нормы, которые не зависят от человека и об­разуют общую основу конкретных ценностей и культуры.

 

^ 3. Персонашстический онтологизм. Наиболее видный представитель этого направления М. Шеяер (1874- 1928) утверждал объективный характер ценностей. По em мнению, они образуют онтологиче­скую основу личности. Но ценности, находящиеся в предметах, не следует отождествлять с их эмпирической природой. Познание ценностей и их созерцание основано, в конечном счете, на чувстве любви или ненависти. Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. В этом смысле наименее долговечными явля­ются ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами. Более высокие ценности — это ценно­сти «прекрасного» и «познавательные» ценности. Пчелей ценно­стью является ценность «святого», идея Бога, а любовь к Богу рас­сматривается как высшая форма любви. Bcе ценности имеют по­этому свою основу в ценности божественной личности.

 

^ 4. Социологическая концепция  ценностей. Основатель этой концепции  М. Вебер. С его точки зрения, ценность—это норма, которая  имеет определенную значи­мость для социального субъекта. В этой связи он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в разлитии общества.

 

В современном мире также  существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей  и их понятии.

 

 

^ 4.Нравственные ценности.

 

Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных  явлений для жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей  и идей.

 

Первой ценностью является сам человек во всём многообразии его жизни и деятельности. Это  представление возникло не сразу, а  стало итогом довольно длительной эволюции общественного сознания. Убеждение, что каждый человек самоценен  независимо от его возраста, пола, расы и нации, происхождения и т. п., возникало и укреплялось либо в сравнении человека с высшей ценностью (Бог, Дух), либо в силу действия общих закономерностей жизни  общества. Так, в буддизме равенство  людей и признание их ценности происходило вследствие того, что  всё рождённое обречено на страдание  и должно преодолеть его и обрести нирвану.

 

В христианстве ценность человека усматривается в возможности  искупления греховности и обретения  вечной жизни во Христе, а в исламе ценность человека – в отдаче себя Аллаху и исполнение его воли.

 

Ценность человеческой личности в определённом смысле выше всего  того, что делает или говорит данный человек. Её нельзя свести к труду  или творчеству, к признанию со стороны общества или группы людей.

 

Вторым феноменом мира ценностей являются вещи, производимые человеком на протяжении всего исторического  пути. Мир вещей охватывает всё  – от древнейших пирамид до суперсовременных компьютеров и ускорителей, космических  аппаратов и полимеров. Этот мир материальной культуры, созданный людьми для удовлетворения своих потребностей представляет как бы «неорганическое тело» человека, многократно усиливая его мощь, опредмечивая его способности и таланты. Вещественный мир стал «второй природой» человека и неслучайно ценностное отношение к нему является достаточно точным критерием ценности самого человека. Вопрос о соотношении ценности человека, его жизни, здоровья и его имущества всегда был центральным для любой мировоззренческой системы. Все религии сурово осуждают стремление к накоплению материальных ценностей, алчность.

 

Сущность проблемы ценности и оценки мира вещей состоит в  том, чтобы уяснить пределы этого  мира и его влияния на развитие человека. Очевидно, что люди не могут  обходиться каким-то минимумом вещей, а идеалы аскетизма никогда не имели широкого распространения. Столь  же очевидно, что нет и верхнего предела насыщения вещами, а их количество все умножается. Более  того, одной из причин острого экологического кризиса является накопление отбросов человеческой цивилизации, которые  не могут быть ею утилизированы. Переработка  ресурсов планеты в вещи идет ускоренными  темпами, что порождает, с одной  стороны, серьёзную озабоченность  ученых и политиков, а с другой стороны, массовые движения за отказ  от беспредельного потребления и  добровольное самоограничение.

 

Распространённое мнение, что богатство развращает человека, губит его, а бедность способствует моральному очищению, рождалось и  поддерживалось в моменты острых социальных катаклизмов, при резкой поляризации общества.

 

Не зря все мировые  религии, особенно в начале своего возникновения, были религиями бедных, обездоленных, угнетённых. Они проповедовали отказ  от тленных земных богатств и стремление к вечным небесным ценностям. Позже, когда церкви сами стали собственниками и владельцами значительных богатств, отношение к миру вещей несколько  изменилось. Атеисты, не уповая на жизнь  вечную, призывали всячески пользоваться благами земными.

Информация о работе Духовно-нравственные ценности молодежи