Духовно-нравственные ценности молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 16:21, реферат

Описание работы

Уховно-нравственное воспитание сегодня – это, прежде всего, формирование и защита духовно-нравственных ценностей в молодежной среде. Статистические и социологические данные позволяют сделать вывод о наличии в молодежной среде серьезных девиаций, ведущих к разрушительным социальным последствиям:
- заметно снизился уровень общей культуры и нравственности детей и молодежи: согласно исследованию Института социологии РАН 55% из них готовы переступать через моральные нормы для того, чтобы добиться успеха, з

Содержание работы

Введение…………………………………3
Понятие и природа ценностей…………6
Теории ценностей в философии……….
Нравственные ценности…………………….9
Классификация
ценностей в современном мире…..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..16
ЛИТЕРАТУРА…………………………17

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ НА ТЕМУ.docx

— 30.53 Кб (Скачать файл)

 

Вещи сами по себе в ценностном отношении нейтральны. Людям приходится постоянно оценивать новые явления  в жизни человека и общества и  соотносить их с традиционными системами  ценностей. В полной мере это относится  и к системе духовных ценностей.

 

Духовные ценности – это  своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который  не только не обесценивается, но и, как  правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в теории ценностей, которая устанавливает  соотношение ценностей с миром  реальностей человеческой жизни. Речь идёт прежде всего о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считают высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.

 

Что касается моральных ценностей, то здесь основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. В истории человечества было несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы ценностей.

 

 

^ 5.Классификация ценностей  в современном мире.

 

 

В литературе существуют разные способы и принципы классифи­кации и иерархии ценностей. Так, выделяют ценности-цели, или выс­шие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Говорят о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т.д., но все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.

 

Однако, несмотря на различные  формы дифференциации цен­ностей и их релятивный характер, имеется самая высшая и абсо­лютная ценность — это сам человек, его жизнь. Эта ценность долж­на рассматриваться только как ценность-цель, и никогда к ней не должно быть отношение как к ценности-средству, о чем так убеж­денно писал Кант. Человек — это самоценность, абсолютная цен­ность. Он является субъектом ценностей и ценностного отношения, и сама постановка вопроса о ценностях вне человека лишается смысла, если, конечно, не впадать в мистические спекуляции.

 

Такую же ценность представляют и социальные общности, и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Основа этого  заключена в социальной сущности человека и выте­кающей отсюда диалектике общества и личности.

 

Помимо этого к высшим ценностям следует отнести такие  «пре­дельные» и наиболее общие  для людей ценности, как смысл  жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т.д.

 

 

а) Высшие ценности.

 

Этот тип ценностей  оказывает первостепенное влияние  на социализацию личности. Их реализация по существу тождественна реализации самого глубинного слоя структуры личности. Без этого не только не может состоятся личность, но и сама жизнь для большинства бу­дет невыносимой. Люди, не нашедшие по каким-то причинам, например, смысла жизни или не имеющие возможности реализо­вать его так же, как и другие высшие ценности, часто приходят к

выводу о несостоятельности  самой жизни, а порой кончают  и тра­гедией.

 

Эти ценности бытия выступают  как важнейшие потребности (метапотребности), и они настолько значительны для личности, что их подавление порождает даже определенный тип патологий души, которые происходят, например, от постоянного проживания среди лжецов и потери доверия к людям.

 

С проблемой высших ценностей  и прежде всего смыслом жизни  связана и проблема «экзистенциального вакуума». В экзистенциаль­ном вакууме оказывается человек, запутавшийся в ценностях или не нашедший их. Это состояние особенно распространено в наши дни. Традиционные и устоявшиеся ценности быстро разрушаются, и не только молодым, но и умудренным жизнью людям часто не ясно, для чего жить, к чему стремиться, чего хотеть. Экзистенци­альный вакуум, связанный с потерей смыслообразующих ценно­стей, с недостатком смысла жизни, имеет значительное отрицатель­ное влияние на качество социализации личности и часто ведет к развитию неврозов.

 

Постоянный спутник и  форма проявления экзистенциального  вакуума — скука. В наше время  скука часто ставит гораздо больше проблем, чем даже нужда. Это объясняется  тем, что нужда толкает человека к действию, активности по ее преодолению, скука же часто приводит к бегству  от реальности: пьянству, наркомании, а  порой и к суициду или к  антисоциальному, отклоняющемуся поведению.

 

б)Ценности-средства. Специфические ценности.

 

На социализацию личности воздействуют не только высшие ценности. Немаловаж­ное значение в этом процессе имеют и ценности-средства, которые выступают как промежуточные ценно­сти. Они подчинены высшим ценностям и обусловлены ими. Без ценностей-средств не достижимы никакие цен­ности-цели, но вместе с тем никакие самые благородные цели не оправдывают дурных средств.

 

Следующий аспект рассматриваемой  проблемы касается того,

что различные социокультурные  типы общества имеют специфиче­

ские ценности. Возьмем, например две наиболее значительные в истории человечества ценностные противоположности: восточную и запад­ную. Каждая из них отражает ценности, связанные со спецификой образа жизни соответствующего общества. Так, для восточной тра­диции характерно утверждение единства общества и человека, гос­подство таких норм и правил поведения личности, как справедли­вость, гуманность, искренность, человечность, уважение к родите­лям и старшим.

 

Для западной же традиции характерным  является противопоставление личности и общества и приоритет индивидуальных ценностей над общественными.

 

Следовательно, для нормального  развития личности следует изменять и себя, и социальную среду, мир. Личность, ценностные ориентации которой связаны  только с изменением себя, только лишь с приспо­соблением к социальной среде, обречена на конформистское пове­дение. Абсолютизация же ценностей индивидуализма ведет к отчу­ждению личности от общества.

 

Сравнительный анализ ценностей  западной и восточной куль­тур на современном этапе их развития показывает, что в западной культуре в качестве первичных выступают такие ценности, как индивидуальность, деньги, эффективность, первенство, агрессив­ность, уважение к молодежи, равенство женщин в обществе. В восточной культуре на первом месте находятся коллективная от­ветственность, скромность, уважение к старшим, патриотизм, материнство, авторитаризм. В каждом типе культуры имеются свои достоинства и недостатки. Наша задача поэтому состоит в том, чтобы на основе своей собственной культуры, традиций и менталитета аккумулировать все лучшее, что имеется как в западном, так и восточном типах культуры.

 

 

в) Рыночные ценности.

 

Влияние рыночных ценностей  социализацию личности – актуальная и важнейшая для нас сегодня  проблема. Наше общество переживает ответственный  исторический этап – становление  рыночных отношений. Он связан с изменением не только экономических отношений, но и всей системы социальных отношений, которая зиждется на них. Меняется весь образ жизни людей, и это, конечно, не может не вести к изменению  ценностных ориентаций, мотиваций поведения  и всего процесса социализации личности.

 

В условиях господства рыночных отношений личность нередко теряет свои высшие ценности, составляющие смысл  её жизни. А это ведет к образованию  экзистенциального вакуума.

 

Сами по себе рыночные отношения  и связанные с ними цели и ценности не могут иметь самодовлеющего значения, т.е. выступать как высшие ценности. Это всегда лишь ценности- средства для собственного развития человека. Последующие цели материального обогащения рыночные ценности, конечно, необходимы. Но за ними всегда стоят (и не должны забываться) более основополагающие ценности духовного развития личности. Немаловажная роль по их утверждению в жизни принадлежит философии.

 

 

г) Иррациональные и псевдонаучные  ценности.

 

Сегодня в нашем обществе все шире распространяются иррациональные и псевдонаучные ценности. Наличность систематически обрушивается лавина информации, содержание которой связано с  псевдонаукой (мистика, оккультизм, астрология, магия, колдовство и т.д.). В таких  условиях непроизвольно, на бессознательном  уровне формируется некритическое  мышление и восприятие действительности. Рационализм заменяется иррационализмом, любой функциональный миф считается  рациональным. Формируется тип сознания, вкотором реальные противоречия не принимаются в расчет, принцип объективности подменяется субъективизмом, логика разума заменяется верой и внушением. Налицо, таким образом, основные признаки мифологического мышления.

 

 

В заключение нужно отметить, что одной из важнейших тенденций  развития современной философии  является все большее внимание к  человеку, к проблемам его бытия  в мире и к его внутреннему  миру. И очевидно, это не случайно, потому что, в конце концов, общая  задача философии как раз и  должна заключатся в том, чтобы рационально- практическим способом соединить человека с миром, т.е. сделать человека реальным представителем и субъектом мира, а мир действительно человечным.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Обобщая все выше сказанное, можно сделать следующие выводы. Свобода – это сложнейший и  глубоко противоречивый феномен  жизни человека и общества, имеющий  величайшую притягательность и являющийся в то же время тяжким бременем.

 

Всё изложенное даёт основание  сформулировать понятие духовности человека, которое в светской философской  традиции рассматривается, во-первых, как относительная автономность человека, его независимость от внешних  влияний, а во-вторых, как то, ради чего стоит жить и отдать жизнь в случае необходимости. Духовность – это синтез Истины, Красоты и Добра с акцентом на последнем, ибо его человек способен творить сам. В христианской философии это выражается триадой Веры, Надежды, Любви и обнимающей их Софии, - т.е. мудрости.

 

При всех зигзагах мировой  истории человечество движется по пути гуманизации отношений людей, утверждения общечеловеческой системы ценностей, признания ведущей роли личности в прогрессе. Таким образом, понятия личности, свободы, ценностей обогащают и расширяют наше представление о человеке, его прошлом, настоящем и будущем.

 

 

7.Использовавшаяся при  подготовке реферата литература:

 

Здравоносков А.Г. «Потребности. Интересы. Ценности».

 

Арефьева Г.С. «Общество  как объект социально- философского анализа». - М. 1995 г.

 

Франк С.Л. «реальность и  человек». – М. 1997 г.

 

Калмаков В.Н. «Основы философии». – М. 2003 г.


Информация о работе Духовно-нравственные ценности молодежи