Единство мифического, религиозного и философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:23, реферат

Описание работы

Колыбелью философского знания явились три древнейшие восточные цивилизации — ближневосточная (Месопотамия и Палестина), индийская и китайская. И хотя эти три социокультурных региона очень разнятся, они обнаруживают такие черты философской жизни, которые позволяют говорить о едином, восточном типе философствования. Напомним, в частности, что народы, представляющие эти цивилизации, были “ударной силой”, обеспечившей в Осевое время прорыв к новому образу мышления и освоение социальной и природной среды.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 34.05 Кб (Скачать файл)

 и веданта тесно  связаны между собой. Причем карма-мимамса служит ступенью для

 веданты. Карма-мимамса - начальное изучение Вед - предназначена для домохозяев.

 Она содержит науку  ритуалов. Веданта - окончательный  анализ Вед - предназначена 

 для мудрых людей,  идущих по пути отречения. Она  содержит трансцендентное знание.

 

Цель Карма-мимамсы - дать практическое приложение Вед для достижения дхармы -

 религиозности, артхи - материалбного богатства и камы - удовлетворения чувств.

 Карма-мимамса предлагает картину мира, в центре которой находится человек, а не

 бог, как это описывается  в Веданте, со всеми вытекающими  отсюда последствиями.

 Самодисциплина взята  карма-мимамсой из системы йоги Патанджали.

 

Понятие обязанности - дхарма.

 

Сейчас многие беспокоятся  о своих правах, но редко кто  озабочен испонением

 обязанностей. В карма-мимамсе утверждается, что именно благодаря исполнению

 обязанностей продолжают  существовать семья, общество, страна  и вся вселенная. 

 Выполнение обязанностей - путь человеческой культуры; невыполнение -

 удовлетворения животных  потребностей.

 Дхарма - это дыхание  вселенной. Обязанности связывают  живое существо со всей 

 вселенной. Эти обязанности  предписаны в Ведах. Не выполняя  обязанности, мы 

 мешаем всем. Это называется  адхармой.

 В карма-мимамсе ведические ритуалы - самая высшая обязанность брахманов.

 

Ритуальные обязанности  и философия.

 

Каждый в своей жизни  имеет цели и строит планы. Сейчас эти планы материальны у 

 большинства людей.  Брахман может жить обычной  жизнью, но он будет совершать 

 свои действия как  медитацию и расширит свое сознание от размеров будничной жизни

 до вселенских масштабов.  Но его действия будут продиктованы  ритуалами. Например,

 человек готовит пищу  и предлагает ее Господу с помощью произнесеия мантр, и потом

 вкушает остатки. Но  тут нет никакой любви и  преданности. Цель действий -

 достижение счастья  в этой жизни и получения  лучшего рождения в следующей.

 

Анализ Вед.

 

Карма-мимамса делит все предложения, из которых состоят Веды на предписания -

 видхи, запрещения - нешедха и восхваление с преданностью - стути. Она считает, что

 первые намного важнее  третьих, так как первые можно  просто исполнять каждому, а 

 третьи нуждаются в  объяснении и дополнительном  обдумывании.

 

Наука мантр.

 

Звук - шабда - вечен.

 Существует звук и  тот объект, который этот звук  называет, и они неразрывно и  вечно 

 связаны. Не может  быть звук без формы и формы  без звука. Хотя звук может  начать 

 произносится в какой-то  определенный момент времени, он и до этого существовал

 вечно в непроявленном  состоянии. Точно также и с  формой.

 Мантры нужно уметь  произносить с правильным ритмом, тогда мантра начнет

 пробуждать энергию,  которая была рассеяна до того  момента. Это подобно тому. Как 

 человек в жарких  тропиках испытывает жажду. Хотя  влажность воздуха сто процентов, 

 это сильно отличается  от обычной воды, которой можно  утолить жажду.

 

Понятие Богов и Богинь.

 

Ученые описывают различные законы вселенной. Веды описывают Богов и Богинь,

 которые контролируют  эти законы. Карма-мимамса говорит о неразрывной связи Богов

 и мантр. Мантры - тонкая  форма Богов, и Боги - грубая  форма мантр. Поэтому 

 считается, что правильно  произнося мантры, человек может  по своему желанию 

 управлять законами  природы, так как Боги вынуждены  будут подчиниться звуку мантр 

 и ритуалу.

 

Духовное находится в  материальном.

 

В карма-мимамса есть понимание того, что все вокруг нас духовно. Как это понять?

 Для провидения ритуала  нам понадобятся разные предметы: дрова, масло, 

 зерно,фрукты и так далее. Все эти предметы содержат трансцендентное. Это будет

 проявленно во время проведения ритуала. Мы произнесем мантры и духовная

 сущность, которая в  них была и раньше, проявится.

 Это хороший метод  для тех, кто не понимает  Бога, Мы не понимаем Бога, потому  что 

 наши сердца нечисты.  Но если мы будем видеть  божественное во всем, и будем

 использовать все в  проведении ритуалов, то благодаря  этому из нашего сердца уйдет

 ненависть, вожделение, жадность и все другие отвратительные  вещи.

 

Источники правильного знания.

 

В карма-мимамсе есть шесть различных источников правильного знания. Восприятие,

 логический вывод, сравнение,  свидетельство очевидцев, принятие  авторитета и 

 невосприятие.

 

Понятие души.

 

Карма-мимамса все время подчеркивает конкретные действие карма-йоги. Ритуал

 имеет три составляющие: тот, кто ппроводит, тот, кому преподносится, и сам процесс.

 Основной закон: что  посеешь,то и пожнешь. Следовательно, каждый - хозяин своей

 судьбы. Если кто-то  страдает, значит он отделен от общего вселенского дыхания, и ему

 нужно помочь вздохнуть,  научив науке карма-йоги.

 

В карма-мимамса душа принимается как вечная, беспредельная субстанция наделенная

 сознанием. Считается,  что душа создана, чтобы наслаждаться  миром. Душа может 

 достичь совершенства следуя процессу карма-канда и так достичь всех наслажденй,

 доступных в этой вселенной.

 

Освобождение.

 

Сначала система карма-мимамсы считала, что высшее благо, получаемое от

 выполнения дхармы, это  райские планеты. Позднее она  приобрела доктрину 

 освобождения как и другие философии. Освобождение приходит благодаря нишкама-

 карме или труда  без желания наслаждаться. Карма-мимамса отождествляет сознание с

 состаянием рабства в материальном мире. Соответственно, освобождение описывается

 как состояние блаженства без какого бы то ни было сознания.

 

Джайнизм 

возник и сформировался  в том же историко-культурном поле, что и индуизм, буддизм и сикхизм, и потому имеет много общих  с ними черт, характеристик, идей и  понятий (карма, сансара, дхарма, нирвана, или мокша, и т. д.).

 

Джайнизм не отрицает существование  богов, но в общей схеме мироздания отводит им весьма незначительное место. Миром движет всеобщий закон, а не воля бога-творца, периодически создающего и разрушающего этот мир. Вечное существование вселенной делится на бесконечное число циклов, каждый из которых проходит период улучшения (утсарпини) и упадка (авасарпини).

 

В центре джайнской религиозно-философской доктрины - проблема бытия личности. В трактатах-сутрах излагается учение о пути к освобождению из круговорота бесконечной смены рождений и смертей. Оно может быть достигнуто обретением "трех сокровищ" (триратна): правильным воззрением, или видением истины (самьягдаршана), правильным познанием (самьягджняна) и правильным поведением (самьяг-чарита).

Правильное воззрение  предполагает взгляд на мир в соответствии с джайнским каноном. Согласно его установлениям, мир функционирует вследствие взаимодействия джив (живого) и 5 видов неживого: пространства (акаша), условия движения (дхарма), условия покоя (адхарма), материи или вещества (пуд-гала) и времени (кала). Число джив, вечных и несотворенных, бесконечно. Ими обладают не только люди, боги, животные и растения, но и скалы, камни, воды и другие сущности и природные явления. Дживы взаимодействуют с кармической материей, обретают тела и рождаются в этом мире в виде живых существ, попадая в бесконечный круговорот сансары. Отношения живого и неживого проходят разные стадии, начиная от "притекания" кармического вещества к дживе и кончая мокшей — полным освобождением дживы от пут материального мира. Разные фазы этого отношения описаны в категориях "правильного воззрения".

Вторая "драгоценность" "правильное познание" предписывает средства познания (прамана) и методы (найя). Джайнская теория эпистемологии была разработана весьма тонко и изощренно. Особую роль в ней играла доктрина неединственности (анэканта-вада), предполагающая условность и неполноту всякого высказывания об объекте познания. Уничтожение кармы может быть достигнуто через подвижничество, а предотвращение нового притока "кармического вещества" обеспечивается строгой дисциплиной. Она сводится к соблюдению основных обетов: ненасилия, т. е. ненанесения вреда всем живым существам (ахимса), правдивости (сатья), неприсвоения чужого (астея), целомудрия (брахмачарья), а также отказа от собственности и воздержанности от суетных привязанностей (апариг-раха).

 

Обеты понимались буквально  и строго. Джайнам не разрешалось заниматься сельским хозяйством, так как оно было сопряжено с уничтожением растений и убийством насекомых и мелких животных в почве. Им предписывалась строгая вегетарианская диета. Воду для питья надлежало процеживать, у рта носить повязку, чтобы сохранить жизнь мелким существам, живущим в воде и воздухе. Джайны носили с собой специальные метелки, сметая с дороги муравьев и других насекомых, а с наступлением темноты и вообще не выходили из дому.

 

Подобные строгие аскетические учения и составили основу джайнской этики. Джайнские монахи должны были неукоснительно следовать суровым предписаниям устава. Для мирян, также входивших в джайнскую общину, правила были менее жесткими, но и полное освобождение для них было недоступно.

 

К общеиндийскому фонду идей восходят и джайнские классификационные схемы, запечатленные в его космологии, мифологии и других комплексах представлений, отразивших джайнскую картину мира.

 

Основу культовой практики джайнов составляет почитание тиртханкаров. Значительное место в джайнской ритуалистике занимают паломничества и связанные с ними посты и праздники. Многие из них совпадают с общеиндийскими.

 

Обрядовая жизнь джайнов-мирян в своих основных частях повторяет индуистский жизненный цикл. В общем джайнские общины встроились в индуистскую социальную структуру, образовав в ней особые касты.


Информация о работе Единство мифического, религиозного и философского знания