Ф. Бекон и Р. Декарт о методах познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 11:41, контрольная работа

Описание работы

В XVII веке новая ориентация философии - на науку, а значит и на гносеологию. Интерес философов был направлен в основном на вопросы познания. Поэтому главной проблемой стал поиск достоверного метода познания. Этим вопросом занимались философы нового время - фигуры Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта (1596-1650). Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт - понятие метода в философии. Сближает Бекона и Декарта разработка проблем методологии научного исследования (способ обоснования). Они заложили основы для построения философской системы Нового Времени, выдвинули на первый план проблемы гносеологии (анализ познавательного процесса), дали глубокое философское обоснование методологии научного познания.

.

Содержание работы

Введение 3
1. Метод познания Френсиса Бекона: 9
1.1). Жизнь и творчество Френсиса Бекона. 9
1.2). Теория познания в философии Френсиса Бекона. 11
1.3). Учение об «идолах» или призраках познания. 13
2. Метод познания Рене Декарта 18
2.1).Жизнь и творчество Рене Декарта 18
2.2). Познание: цели и метод достижения истины 20
2.3). Очевидность как критерий истины и методическое сомнение. 24
Заключение. 27

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 84.98 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ.

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

"Вологодский государственный  технический университет".

 

 

Кафедра философии.

 

 

 

 

Контрольная работа №1 по философии.

Тема: «Ф. Бекон и Р. Декарт о методах познания».

 

 

 

 

Выполнил: Князев А. А.

Группа: ЗЭС-31.

Шифр: 09073003103.

Дом. адрес: 161350, Вологодская обл., с. им. Бабушкина, ул. Садовая, д. 54а.

 

 

 

 

Вологда 2011г.

 

Содержание.

 

Введение                                                                                                                     3

1. Метод познания Френсиса  Бекона:                                                                    9

1.1). Жизнь и творчество  Френсиса Бекона.                                                     9

1.2). Теория познания в  философии Френсиса Бекона.                                 11

1.3). Учение об «идолах» или призраках познания.                                       13

2. Метод познания Рене  Декарта                                                                          18

2.1).Жизнь и творчество  Рене Декарта                                                            18

2.2). Познание: цели и метод  достижения истины                                         20

2.3). Очевидность как критерий истины и методическое сомнение.            24

 Заключение.                                                                                                             27

 

Введение.

 

XVI - XVII века - время, обозначившее  крупные перемены в жизни Европы (новое время). Развитие буржуазных отношений в обществе, изменения в экономических, политических, социальных отношениях и сознании людей. Эпоха научных революций – наука и разум преобразуют мир.

Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении - все это нашло свое отражение  в новой проблематике и стиле  философии. Философия должна была осознать смысл и масштаб происходящих перемен и, отвечая ходу событий  ввести современников в новый  мир, мир с иным местоположением  самого человека в его отношении  к природе, обществу, самому себе и  Богу.

В XVII веке новая ориентация философии -  на науку, а значит и на гносеологию. Интерес философов был направлен в основном на вопросы познания. Поэтому главной проблемой стал поиск достоверного метода познания. Этим вопросом занимались философы нового время - фигуры Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта (1596-1650). Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт - понятие метода в философии. Сближает Бекона и Декарта разработка проблем методологии научного исследования (способ обоснования). Они заложили основы для построения философской системы Нового Времени, выдвинули на первый план проблемы гносеологии (анализ познавательного процесса), дали глубокое философское обоснование методологии научного познания.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение 1. Метод  — (от греч . methodos — путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод — способ построения и обоснования системы философского знания

Метод конкретизируется в  методике. Методика — это конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала.

 Выбор и применение методов и различных методик исследовательской работы предопределяются и вытекают и из природы изучаемого явления, и из задач, которые ставит перед собой исследователь. В науке метод часто определяет судьбу исследования. При различных подходах из одного и того же фактического материала могут быть сделаны противоположные выводы. Характеризуя роль правильного метода в научном познании, Ф. Бэкон сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он образно сказал: даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем: не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должны быть истинными.

Метод сам по себе не предопределяет полностью успеха в исследовании действительности: важен не только хороший метод, но и мастерство его  применения. В процессе научного познания используются разнообразные методы. В соответствии со степенью их общности они применяются либо в более узкой, либо в более широкой области. Каждая наука, имея свой предмет изучения, применяет особые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта. Так, методы исследования общественных явлений определяются спецификой социальной формы движения материи, ее закономерностями, сущностью.

Решение разнообразных конкретных задач предполагает в качестве необходимого условия некоторые общие философские методы, отличительная особенность которых — универсальность. Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине. К таким методам относятся законы и категории диалектики, наблюдение и эксперимент, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция и т.д. Под диалектикой имеют в виду прежде всего учение о наиболее общих закономерностях развитя бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Если специальные методы выступают как частные приемы раскрытия закономерностей исследуемых объектов, то философские методы, являются приемами исследования тех же объектов с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов движения, развития, разумеется, по-особому проявляющихся в зависимости от специфики объекта. Философские методы не определяют однозначно линию творческих поисков истины. И в этом вопросе последнее и решающее слово в конечном счете принадлежит практике, жизни. Каждый метод дает возможность познавать лишь какие-то отдельные стороны объекта. Отсюда возникает необходимость во «взаимной дополнительности» отдельных методов, что обусловлено кроме всего прочего тем, что каждый из них имеет определенные пределы своих познавательных возможностей.

Определение 2. Познание — это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации о различных объектах.

Существуют два основных уровня познания:

а). эмпирическое (чувственное) познание;

б). теоретическое познание.

Процесс познания протекает  в различных чувственных и рациональных формах. К чувственным формам относятся ощущения, восприятия и представления. Рациональными формами являются понятия, суждения, умозаключения, проблемы, гипотезы, теории и др.

Общие проблемы познания: его  природа, отношения знания и реальности, условия его истинности являются предметом исследования одного из относительно самостоятельных разделов философии — теории познания или гносеологии (греч. gnosis — знание и logos — учение).

Познаваем ли мир? Способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину  действительности?

Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом. Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называется агностицизмом (греч. agnostos — недоступный познанию, непознаваемый). Агностицизм следует определить как учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Элементы агностицизма содержатся в релятивизме. Релятивизм утверждает, что все в мире относительно. Релятивизм послужил источником скептицизма. Скептицизм — это философское направление, выдвигающее сомнение (особенно сомнение в надежности истины) в качестве принципа мышления.

Познание мира, построение образа этого мира необходимо для  полноценной ориентации в нём, для  достижения каких-либо целей. Таким образом:

Определение 3. Метод познания — система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

Здесь прежде всего имеется в виду метод научного познания. Процесс научного познания носит по самой своей сущности творческий характер. Законы, управляющие процессами природы, общества и человеческого бытия, не просто вписаны в наши непосредственные впечатления, они составляют бесконечно разнообразный мир, подлежащий исследованию, открытию и осмыслению. Этот познавательный процесс включает в себя и интуицию, и догадку, и вымысел, и здравый смысл.

Вот некоторые виды методов  научного познания, которые чаще всего  используются в различных исследованиях:

Анализ — расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.

Аналогия — прием познания при котором на основе сходства объектов по одним признакам делается заключение об их сходстве по другим.

Дедукция — вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Индукция — метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция представляет вывод общего положения о классе в целом. Такой вывод имеет достоверный характер, но сфера его применения ограничена изученным классом явлений, число которых легко обозримо. Неполная индукция позволяет делать вывод на основе изучения не всего класса явлений, а только его части. Основанием для выбора служит раскрытие у исследуемых элементов класса существенных признаков. Исследователь предполагает, что они присущи всему классу явлений. Такой вывод имеет не достоверный, а вероятностный (предположительный) характер. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая в себя теоретическое мышление (в частности, дедукцию), способна давать достоверное (или практически приближающееся к достоверному) заключение. Она носит название научной индукции.

Классификация — разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком (особое значение имеет в описательных науках: геологии, географии, некоторых разделах биологии).

Моделирование — изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.

Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Обобщение — прием мышления, в результате которого устанавливаются общий свойства и признаки объектов.

Описание — фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

Прогнозирование — специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.

Синтез — соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Эксперимент — апробирование, испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В эксперименте стремятся выделить изучаемое явление в чистом виде, с тем чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации.

 

 

 

 

На первом месте проблемы гносеологии. Два основных направления: эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный  опыт как единственный источник знаний; и рационализм, который выдвигает  на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.

Рационализм- (ratio - разум) как целостная система гносеологических воззрений начал складываться в 17-18 вв. в результате "торжества разума" - развития математики и естествознания, хотя его истоки можно найти еще в др.греческой философии, например еще Парменид различал знание "по истине" (полученное посредством разума) и знание "по мнению" (полученное в результате чувственногог восприятия).

Культ разума вообще характерен для эпохи 17-18 вв. - истинно только то, что укладывается в определенную логическую цепочку. Обосновывая безусловную достоверность научных принципов математики и естесвознания рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает как его источником, так и собственно критерием истинности. Так например к основному тезису сенсуалистов "нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах" рационалист Лейбниц добавляет: "Кроме самого разума".

Принижение роли чувств и  ощущений восприятия в форме которого реализуется связь с миром влечет за собой отрыв от реального объекта познания. Обращение к разуму как единственному научному источнику знания привело рационалиста Декарта к заключению о существовании врожденных идей. Хотя, с точки зрения материализма, это можно назвать "генетическим кодом", передаваемым от поколения к поколению. С ним перекликается Лейбниц, предполагая наличие предрасположений (задатков) мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая характеристика философии Нового времени.

Философия Нового времени  охватывает период XVI – XVIII вв. Это время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика превращаются в самостоятельные науки. Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения — с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку. Однако остается проблемой выработка общенаучных методов познания, возникает необходимость обобщения и систематизации данных естественных наук. Отсюда возникают новые задачи и приоритеты в философии Нового времени.

Информация о работе Ф. Бекон и Р. Декарт о методах познания